Автор: Сухих Елена Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад№22 Населённый пункт: Пос. Верхняя Синячиха, Алапаевский район, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: НОД "Живые семена" Раздел: дошкольное образование
организации совместной образовательной деятельности педагога с детьми
Тема (проект): «Живые семена».
Участники ОД: дети шестого года жизни, педагог.
Форма ОД: совместная образовательная деятельность.
Форма организации: подгрупповая.
Длительность : 25 минут.
Цель
ОД : Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе овладения приемам посева
семян для дальнейшей высадки рассады в огород.
Задачи образовательной деятельности:
обучающий аспект:
Подведение детей к пониманию того, что для жизни растений необходимы благоприятные условия (почва, влага, свет,
тепло).
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями растения в процессе роста.
развивающий аспект:
Развивать инициативность, самостоятельность, активность и дружелюбие;
Развивать активную речь в процессе беседы;
Развивать умение договариваться о совместных действиях, представлять результат трудовых действий.
Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
воспитательный аспект:
Воспитывать желание участвовать в общем деле, добиваться хорошего результата;
Воспитывать интерес к трудовой деятельности;
Способствовать проявлению эмоционального отклика, чувства заботы и любви ко всему живому. Способствовать
воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью.
Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.
Виды
детской
деятельности : Двигательная, игровая, трудовая, познавательно-исследовательская.
Технологии: игровая, технология сотрудничества, здоровье-сберегающая, технология исследовательской деятельности,
проектной деятельности.
Методы и приемы:
Словесные:
беседа, диалог, разъяснение, уточнение
последовательности выполняемой работы детьми,
анализ и оценка
проделанной работы.
Наглядные: наблюдение натурального объекта (показ и анализ), рассматривание, демонстрация слайдов.
Игровые:
создание
проблемной
ситуации
дидактическая
игра,
воображаемая
ситуация
(превращение
в
огородников),
физминкутка.
Практические: работа со схемами (фазы роста растения; алгоритм посадки семян); распределение семян по стаканчикам,
выполнение задания (посадка).
Стимулирование и мотивация: создание проблемной ситуации, выращивание рассады для получения урожая, похвала, оценка.
Методы воздействия на эмоциональную сферу: развивать инициативность и желание участвовать в общем деле, музыка,
доброжелательное отношение, похвала.
Оборудование
и
материалы : одноразовые стаканчики, фартуки, палочки с отметкой для лунки, семена, почва, лейки с водой,
совки, тряпочки.
наглядные : карточки с алгоритмом посадки семян (схема), карточки с алгоритмом роста растений, рассада в банке.
мультимедийные : проектор, экран.
литературные: пальчиковая гимнастика «Капуста», физкультминутка «Мы пойдем в огород».
музыкальные : песня «Антошка», музыка и слова В. Шаинского.
Предварительная работа : беседы о фруктах и овощах, чтение и заучивание стихотворений М. Пожарова «В огороде»,
Т.Шорыгова «Свежий урожай», А.Максасова «Посадила в огороде» (рекомендованы для домашней работы), загадывание
загадок, разучивание физкультминутки «Мы пойдем в огород», пальчиковая гимнастика «Капуста», дидактические игры «Что
зачем», «Выросло растение».
Активизация словаря: Огородник, рассада, лунка, семена.
Программно-методический комплект :
Веракса Н.Е. ОТРОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
Планируемый результат в виде целевых ориентиров:
Дети проявляют активность в познавательной, трудовой деятельности, в разговоре.
Проявляют эмоциональное отношение к живой природе.
Умеют взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; подчиняются правилам и социальным нормам поведения в
коллективе при совместной деятельности.
Умеют
внимательно
слушать
и
активно
обсуждать,
задавать
вопросы
и
отвечать
на
них
в
пределах
своей
осведомленности в трудовой деятельности.
Умеют делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.
Способны сосредоточенно действовать в течение 25 мин.
Этапы
(последовательн
ость)
деятельности
Содержание
Действия, деятельность
педагога
Действия, деятельность
детей, выполнение которых
приведет к достижению
запланированных
результатов
Планируемый
результат
Вводный этап.
Определение
темы занятия
Дети заходят в группу.
-Ребята, сегодня у нас много гостей,
давайте подойдем к ним и подарим
каждому кусочек весеннего тепла.
Педагог задает вопрос: «Ребята, как вы
думаете, что нужно делать, чтобы вы
росли сильными, крепкими
здоровыми?»
Вопрос: «Где люди могут приобрести
витамины?»
Правильно, витаминов много в овощах
и фруктах.
Педагог и дети
здороваются с гостями,
дарят им заранее
сделанные подарки -
солнышки.
Задает положительный
эмоциональный настрой.
Вовлекает детей в беседу.
Дети делятся своими
положительными
эмоциями с гостями.
Дети внимательно
слушают педагога.
Ответы детей.
Высказывают свое мнение.
Дети
настроены на
общение.
Установление
дружеских
отношений.
