Напоминание

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики через игровые методы.


Автор: Мухотдинов Энвер Ягферович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ "Кадетская школа полиции "Калкан"
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Методичаская разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики через игровые методы.
Раздел: полное образование





Назад





Мухотдинов Энвер Ягферович

преподаватель физики,

ГБОУ Кадетской школы полиции «Калкан» г. Набережные Челны,

Республика Татарстан

Активизация познавательной деятельности

обучающихся на уроках физики через игровые методы.

Аннотация.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся, повышения эмоционального уровня усвоения знаний, как на уроках, так и внеклассных занятиях часто используются игровые технологии. Игра приучает обучающихся мыслить, выделять главное, обобщать, развивать память, способности. Для решения этих учебно- воспитательных задач при обучении химии могут быть использованы дидактические игры. Желание играть, стремление к деятельности, основывающейся на способности воображения свойственны любому обучающемуся. Ключевые слова: игра, творческая личность, личностный подход, игровые педагогические технологии, модернизация образования. Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей обучающегося.
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». (Дистервег) Среди различных способов активизации познавательной деятельности определенное место занимают дидактические игры. Игровой метод включения студентов в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра не развлечение, а особый метод вовлечения обучающихся в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. И, как любое другое средство обучения, должна применяться только в сочетании с другими методами, средства- ми и приемами преподавания. Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: - дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; - учебная деятельность подчиняется правилам игры; - учебный материал используется в качестве средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; - успешное выполнение дидактического задания связывается с
игровым результатом. Применение на уроках физики дидактических игр облегчает процесс обучения, делает его интересным и наиболее содержательным, а это конечным счетом приводит к лучшему усвоению материала, способствует формированию и развитию интереса физики. Игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживленной, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В своей практической деятельности наиболее часто я использую уроки-соревнования при выполнении лабораторных или практических работ, экспериментов для обобщения изученного материала. Основная дидактическая цель, которых - приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях, требующих интеграции знаний. На уроках реализую идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив. Безразличие к обучению в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные учащиеся. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, делать выводы. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры, заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе,
выступает в виде вопроса, как бы проектирующего определенные требования в отношении знаний. Правила определяют порядок действий в поведении учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность про- явить свои способности. Познавательное содержание дидактической задачи заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Результат – это финал игры, предающий ей законченность, выступает в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение, показатель условия достижения учащимися или в усвоении знаний, или их применения. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих правил, дидактическая игра или невозможна или теряет свою специфическую - форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Игровые методы, используемые в процессе обучения учащихся, в настоящее время имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии обучающихся как средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что роль обучающих игровых методов в образовании чрезвычайно важна. Физика – сложная и наиболее прогрессирующая наука и в целом процесс усвоения знаний для обучающихся является нелегким и напряженным трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо формировать эти психические свойства. Таким образом, обучающийся познает мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. То есть обучение служит не только усвоению знаний, но и способствуют повышению эффективности обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Перельман Я.И. «Занимательная физика». М: «Наука»,1983. 2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя – М: Просвещение, 1992. 3. Ланина И.Я. «100 игр по физике», Учебное издание, «Просвещение» 1995. 4. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М, 1988.


В раздел образования