Автор: Ардаширова Любовь Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Д/С №21 "Золотая рыбка" Населённый пункт: Ачинск Наименование материала: Статья Тема: Восприятие и символика цвета Раздел: дошкольное образование
1.2. Восприятие и символика цвета
Восприятие
цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола,
возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин. И все же
можно найти много общего в восприятии цвета различными людьми.
Цветом можно мыслить и конструировать. Цвет может лепить форму
предмета,
изображать
красоту
окружающего
мира,
выражать
чувства,
настроения, определенное эмоциональное состояние.
На
протяжении
веков
люди
по-разному
воспринимали
и
ощущали
цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов,
которые видим мы. Полагают, что сначала научились различать более яркие
цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый. Известно, например,
что палитра древнегреческих живописцев состояла только из четырех красок:
красной, охры, черной и белой. Постепенно палитра становилась богаче, но
художники еще долго продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и
фиолетовую
краски
стали
различать
еще
позднее.
Но
это
только
предположения.
Развитию цветового восприятия у
людей помогает сама природа.
Сочетание цветов в природе, ее единство и гармония помогают художнику
искать пути воспроизведения цвета природных явлений, предметов красками.
Воспроизведение цвета во многом зависит от цветового тона, степени его
яркости и насыщенности.
Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски
или
грусти.
Иными
словами,
цвет
оказывает
на
людей
эмоциональное
воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие наоборот,
раздражают.
Особенность детского восприятия заключается в том, что зрительный
аппарат
ребенка
еще
недостаточно
формирован
и
оценки
психического,
физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно
слиты с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том
числе цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета,
то
есть
научиться
видеть
мир
во
всем
многообразии
цвета
и
систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.
Очевидно, что чем определеннее набор эталонов цвета (зеленая трава,
синее море, желтое солнце, красный цветок и т.п.), тем дольше ребенок по
мере взросления будет находиться
в пределах «детского восприятия». И
наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире
возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.
Развивать восприятие цвета можно с помощью наблюдений красоты
отношений
в
природе,
окружая
ребенка
произведениями
живописи,
народного и декоративно-прикладного искусства, предметов быта.
«Благодаря
восприятию
в
природе
и
искусстве,
человек
открывает
прекрасное
в
самом
себе».
В.А.
Сухомлинский.
Существует
много
определений понятия цвет и все они несут различные контексты, все зависит
от того в какой области жизнедеятельности рассматривается это понятие.
По
толковому
словарю
Ожегова
С.И.
цвет,
это
один
из
видов
красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их
сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Темный, светлый цвет. Яркий,
блеклый цвет. Красный цвет (цвет крови). Зеленый цвет (цвет травы). Черный
цвет (цвет угля). Белый цвет (цвет снега). Цвет кожи (один из признаков
расы). Защищать цвета своего спортивного клуба. Цветовая гамма. Цветовые
ощущения. Цветовой контраст.
А по словарю «Эстетика» цвет – одно из изобразительных средств
искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее
отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве.
Цвет обладает и большими выразительными возможностями, позволяющими
передать эмоционально-смысловой настрой художественного произведения.
Использование
цвета
художественном
произведении
зависит
от
многих
факторов
(техники,
стиля,
вида
искусства);
он
служит
важнейшим
компонентом
художественного
образа.
Изобразительно-выразительный
потенциал
цвета
с
наибольшей
полнотой
раскрывается
в
живописи
и
теоретически
осмыслен
на
ее
основе.
В
каждом
отдельном
живописном
произведении образуется неповторимое и сложное взаимодействие красок,
составляющих физическую основу бытия цвета в художественной форме,
согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Применения в
искусстве
может
строится
на
стремлении
дать
красочный
эквивалент
действительности, ее объективных качеств, пространства, света, но может и
оперировать ограниченной гаммой, нередко символически истолкованной.
Система
цветовых
сочетаний,
исторически
изменятся,
в
живописи
проявляется как колорит, а в архитектуре – как полихромия. И в колорите и в
полихромии большое значение имеет свойства разных цветов соотноситься
друг с другом, быть яркими или сдержанными, интенсивными или блеклыми,
спокойными
или
напряженными.