Проявляют
интерес к
беседе. Умение
-А где растут фрукты? В саду или в
огороде? (Педагог показывает слайд с
изображением садового участка).
Слайд №1.
А как называется человек, который
ухаживает за деревьями в саду?
- А где растут овощи?
Слайд №2.(Показ слайда с
изображением огорода).
-А как называют человека, который
работает в огороде? Огородник.
-Какое сейчас время года?
-Какой месяц?
-Как вы думаете, огородник сейчас
может работать на огороде?
-Правильно.
Слайд №3.(Педагог дополняет ответы
детей, демонстрирует слайд, с
изображением огорода в весеннее
Предлагает обратить
внимание на слайд.
Направляет детей на
правильный ответ.
Предлагает обратить
внимание на слайд.
Поощряет высказывания
детей, проявляет
уважение к детским
высказываниям.
Использует наглядные
средства.
Рассматривают слайд.
Дети высказываются.
Дети рассматривают
фотографию.
Дети сомневаются с
ответом. Повтор слова
«Огородник»
подгрупповой и
индивидуальный.
Дети отвечают на вопросы
полным предложением.
вести диалог.
Освоение
нового слова.
Активизация
словаря.
время года).
- В огород сейчас не выйти, но все
огородники заняты работой.
У каждого огородника есть вот это
(пакетики с семенами).
- Вы знаете, что это?
В каждом семени спит растение. Но
если создать специальные условия, эта
сила поможет семени дать росток.
Растению вырасти, зацвести и
принести плод.
Огородники весной выращивают
рассаду.
Воспитатель показывает рассаду
перца.
- Рассаду выращивают в баночках или
в коробках. Рассада, это немного
подросшее растение. Когда земля на
огороде прогреется, огородник
высадит рассаду в землю, чтобы она
росла дальше.
Слайд №4(Показ слайда с высаженной
рассадой на грядке).
Стимулирует
любознательность,
интерес.
Постановка проблемы,
способствующая
подгрупповой работе
детей.
Использует наглядные
средства, стимулирует
интерес.
Задает вопрос,
стимулирует процесс
мышления.
Использует наглядные
средства.
Рассматривают слайд.
Внимательно слушают
педагога.
Дети концентрируют
внимание, слушают,
рассматривают рассаду.
Выражают свои мысли,
мнения.
Ответы детей.
Выражают свое мнение по
вопросу.
Ищут,
находят решение,
выражают собственные
суждения.
Осознание детьми того,
Получение
новых знаний.
Проявляют
интерес к
предстоящей
деятельности.
Дети
продолжают
Все лето растения будут расти на
огороде, их будет греть солнце и
поливать дождь.
- Что дадут растения к концу лета?
(Показ слайдов с плодами растений).
Дидактическая игра «Выросло
растение».
На столе расположены картинки с
фазами роста растения, от семечки, до
получения урожая.
-А вы хотите стать огородниками?
- Сегодня мы будем сажать овощи:
огурцы и помидоры.
-Что нужно сделать перед началом
работы?
Педагог предлагает детям
собрать в правильной
последовательности
карточки.
Задает вопросы,
обобщает, поощряет
детские высказывания.
что семена, это живые
существа (в каждом
семени есть растение).
Выражают свое желание.
знакомиться с
этапами роста
и развития
растений: от
семени до
взрослого
плодоносящего
растения.
Основной этап
-Чтобы превратиться в огородника,
нужно произнести волшебные слова:
«Раз, два, три повернись, в огородника
превратись!»
Физкультминутка.
-Давайте сделаем зарядку для
огородников (физкультминутка).
Стимулирует детей на
выполнение
физкультминутки.
Дети повторяют слова.
Дети выполняют
физкультминутку
«Мы пойдем в огород»
(По окончании
Проявляют
активность,
желание
участвовать в
общем деле,
добиваться
хорошего
результата.
Умение
Проблемная ситуация. Педагог достает
пакет, в котором находятся стаканчики
с семенами разных овощей. ( На
крышке стаканчика приклеена
картинка с изображением овоща и
несколько семян).
- У меня в пакете в стаканчиках лежат
семена разных растений. Среди них
есть семена огурцов и помидоров,
сейчас мы их рассмотрим.
-Ой, я плохо закрутила крышки и все
семена перемешались. Что же делать?
Организуется дидактическая игра «
Разбери семена».
Педагог включает запись песни
«Антошка» В.Шаинского.
Детям предлагается пройти за столы и
помочь разобрать семена.
В процессе работы детей, педагог
продолжает беседу о семенах.
-Обратите внимание, какие они разные.
Постановка проблемы.
Создает проблемную
ситуацию, показывает
свою заинтересованность.
Контролирует процесс
перебирания семян по
баночкам.
Задает вопрос, вовлекает
в слушание.
физкультминутки дети
садятся полукругом).
Внимательно слушают
педагога.
Рассматривают семена.
Концентрируют внимание,
рассматривают семена,
слушают.
Проводится работа в две
подгруппы.
Дети работают за столами,
разбирают семена по
стаканчикам в
соответствии с картинкой.
