Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


Автор: Соколова Ирина Алексеевна
Должность: учитель домашнего обучения
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа №18"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Соколова Ирина Алексеевна Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) характеризуются нарушениями смысловой стороны речи. У них ограничены возможности понимания обращённой к ним речи (т.е. её импрессивной стороны). Даже по мере взросления ребёнок с РАС характеризуется недостаточностью понимания подтекста речи. Этим детям крайне сложно понять содержание метафор, идиом, а также иронию. Ребенок называет себя во втором лице или по имени, не у п о т р е бл я я м е с т о и м е н и е « я » , ч т о о бу с л о в л е н о н а р у ш е н и е м аутоидентификации. Помимо этого в речи ребёнка с РАС отмечаются нарушения логики при продуцировании предложений. Всё это препятствует полноценному развитию смысловой стороны речи. В классификации О.С. Никольской выделены 4 группы детей с РАС [1]. У каждой из групп в той или иной мере может отмечаться недоразвитие смысловой стороны речи. На наш взгляд, при диагностике актуального развития смысловой стороны речи ребёнка с РАС следует оценить каждый из её компонентов: как импрессивный, так и экспрессивный. Обследование понимания речи (импрессивная сторона). Во-первых, данное направление обследования должно быть направлено на установление понимания высказываний, которые содержат аффективно значимые для ребёнка слова. Важные для ребенка предметы или действия в момент обследования надо исключить. Следует использовать только те предметы, которые входят в вербальные инструкции. Дефектолог произносит инструкцию, содержащую значимое слово. Например: «Мы пойдем рисовать?», «Хочешь конфетку?», «Найдем лошадку?» и т.п.
Во-вторых, для оценки импрессивной стороны речи ребёнка с РАС следует предложить ему задания на выполнение действий в контексте и вне контекста происходящего. При оценке выполнения действий в контексте происходящего дефектолог может использовать инструкции следующего типа: «Возьми кубик», «Положи кубик на стол», «Кубик упал. Подними кубик». При оценке выполнения действий вне контекста происходящего ребёнку надо предложить команды, которые не связаны с тем, чем он в этот момент занят. Например, ребёнок рисует мелом на доске, а дефектолог произносит инструкции: «Дай мячик», «Принеси красную машинку», «Сядь на стул» и др. Обследование экспрессивной стороны речи. В рамках этого направления обследования, во-первых, изучается понимание ребёнком ситуации. Обследуется правильность вербального выражения заданной ситуации. Ребёнку поочередно предъявляются сюжетные картинки, на которых изображена простая ситуация («мальчик качается», «девочка рисует»). Испытуемый должен рассказать, что он видит. Во-вторых, подвергается изучению состояние связной речи. Ребёнку предлагается рассмотреть сюжетную картинку либо серию и рассказать, что изображено. По результатам обследования ребёнку с РАС может быть присвоен один из трёх уровней развития импрессивной и экспрессивной стороны речи. Резюмируя, подчеркнем, что адекватная диагностика смысловой стороны речи дошкольников с РАС позволяет верно определить направления коррекционной работы, что обеспечивает положительное влияние на развитие личности ребёнка в целом. ________________________________ 1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. - 336 с.


В раздел образования