Автор: Ложечник Надежда Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ г.Мурманска №83 Населённый пункт: Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: Застенчивые дети Раздел: дошкольное образование
Цель: познакомить воспитателей спроблемой застенчивости детей.
Задачи:
- сформировать представление о застенчивых детях, об их поведенческих
реакциях;
- обучить способам работы с застенчивыми детьми;
-способствовать развитию чуткости и внимательного отношения к детям.
Количество участников : 12 человек
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, доска.
Ход встречи.
Вводная часть. Здравствуйте, я рада видеть вас здесь сегодня. Как вы уже
знаете, тема нашей сегодняшней встречи звучит как «Застенчивые дети».
Данную тему я выбрала не случайно, ведь проблема застенчивости может
встать
в
один
ряд
с
проблемами
агрессивного,
п р от е с т н о го ,
демонстративного поведения. Для многих воспитателей застенчивый ребенок
является «удобным», потому что он послушен, не шумит, не «хулиганит».
Однако
одобрение
взрослых
не
уменьшает
страданий,
которые
приносит
патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также
тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети
могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными
навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни.
Упражнение «Портрет».
Цель: составление портрета застенчивого ребенка
Инструкция: «Итак, давайте определимся с вами кто же такой застенчивый
ребенок. Опишите по очереди портрет застенчивого ребенка».
Мини-информация.
Основными внешними поведенческими
признаками
застенчивого
ребенка являются:
ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
избегает смотреть в глаза;
сам не начинает разговор с другими детьми;
пассивен при общении,
говорит тихим голосом.
мало друзей,
застенчивый
человек
очень
раним,
болезненно
воспринимает
критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его
ругают.
может не ответить на вопросы воспитателя
боится большого количества людей
застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем
более отстаивать собственное мнение;
застенчивая
личность
чрезмерно
сосредоточена
на
себе,
ей
свойственен
эгоцентризм
в
поведении.
Застенчивый
ребенок
постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его
поведении, личности
опущенная голова
сутулые плечи
взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
затруднения при ответе на простые вопросы
предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ
или затруднения в общении с посторонними людьми.
На
физиологическом
уровне
застенчивые
люди
испытывают
следующие
ощущения: учащается пульс и дыхание, сильно бьется сердце, выступает пот,
а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции мы
испытываем
при
любом
сильном
эмоциональном
п от р я с е н и и .
Отличительным физическим симптомом застенчивости служит покраснение
на лице, которое невозможно скрыть.
Упражнение «Где застенчивый ребенок?».
Цель:
формирование
способности
распознавать
застенчивое
поведение
ребенка при визуальном наблюдении.
Инструкция: «А теперь давай закрепим полученный материал посредством
просмотра отрезков из фильмов. Здесь будет изображено разное поведение
детей,
ваша
задача
после
просмотра
фильма
сказать
какое
поведение
демонстрирует герой».
Используемые фильмы:
- «Пенелопа», фильм
- «Детсадовский полицейский», фильм
- «Дежурный папа», фильм
- «Трудный ребенок», фильм,1990г.
- «Головоломка», мультфильм, 2015г.
Упражнение «Способы преодоления застенчивости»
Цель: выработать способы преодоления застенчивости у детей
Инструкция: «Давайте поговорим о том, что вы, как воспитатель, можете
сделать, чтобы как бы вытащить ребенка из своей «скорлупы», как вы можете
помочь ребенку в преодолении застенчивости».
Мини-информация.
Итак, какие могут быть советы по работе с застенчивыми детьми:
1.
Не следует торопить ребенка при ответах на вопрос. Для таких детей
не годится блиц-опрос, где требуется быстро дать краткий и четкий
ответ
на
поставленный
вопрос.
Воспитатель
может
создавать
для
ребенка ситуацию запланированного успеха, когда педагог спрашивает
ребенка, если твердо уверен, что тот сможет ответить;
2.
Не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи.
При таком отношении будет формироваться мотив избежания неудач, и
добиться
успеха
станет
непосильной
задачей.
Для
развития
потребности в достижении успехов следует всеми возможными мерами
закреплять
те
положительные
переживания,
которые
возникли
при
достижении успеха в практической деятельности;
3.
Ни
в
коем
случае, не следует кричать на детей или кричать в их
присутствии;
4.
Нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего
не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со
стороны взрослого;
5.
При
контакте
с
застенчивым
ребенком
важно
использовать
невербальные
средства
общения,
жесты
открытости
и
доверия,
установить контакт глаз;
6.
Застенчивые
дети
очень
чувствительны
к
оценкам
окружающих,
поэтому не допускайте в своих высказываниях негативные отзывы о
личности ребенка.
7.
Пронаблюдайте за ребенком, который по вашему мнению, застенчив.
Возможно
он
интроверт,
и
подобный
стиль
поведения
–
это
его
осознанный
выбор,
при
этом
ребенок
чувствует
себя
комфортно
и
пользуется уважением товарищей. В таком случае не следует бороться с
несуществующей проблемой. Многие дети, не очень общительные по
натуре,
считаются
в
среде
сверстников
серьезными,
умными,
надежными, на их суждения полагаются, к их мнению прислушиваются
– такой ребенок может быть счастлив и доволен жизнью.
