Напоминание

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ


Автор: Воликова Кристина Алихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " ДСОВ № 93"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ
Раздел: дошкольное образование





Назад





К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ

РИСОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ

Воликова К.А.

Аннотация:
В данной статье раскрыты понятия «воображение», «творческое воображение». Определены особенности творческого воображения в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается одно из средств развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте – рисование неклассическими техниками. Именно рисование в работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, овладевают изобразительными навыками и умениями и учатся осознанно использовать их через призму нетрадиционных техник.
Ключевые

слова:
творческое воображение, неклассические техники рисования, дошкольник. В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни нашего общества, особенно актуально встал вопрос о путях художественно-эстетического воспитания личности. Большое место в этом процессе отводится художественному воспитанию детей, подготовке их к художественно-творческой деятельности, развитию художественного мышления [1]. Как подчеркивают деятели искусств и исследователи художественного творчества (А.В. Бакушинский, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Е.П. Крупник, А.А. Мелик-Пашаев, Н.Б. Неменский и др.) изобразительная деятельность и искусство в силу своего содержания, метода познания и творчества, воздействуют особенно эффективно и предполагает развитие особого воображения – творческого.
В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется на столько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем, проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии (Л.С. Выготский, Н.И. Стременова, В.Т. Кудрявцев и др.). Старший дошкольный возраст – особый возраст в развитии и становлении творческого воображения, потому что оно познавательно универсально и является одним из своеобразных способов постижения целостной картины мира. Художественно-образное познание действительности – наиболее естественное средство развития личности ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, Субботина Л.Ю., Кравцова Е.Е., О.М. Дъяченко и др.). Сформированность творческого воображения у детей дошкольного возраста способствует зарождению у дошкольника художественного творчества в поиске новых, оригинальных способов художественного решения; проявлению богатства ассоциаций, постоянно возникающих в сознании ребенка; в образовании запаса ярких образных представлений и художественных обобщений; в художественном с амовыражении, самоактуализации и саморазвитии дошкольника. Однако, при всем многообразии теоретических позиций и мнений о творческом воображении, до настоящего времени не разработан вопрос о педагогических условиях, способствующих развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста чему и будет посвящено наше исследование. Цель исследования: выявить особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста и апробировать педагогические условия его развития в процессе рисования неклассическими техниками.
Объект исследования: творческое воображение как разновидность воображения. Предмет исследования: развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования неклассическими техниками. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что овладение детьми старшего дошкольного возраста такими способами творческого воображения как агглютинация, типизация, схематизация, гиперболизация будет способствовать осознанному созданию художественного образа при реализации следующих условий: - поддержании интереса детей к рисованию в неклассических техниках как продуктивной изобразительной деятельности; - усложнении способов творческого воображения (агглютинации, типизации, схематизации, гиперболизации) и неклассических техник рисования (от создания образа «по образцу» до создания «по замыслу»); - системы совместной образовательной деятельности, направленной на активизацию способов творческого воображения. Методологическую основу исследования составили положения философов, психологов и педагогов о художественно-образной форме познания окружающей действительности; положения теории творческого воображения (Выготский Л.С, Дьяченко О.М. Субботина Л.Ю. Кудрявцев В.Т., Кравцова Е.Е.); деятельностный и личностный подход к рассмотрению психологического явления; положения теории художественной дидактики о технологии создания художественного образа через использование неклассических техник рисования (Р.Г. Казакова, И.А. Лыкова, А.В. Никитина, С.В. Погодина и др.). В психолого-педагогической литературе имеются самые разные определения воображения. Так, Л.С. Выготский отмечает, что «воображение» не повторяет в тех сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.
Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением. По мнению, С.Л. Рубинштейна, воображение связано с потребностью и необходимостью человека «творить новое». Е.И. Игнатьев подчеркивает мысль о том, что воображение есть психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности. Обобщая психологические позиции ученых по определению воображения, констатируем основные особенности данного познавательного процесса, выделяемые авторами: зависимость от опыта личности; создание новых образов; основанность на механизме преобразования. Вопрос о видах воображения также достаточно дискуссионный. Определенный интерес для нашего исследования представляет работа Л.Ю. Субботиной, так как ею разграничены и обоснованы различия между творческим и воссоздающим воображением. Автор считает, что воображение это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Анализ литературных источников по данной проблеме показал, что сложились три точки зрения относительно понимания сущности творческого воображения: 1. творческое воображение соотносится с чувственным познанием и сводится к перекомбинированию перцептивных образов (А.В. Запорожец, А.В. Петровский); 2. творческое воображение связано не только с образным, но и с абстрактным перекомбинированием (Л.С. Рубинштейн, Е.И. Игнатьев);
3. творческое воображение как деятельность, охватывает перцептивные и абстрактные знания и эмоциональные впечатления (Т. Рибо, Л.С. Выготский, С.Г. Якобсон, Р.Г. Натадзе). Творческое воображение, по мнению многих авторов, это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В отечественной и зарубежной психологии само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном – это деятельность человека по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей. Как отмечает Запорожец А.В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение. Главными и основными чертами творческого процесса, как выделяют зарубежные психологи, являются: умение видеть и ставить проблемы; рассматривать предметы и явления в различных связях и отношениях; находить нетрадиционные способы решения поставленной проблемы. Эти черты можно отразить в трех этапах: 1. Возникновение художественной идеи. 2. Вынашивание художественного замысла. 3. Реализация художественного замысла. Итак, творческое воображение – это один из видов воображения, характеризующийся созданием новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом, на наш взгляд, данное определение Л.Ю. Субботиной. более полно отражает сущность изучаемого нами феномена и является рабочим определением. Воображение претерпевает ряд изменений с возрастом ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Воображение носит активный характер, ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое. Воображение становится целенаправленным, у детей шестого года жизни появляется способность к целостному планированию, умению видеть целое,
раньше частей. Этот период сензитивный для формирования творческого воображения, что доказывают исследования Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко, Н.И. Стременовой, Е.Е. Кравцовой, Л.Ю. Субботиной, В.Т. Кудрявцева. Изобразительная деятельность дошкольника включает такие виды художественной деятельности как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои уникальные возможности в отображении субъектных впечатлений ребенка об окружающем мире. Однако, не умоляя достоинств видов детской деятельности, именно это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать рисование не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, орнаментов и т.д. [2]. Такие ученые как К. Лепиков, Е. Разыграев, подчеркивали особую важность обучения технике рисования, без которого творческое воображение развивается недостаточно. Т.С. Комаровой указывала на то, что целесообразно приобщать дошкольников именно к неклассической технике рисование в плане развития творческого воображения, а именно к выполнению печаток, тампонирования, разбрызгивания, монотипии, кляксографии, граттажа, рисование помятой сырой бумаги, рисование разными материалами и т.д. [3]. Что в свою очередь, создает все условия для развития творческого воображения дошкольника и выражения субъектно-значимого содержания в оригинальном художественной образе средствами рисования.
Список литературы
1. Канащенкова, В В
.
Особенности художественного мышления старших дошкольников и условия его формирования. / В. В. Канащенкова // Автореферат дис. … канд. психол. наук. – Иркутск, 2005. – 22 с.
2. Семенова, М. Н. К вопросу о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования. / М.Н. Семенова, В.В. Карих. Сборник научных работ II-го Международного молодежного конкурса. Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк, 2015. - С. 118-120. 3. Киселева, С. Л. Развитие воображения в изобразительной деятельности дошкольников в условиях формирования способности «видеть целое раньше частей» /С. Л. Киселева // дис. … канд. психол. наук. – Москва, 2009. – 160 с. © К.А. Воликова, 2016


В раздел образования