На
характер
восприятия
цвета
в
художественном произведении влияют степень освещенности, удаленность от
наблюдателя, связь с окружающей средой. Цвет имеет большое значение в
организации
синтеза
искусства,
технической
эстетике.
Особенно
широко
изобразительно-выразительные
возможности
цвета
проявляются
в
таких
синтетических искусствах, как телевидение; в светомузыке.
Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать
самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребенка есть свои
любимые цвета, которые радуют его, создают хорошее настроение.
Различают
три
вида
воздействия
цвета
на
человека:
физическое,
оптическое и эмоциональное.
При
физическом
воздействии
речь
идет
о
воздействии
цвета
на
физиологию
человека.
Объективное
воздействие
цвета
подтверждено
экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета,
время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других
факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм
человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в
особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает
нервную
систему,
вызывает
учащение
дыхания
и
пульса
и
активизирует
работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на
нервную систему. Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами
экстраверсии,
т.е.
импульса,
обращенного
наружу.
Группа
синего,
фиолетового, зеленого, напротив, для пассивной интроверсии и импульсов
обращенных внутрь.
Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и
слуховой
центр
мозга,
что
вызывает
кажущееся
увеличение
громкости
шумов.
Не
лишено
основания,
что
эти
активные
цвета
часто
называют
"кричащими".
Зеленый
и
синий,
успокаивающие
цвета,
ослабляют
возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют
громкость шумов.
Желто-коричневый цвет кажется сухим, зеленовато-синий - влажным,
розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый
-
тяжелым,
желтый
-
легким.
Это
действие
цвета
нельзя
объяснить
ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа
чувств при раздражении другого.
Оптическое
воздействие
цвета.
К
этому
воздействию
относятся
иллюзии
или
оптические
явления,
вызываемые
цветом
и
изменяющие
внешний вид предметов. Рассматривая оптические явления цвета, все цвета
можно условно разделить на две группы: красные и синий, т.к. в основном
цвета по своим оптическим свойствам будут тяготеть к какой-нибудь из этих
групп. Исключение составляет зеленый цвет.
Светлые
цвета,
например
белый
или
желтый
создают
эффект
иррадации, они как бы распространяются на расположенные рядом с ними
более темные цвета и уменьшают окрашенные в эти цвета поверхности. Для
примера, если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель
кажется шире, чем в действительности. Когда солнце светит сквозь ветви
деревьев, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно.
Желтый цвет зрительно как бы приподнимает поверхность. Она кажется
к
тому
же
более
обширной
из
за
эффекта
иррадиации.
Красный
цвет
приближается к нам, голубой, наоборот удаляется. Плоскости, окрашенные в
темно-синий,
фиолетовый
и
черный
цвета,
зрительно
уменьшаются
и
устремляются книзу. Зеленый цвет - наиболее спокойный из всех цветов. Так
же
нужно
отметить
центробежное
движение
желтого
цвета
и
центростремительное синего. Если сделать два круга равной величины и
заполнить
один
желтым,
а
другой
синим,
то
уже
после
короткой
концентрации
на
них
становиться
заметным,
что
желтое
лучеиспускает,
приобретает движение из центра и почти осязаемо, приближается к человеку.
Синее же развивает центростремительное движение (подобно стягивающей
себя в свой домик улитке) и удаляется от человека. Первый круг колет глаза,
во втором глаз утопает.
Это
воздействие
увеличивается,
если
к
нему
добавить
различие
в
светлоте и темноте, т.е. воздействие желтого увеличится при добавлении к
нему белого цвета, синего - при утемнении его черным.
При
психологическом
воздействии
цвета
речь
идет
о
чувствах
переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного
цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не
имеет
ни
призвука,
ни
радости,
ни
печали.
Это
постоянное
отсутствие
движения
благотворно
действует
на
утомленных
людей,
но
может
и
прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он
оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот,
начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым.
С
другой
стороны,
желтый
цвет
беспокоит
человека,
колет
его,
возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было
бы
употребить
как
красочное
выражение
безумия,
слепого
бешенства
(желтый цвет Достоевского).
Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий
цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к
чистоте
и
сверхчувственному.
Очень
темное
синее
дает
элемент
покоя.