8.
Подумайте,
что
стало
причиной
застенчивости,
и
постарайтесь
устранить
ее.
Возможно,
ребенок
испытывает
пренебрежительное
отношение
со
стороны
сверстников.
Зачастую
ребенок
не
умеет
показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят
отрицательные стороны, а не положительные. Если носит очки, имеет
какие-либо
физические
дефекты,
он
легко
может
стать
жертвой
насмешек. Надо приложить все возможные усилия, чтобы исправить
ситуацию.
9.
Никогда не критикуйте ребенка за его поведение. Никогда не говорите:
«Да ты трус», «Дома вон какой смелый, а здесь и рта раскрыть не
можешь», «С тобой так никто играть не будет» и т. д. Дошкольники
живут в мире чувств и эмоций, чтобы чувствовать себя защищенным,
ребенок должен быть окружен вниманием и любовью.
10.Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о
его робости и стеснительности способно привести к тому, что все
мысли
ребенка
будут
направлены
на
эти
черты,
исключая
все
остальное. Застенчивые дети легко внушаемы и могут подсознательно
посчитать такие слова сигналом к действию. Лучше охарактеризовать
стеснительного
ребенка
как
вдумчивого,
предусмотрительного,
осторожного. Такие эпитеты способны положительно воздействовать
на его самооценку.
11.Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми
(в том числе с
братьями и сестрами). Нужно сравнивать ребенка только с самим
собой. Не ставьте ему в пример других детей, в таком случае ребенку
будет еще сложнее наладить общение с детьми.
12.Для коррекции застенчивого поведения воспитатели могут проводить
всевозможные игры:
- Научите ребенка свободно говорить о своих эмоциях и чувствах, это
очень пригодится ему в дальнейшей жизни. Часто неумение выражать
свои эмоции делает людей несчастливыми в личной жизни. Помочь вам
могут различные игры.
Например, игры-пантомимы благоприятно воздействуют на развитие
эмоциональной сферы, способствуют раскрепощению и преодолению
психологических барьеров. Например, распространенная игра «Где мы
были, мы не скажем, а что делали покажем» (для детей от 5 лет).
Необходимо
без
слов
показать
какое-либо
действие.
Если
детей
в
группе много, можно разделиться на две команды, одна показывает,
другая отгадывает. Затем они меняются местами.
- Игры на развитие выразительности речи. Игра «Кто больше?» (дети с
6
лет)
Надо
произнести
какое-либо
слово
или
фразу
с
разной
интонацией.
Например,
короткое
слово
«Дай»
можно
сказать
требовательно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно.
-Игры,
снимающие
страх
публичных
выступлений.
Например,
игра
«Царевна Несмеяна» (дети с 5 лет). Один игрок изображает Царевну
Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются ее рассмешить (можно
пантомимой,
а
можно
и
словесно).
Тот,
кому
это
удается,
сам
становится Царевной.
Кейс-задания.
Цель:
закрепить
полученный
материал,
отработать
навык
работы
с
застенчивыми детьми.
Инструкция: «Сейчас я вам выдам задания. Вам необходимо будет прочитать
и рассказать, чтобы вы сделали в данной конкретной ситуации»
1.
Вы видите, что Алеша К. собирает конструктор один, сидя в дальнем
углу группы. Но при этом с интересом поглядывая на детей. Ваши
действия?
2.
Вы проводите развивающее занятие и задаете вопрос Кате А. Она
молчит, краснеет, опустив голову вниз. Ваши действия?
3.
Идет подготовленный вами праздник. Следующий выход Марины
П., она читает стихи. Как только вы объявляете выход Марины П.,
она вжимается в стульчик, краснее и опускает голову вниз. Ваши
действия?
4.
Вы распределяете роли для праздника между воспитанниками. Ане
Д. вы хотите дать главную роль, но она отказывается и говорит, что
вообще не будет никого играть. Ваши действия?
5.
Ваши ребята слепили поделки. Вы предлагаете поставить их на
стенд, но Валя О. отказывается, и говорит, что лучше возьмет домой,
а то все будут смотреть на нее. Ваши действия?
6.
Вы проводите праздник. Выходит на сцену Зоя А. Смотрит на всех и
начинает читать стих очень тихим голосом, что ничего не слышно. И
при этом она теребит свое платье и пытается поднять его вверх.
Ваши действия?
7.
Дети сами играют в игрушки. Ира В. Сидит поодаль от всех с
куклой. К ней подходит Саша и забирает куклу. Ира сидит ничего не
говорит и только смотрит на Сашу. Ваши действия?
Рефлексия и обратная связь.
Цель:составить мнение о проведенном занятии
Инструкция: « Я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии и прошу
каждого из вас продолжить такую фразу:
На сегодняшнем занятии я приобрела…
Сегодняшнее занятие для меня…