Ответы детей.
слушать,
выполнять
движения.
Получение
эмоциональног
о отклика от
физкультминут
ки.
Обогащение
опыта
подгрупповой
работы.
-Расскажите, какие они?
- Как вы думаете, почему семена не
похожи?
- Вот семена помидоров, какие они?
- А это семена огурцов. Какую форму
имеют они?
Воспитатель благодарит детей за
помощь.
Хвалит детей.
Дети выражают свои
мысли.
Дети садятся на стулья.
Практическая
работа
Ребята, прежде чем начать работу, я
предлагаю вам вспомнить, в какой
последовательности нужно сажать
семена.
- Посмотрите, у нас на доске несколько
картинок. Их нужно расположить по
порядку.
Дидактическая игра «Что зачем?»
-С чего вы начнете работу? Что
дальше? Почему в стаканчик нужно
насыпать земли немного? Что будет,
если сделать глубокую лунку?
Постановка проблемы,
способствующая
подгрупповой работе
детей.
Приглашает к доске,
чтобы выстроить
картинки в правильной
последовательности.
Задает вопросы,
обобщает, проявляет
уважение к детским
высказываниям.
Дети сидят лицом к доске.
Дети вспоминают
последовательность
посадки (предварительная
работа ознакомление
детей с процессом посадки
семян в почву).
Ответы детей.
По ходу ответов дети
вывешивают
соответствующие
картинки.
Обучение
детей приемам
посева.
Закрепление
ранее
полученных
знаний.
Запоминание
последовательн
ости посадки
семян.
Реализовать
потребность
детей в
- Мы вспомнили, как правильно сажать
семена. Можем приступать к работе.
Но сначала разомнем наши умелые
ручки.
А теперь проходите за столы, мальчики
за синий, а девочки за желтый и
приступим к работе.
Только, пожалуйста, не торопитесь,
будьте внимательны. Ведь от вашей
работы будет зависеть урожай на
нашей грядке.
После посадки воспитатель
спрашивает:
« Куда нужно поставить стаканчики с
посаженными семенами?»
-Правильно! Ведь для роста растений
нужен свет и тепло.
Поощрение детей за
внимательность и
правильные ответы.
Посадка семян по
алгоритму.
Вовлекает детей в
трудовую деятельность.
Включает детей в
самостоятельную
деятельность,
предоставляет время
деятельности;
предоставляет материалы
и инструменты,
наблюдает и оказывает
помощь во время работы.
В процессе деятельности
воспитатель дает детям
советы, задает встречные
вопросы. Высказывает
мнение об их действиях.
Подбадривает.
Дети выполняют
пальчиковую гимнастику.
Дети подходят к столам и
делятся на две подгруппы
(мальчики и девочки).
Выполняют заданную
работу.
Дети работают по схеме.
Отвечают на вопросы,
высказывают свое мнение.
общении через
проделываему
ю работу.
Развивать
мелкую
моторику.
Развивать
инициативност
ь,
самостоятельно
сть, активность
и дружелюбие.
Умение
работать по
схеме. Умение
делать
логический
вывод.
Подведение
детей к
пониманию
того, что для
жизни
растений
необходимы
благоприятные
условия (почва,
влага, свет,
тепло).
Заключительн
ый этап.
Завершение практической работы.
Ребята, что нужно сделать теперь?
-Конечно, молодцы. Стаканчики с
посаженными семенами нужно
отнести на подоконник, поближе к
свету и теплу.
Педагог предлагает детям
подумать.
Дети высказывают свои
мысли, мнения.
Дети выполняют трудовые
поручения.
Умение делать
выводы.
Осознание
того, что, для
проращивания
семян
необходимы
определенные
условия: земля,
вода, тепло и
свет.
Итог.
Рефлексия
Дети, вспомним, чем вы сейчас
занимались.
-Кем вы были?
-Семена каких растений сажали?
-Что больше всего запомнилось?
- В чем вы испытывали трудности?
-Что у вас получалось лучше всего?
-А сейчас мы с вами начнем наблюдать
и ухаживать за нашими посевами. Кто
первым заметит ростки, сообщит нам
об этом.
-Молодцы, сегодня вы были
Закрепление пройденного.
Привлекает детей к
подведению итогов, к
рефлексии (самоанализу).
Похвала педагога.
Предполагаемые ответы
детей.
Отвечают на вопросы,
выстраивают полный
ответ.
Умение
оценивать
результат своей
деятельности;
умение
выражать
чувства, вести
диалог.
Умение
наводить
порядок на
рабочем месте
после
замечательными огородниками!
-А теперь наведем порядок. Снимите
фартуки и мойте руки.
Дети прибирают рабочие
места.
выполненной
работы.
Проявляют
эмоциональное
отношение к
результату.
Литература
:
1.Веракса Н.Е. ОТРОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2.Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –
Воронеж: Издательство «Учитель» 2013. – 184 с.
3.Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.- 2-е изд., испр. И доп.- М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 48 с.
4.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. –
80 с.
5.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.- 112 с.