Доведенный
до
приделов
черного
синий
цвет
получает
призвук
печали.
Становясь
более
светлым
синий
приобретает
равнодушный
характер
и
становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь
светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет
белым.
Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть, как бы символ
мира,
где
исчезают
все
краски,
все
материальные
свойства.
Поэтому
и
действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как
бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.
Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как
мертвое пятно, как молчание без будущего.
Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не
может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта
неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя
активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная
неподвижность.
Красный
цвет,
мы
воспринимаем
как
характерно
теплый
цвет,
воздействует
внутренне
как
жизненный,
живой,
беспокойный
цвет
не
имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет
как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет
своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного
возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более
холодном
оттенке
красного
пропадает
активность
пламени.
Становясь
оранжевым
красное
приобретает
лучеиспускание
желтого,
но
постоянно
сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он
звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его
характером
и
зависит,
также
от
социального
фактора.
На
основании
социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере
уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый -
пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый -
черный.
Характер
и
выразительность
цвета
может
значительно
меняться
в
зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить
эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов,
на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная
особенность
каждого
человека,
зависящая
от
приобретенного
им
опыта.
Установить
здесь
какие-либо
правила
очень
трудно,
но
с
некоторой
вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем
и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом,
лугами.
Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому
цвету
сопоставляется
музыкальная
нота.
Это
явление
невозможно
точно
описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека,
который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах
рояля.
Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на
всевозможные
ассоциации,
нередко
довольно
простые:
зеленое
-
весна,
пробуждение, надежда; синие - небо, чистота; красное - огонь, кровь; желтое
-
солнце,
жизнь;
черное
-
темнота,
страх,
неясность,
смерть.
Такая
мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется
мифологическими,
религиозными
и
эстетическими
воззрениями.
Как
правило, синий цвет обозначает мышление, желтый - интуицию, красный -
волнение, зеленый - функцию восприятия. Но бывает, так что в одном и том
же
цвете
совмещаются
противоположные
значения,
например,
желтый
-
женственности и измена. С другой стороны одному и тому же абстрактному
понятию соответствуют различные цвета; ЛЮБОВЬ - материнская - белый, к
Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый. Это
можно сказать про максимально насыщенные цвета, т.к. при изменении цвета
его символика тоже меняется, так, например красный - активность, при
добавлении
белого
становится
розовым,
что
символизирует
нежность.
С
добавлением черного получается бордовый, который имеет "аморальный"
символический смысл.
Самое
торжественное
сочетание
-
это
белый,
красный
и
позолота.
Постоянны и канонизированы значения цветов в геральдики.
Психофизиологическое
воздействие
цвета
в
значительной
степени
зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового
пятна, расстояния и направления, откуда воздействует цвет.
Цвет, расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ
- динамика, горизонталь - устойчивость.
Цвет
представленный
кругом,
увеличивает
плоскость
и
создает
движение вперед, впечатление усиливается, если это желтый, красный или
оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона наоборот создает
впечатление вогнутости и сжатия.
Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные
цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия.
Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше
синего, чем оранжевого.
Если мы хотим чтобы по силе воздействия обе декоративные формы
были
одинаковы,
необходимо
изменить
соотношения
окрашенных
поверхностей. Часто мы судим о цвете по его визуальной весомости. Если на
какой-либо поверхности внизу даны темные цвета, а наверху - светлые, то
такое
решение
производит
стабильное
впечатление.
Наоборот
же
будет
впечатление неустойчивости.
Что касается воздействием цвета на расстоянии, то характерно что
наибольшую различимость имеет сочетание черного цвета на желтом фоне.
Существует объективный зрительно-психологический факт восприятие
объектов
по
подобию.
Наш
глаз
и
психика
прежде
всего
определяют
подобные объекты по каким либо качествам; либо по подобию форм, либо по
подобию цвета.
Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета, был И.Гете.
Фундаментальным в теории цвета явился его труд «К учению о цвете»,
содержащий анализ основных цветовых оттенков.
На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали
цвета.
Ученые
предполагают,
что
древние
люди
не
видели
всех
цветов,
которые
видим
мы.
Известно,
например,
что
палитра
древнегреческих
живописцев состояла только из четырех красок: красной, охры, черной и
белой.
