Напоминание

Повышение уровня качества образования через систему игровых технологий на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС


Автор: Пономарева Тамара Евгеньевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "Дашковская СОШ"
Населённый пункт: Московская область, Серпуховский район, поселок Большевик
Наименование материала: статья
Тема: Повышение уровня качества образования через систему игровых технологий на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




1 МОУ «Дашковская СОШ!
Повышение уровня качества образования через систему игровых

технологий на уроках и во внеурочное время в условиях ФГОС
Подготовила: учитель истории Пономарева Т.Е. Ноябрь 2016
2
Качество образования
– это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Из чего же оно складывается?
 Из высокого уровня профессионализма педагогов.  Из материально – технического обеспечения школы.  Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся. Составляющими качества образования являются:  качество обученности школьников по образовательным областям;  качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);  качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);  качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе). Как построить свою работу так, чтобы детям на уроке было интересно, комфортно, но и в то же время, чтобы они учились думать, напряженно работать с учебным материалом, осваивая новые знания. Для этого я свою работу строю следующим образом:  следую традициям и внедряю новации;  повышаю уровень компетентности;  осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;  определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;  выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;  организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами. В современных условиях необходимо владеть современными образовательными
технологиями и методиками
. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые,
3 з ап у с ка я м еха н и зм с а м о р а з в и т и я ( с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я , самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики. Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при отборе заданий для учащихся. Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно серьезные требования. Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования. На своих уроках я применяю
технологии игрового обучения
с целью развития у школьников умений применять полученные знания в практической деятельности. Учащиеся с удовольствием «поиграют» с вами, и усвоение материала пройдет легче. Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помогут школьнику не только усвоить новый материал, но и найти средство для самовыражения. На уроках должна царить атмосфера творчества, желание размышлять, искать пути разрешения проблемных ситуаций, активно высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, данная задача является актуальной в школьном историческом образовании. В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. На мой взгляд, на современном уроке ученик должен не просто слушать и запоминать, а под руководством учителя добывать и усваивать новые знания, исследовать факты и исторические источники, сам делать выводы. Эффективность таких уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при этом условии познавательная активность учащихся сразу повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе
4 вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему.?», «К чему это привело?» и т.д. Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке является - игра. Во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющая школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. В ходе игры, как правило, ученики, отличающиеся "леностью ума", желающие все получать в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поиском ответов, начинают размышлять, так как положение "последнего" в игре мало кого устраивает. Победителем же чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей "кладовой памятью", но может с умом пользоваться ее богатствами. Для того, чтобы продуктивность этой формы была высока, учитель должен стать не только организатором игры
, но и ее участником,
так как простая отсылка ребят к игре (пусть даже очень хорошей) не вызовет у них особого энтузиазма. Учитель должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести ребят в игру. По мере того, как историческая игра становится более или менее постоянным занятием ребят, учитель постепенно как бы отходит на задний план. В любой игре можно выделить этапы. Рассмотрим их на примере деловой игры: «Светский салон XIX века», « Интервью с историческими героями» : 1.
Введение в игру
: участники знакомятся со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом, осуществляется консультирование, инструктаж. 2.
Распределение
слушателей на группы (5-7 человек): выбор лидера в каждой группе, при необходимости, распределение игровых ролей. 3.
Погружение в игру
: учащиеся получают игровое задание.
5 4.
Изучение и системный анализ ситуации или проблемы:
участники анализируют предлагаемую ситуацию, осуществляют диагностику, формулируют, ранжируют проблемы, договариваются о терминологии, знакомятся с правилами поведения и правилами игры. 5.
Игровой процесс
: поиск или выработка вариантов решений, прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий, рассматриваемых решений и конкретных действий. Выработка коллективного решения в ходе дискуссии, обоснование проекта, его визуализация на плакатах, расчеты и заполнение документов. 6.
Общая дискуссия
(межгрупповое общение): презентация решения от каждой группы, его обоснование; обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы с распределением специальных ролей: «адвокат», «провокатор», «оппонент», «критик» и т.д. 7.
Подведение итогов игры:
оценивание решений, проектов, знакомство с разными стратегиями, определение их эффективности и конкурентоспособности, подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков, выявление лучших команд, игроков, проектов. 8.
Рефлексия
: личностная, интеллектуальная, коммуникативная, кооперативная. 9.
«Выгружение» из игры:
разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь», выявление смыслов, возникающих после игры и др. Этапы проведения ролевой игры: • Введение в ролевую игру. • Предъявление ситуации и распределение ролей по сценарию. • Разыгрывание ситуаций. • Послеигровое обсуждение, рефлексия. Эффективность реализации игровой технологии определяется уровнями сформированности ментального (умственного) опыта учащегося (в зависимости от цели - это может быть коммуникативный, нравственный опыт и др.): высокий, выше среднего, средний, низкий.
Игры при изучении нового материала.