Постепенно
палитра
становилась
богаче,
но
они
еще
долго
продолжали путать зеленый и синий цвета, а лиловую и фиолетовую краски
стали различать позднее.
В процессе усвоения опыта предшествующих поколений за многими
предметами в нашем сознании закреплен определенный цвет – предметный,
или собственный (трава – зеленая, апельсин – оранжевый, лимон – желтый и
т.д.). Но обычно в жизни чистых цветов не так много, цвета в природе
обусловлены
окружающим
(влияние
света,
освещенности
солнцем,
перспективы, соседство «крашеных» предметов, поверхностей и т.д.).
Существенное значение для развития представлений о цвете имело
открытие английского ученого И. Ньютона. Ему удалось экспериментальным
путем доказать, что если узкий солнечный луч пропустить через трехгранную
призму, то на расположенном позади нее экране появится последовательный
ряд удивительно красивых цветов. Это явление сходно с эффектом радуги на
небе.
В
этих
лучах
И.
Ньютон
выделил
семь
главных
цветов:
красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, темно-синий, фиолетовый,
которые
получили
название
спектральных.
Ряд
исследователей
(С.С.
Алексеев, Н.А. Макаров, Д.И. Хмельницкий), говоря о спектральных цветах,
отмечают, что между крайними цветами спектра (красным и фиолетовым)
можно получить еще один промежуточный, пурпурный цвет, добавление его
к спектральным позволяет замкнуть спектр в кольцо, т.е. расположить все
цвета по кругу.
В природе существуют помимо спектральных и другие цвета: белый,
черный и серый. Как указывают исследователи (Л. Рихтер, С.С. Алексеев), в
науке
о
цвете
(цветоведении)
белый,
серый
и
черный
принято
называть
ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета – хроматическими
(цветными). Черный и белый не имеют цвета и отличаются друг от друга
только
по
тону.
У
этих
цветов
большие
изобразительные
возможности.
Человеческий глаз способен отличать 300-400 переходных оттенков от белого
к черному.
Хроматические цвета различаются степенью цветности. У одних цветов
тон резко выражен, у других едва заметно. Это называется насыщенностью,
степенью
отличия
хроматического
цвета
от
равного
ему
по
светлоте
ахроматического.
По мнению В. Бецольда, насыщенность цвета зависит как от чистоты,
так
и
от
яркости.
Между
всеми
цветами
при
равной
яркости
наиболее
чистыми
будут
спектральные
цвета.
Эти
цвета
производят
впечатление
наибольшей насыщенности. Насыщенность и светлота находятся в прямой
зависимости,
заключающейся
в
том,
что
сверх
определенного
предела
увеличение светлоты цвета возможно лишь за счет снижения насыщенности.
Таким образом можно сделать некоторые выводы. Цвета отличаются
друг от друга по трем признакам – светлоте, цветовому тону и насыщенности.
Н.н. Волков эти признаки называет основными или собственными качествами
цвета, в отличие от «несобственных» ассоциативных, приобретаемых цветом
при воздействии на зрителя.
Цвета делятся по цветовому тону на теплые и холодные. По мнению В.
Бецольда, к холодным следует причислять также чисто-белый и средний
серый цвета. Связь деления цветов на теплые и холодные эмоциональным
опытом
не сомненна.
Холодная
гамма
усиливает
в п еч атл е н и е
меланхолической успокоенности. А теплая – впечатление жизни. Активности,
радости, драматизма.
Как
отмечает
Л.
Рихтер,
обозначение,
безусловно,
является
лишь
образом, заимствованным из повседневной жизни, из того наблюдения, что в
солнечные, а следовательно, теплые дни преобладают желтые и желтовато-
красные тона, в сумрачные же, а следовательно, холодные дни – голубоватые
тона.
Красоту
красок,
их
сочетаний
художник
находит
«по
чувству»,
интуитивно, чаще всего не умея объяснить свой выбор, но чувство красоты
цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо развивать.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни
и
цветовое
решение
изображений
детьми
в
их
рисунках,
аппликациях
способствуют
развитию
у
них
эстетического
восприятия,
чувства
цвета.
Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и
природой. Об этом в свое время писал еще чешский педагог Я.А. Коменский.