6 Игра
«Три предложения»
В ее основе – логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа или документ. Побеждает тот, у кого рассказ короче, при этом точно передается содержание. Эта игра позволяет развивать очень важное умение – выделять главное. Игра
«Дерево мудрости»
. Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают. Игра
«Переводчик»
. Трудностью в усвоении различных определений является сложность научного языка. В этой игре детям предлагается высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный». Например: «Разночинцы – межсословная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом»= «люди разного чина и звания, получившие высшее образование» = «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции». Помимо этих игр при изучении нового материала используются игры
«Оживи картину», «Экскурсия», «Историческая гостиная»
, кроссворды и т.д.
Игры на закрепление и обобщение исторического материала.
Игра
«Аукцион»
. Эта игра поводится после изучения одного из исторических периодов, например по теме «Эпоха Ивана Грозного». На уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик может ее «купить». Для этого нужно назвать историческое лицо, жившее в эпоху правления Ивана IV. Любой другой «участник торгов» может назвать более высокую «цену», назвав другого современника Ивана Грозного. При этом имена не должны повторяться. Каждое имя записывается на доске и в тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего удара никто не должен называть имен. Победитель получает «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д. Игра
«Реставрация»
. Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме, каждое предложение записывается с новой строки, оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем текст разрезается на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки предложения нумеруются в
7 произвольном порядке или можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово (молодец, правильно и т.д.) Игра
«Исторические пятнашки»
На лоске квадрат с 9 клеточками, в которых вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке или «запятнать» даты, относящиеся к определенному периоду, или связанные с определенным историческим лицом, показывая на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно. Игра
«Слово по вертикали»
может быть сконструирована по любой теме, например по теме «Двуречье (Месопотамия)». В этой игре потребуется знания городов. Слева пишутся необычные слова это названия городов Месопотамии, в которых нарушен порядок букв, кроме того, в каждом слове есть еще лишняя буква. Необходимо восстановить порядок букв и написать получившееся название рядом с необычным словом, а лишнюю букву вписать между двумя звездочками. Если задание выполнено правильно, то из лишних букв по вертикали можно будет прочесть название еще одного города этой страны. КУВУР __________________ * * Ответ: Урук В АШАГАЛ ________________* * Лагаш А РЭВУДЭ _________________ * * Эруду В ИРИАМ _________________* * Мари И ШРУШАЛ _______________* * Ашшур Л ИНЕЯВИНО _____________* * Ниневия О НУР ___________________* * Ур Н Эта игра в увлекательной форме позволит закрепить сложные для запоминания слова.
Ролевые игры
Ролевая игра требует серьезной подготовки, глубокого изучения документальных источников эпохи.
Игры – импровизации
. Например, при изучении темы «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.» можно провести игру «Импровизации на тему…». Класс делится на несколько групп, каждая должна подготовить небольшую сценку по той или иной теме. Игровые задания записываются на карточке, там же указываются страницы учебника, где можно найти информацию, можно дать детям дополнительный материал. Время на работу ограничено 15 минутами, затем группы показывают инсценировки. 1. Военная реформа. Сюжет: Крестьяне прослышали, что в соседней деревне приехали забирать мужиков в армию. Раньше тоже забирали да только не всех. А сейчас, мол, в Ивановской да в Семеновке всех молодых забрали, теперь к нам едут. Мужики прибежали к старосте, спрашивают, как быть…»
8 Роли: сельский староста, крестьяне 2. Судебная реформа. Сюжет: Заседание окружного суда по делу В.И. Засулич. Обвиняемая стреляла в градоначальника Санкт-Петербурга Трепова и тяжело ранила его. Задержанная объяснила свой поступок как протест против самоуправства Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. Роли: судья, прокурор, присяжный поверенный (защитник), присяжные заседатели обвиняемая, свидетели.
Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.
Чтобы повысить качество образования следует: ● улучшать процессы преподавания и обучения; ● использовать разнообразные методики и технологии; ● применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.


В раздел образования