Автор: Бочарова Любовь Алексеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ ИРМО "Смоленская СОШ" Населённый пункт: Иркутский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Площадь Раздел: среднее образование
МОУ ИРМО «Смоленская средняя общеобразовательная школа»
Методических разработка по теме: «Площадь»
Разработала:
Бочарова Любовь Алексееевна
учитель математики
I квалификационная категория
2016 год
Класс: 8
Предмет: Геометрия
Тема: Площади фигур.
Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.
Форма урока : деловая игра.
Цели урока:
дидактическая : показать практическую значимость данной темы .
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме
“Площадь фигур». Отработать умения находить площади треугольника,
параллелограмма, прямоугольника, квадрата и трапеции.
развивающая :
р а з в и в ат ь
л о г и ч е с ко е
м ы ш л е н и е ,
п а м я т ь ,
познавательный интерес, формировать интерес к предмету, продолжать
формирование
математической
речи,
способствовать
развитию
творческой деятельности, воображения; установить связь предмета с
жизненными задачами при домашнем ремонте, работа с бутафорскими
деньгами.
воспитательная :
формирование
умений
работать
в
группе,
в ы с л у ш и в а т ь
м н е н и е
д р у г и х ,
п р и в и в а т ь
т р уд о л ю б и е ,
доброжелательность, воспитывать честность в оценке своих знаний и
знаний товарищей, формирование умений осуществлять рефлексию.
Ход урока:
I.
Организационный момент.
1.
Подготовить раздаточный материал и презентацию к уроку.
2.
В рабочей тетради записать число и тему урока.
3.
Рассадить учащихся по группам из 6 человек, группы были
сформированы на предыдущем уроке, так как учащиеся
уже получили домашнее задание для каждой группы. Для
интереса учащихся группы названы семьями: Ивановых,
Петровых,
Сидоровых
примерно
одинаковых
по
познавательным способностям.
4.
Сообщить ребятам цель урока и правила игры.
5.
Раздать группам материал для работы (правила работы в
группе, прайс лист с ценами на строительные материалы,
оценочные листы с распределением ролей, чеки, листы с
заданиями, колесо рефлексии, бутафорские деньги):
Правила работы в группе :
1.
Принимай активное участие в работе группы
2.
Уважай мнение других людей
3.
Умей слушать и слышать
4.
Не нарушай дисциплину
5.
Четко выполняй свои функции в группе
Распределение ролей в группе: сами учащиеся в группе распределяют
роли между собой.
Дополнительная роль – продавец (учащийся
другого
класса,
который
будет
проверять
правильность
расчетов
учащихся по их товарным чекам).
Оценочный лист семьи Ивановых
Роль в группе
Фамилия, имя
учащегося
Оценки по этапам урока
домашнее
задание
устная
работа
работа
в
группе
сверка
чека
Итоговая
оценка
мама – бухгалтер -
выполняет все
расчеты
папа – сметчик -
рассчитывает
стоимость
материалов
сын – программист
- ищет информацию
в Интернет кафе
дочь- дизайнер -
аккуратно
оформляет анкету и
чек семьи
дед- контролер -
следит за
дисциплиной и
временем в группе
бабушка –
оценщица
-наблюдает за
работой участников
группы и
выставляет оценки
за урок
Оценочный лист семьи Петровых
Роль в группе
Фамилия, имя
учащегося
Оценки по этапам урока
домашнее
задание
устная
работа
работа
в
группе
сверка
чека
Итоговая
оценка
мама – бухгалтер -
выполняет все
расчеты
папа – сметчик -
рассчитывает
стоимость
материалов
сын – программист
- ищет информацию
в Интернет кафе
дочь- дизайнер -
аккуратно
оформляет анкету и
чек семьи
дед- контролер -
следит за
дисциплиной и
временем в группе
бабушка –
оценщица
-наблюдает за
работой участников
группы и
выставляет оценки
за урок
Оценочный лист семьи Сидоровых
Роль в группе
Фамилия, имя
учащегося
Оценки по этапам урока
домашнее
задание
устная
работа
работа
в
группе
сверка
чека
Итоговая
оценка
мама – бухгалтер -
выполняет все
расчеты
папа – сметчик -
рассчитывает
стоимость
материалов
сын – программист
- ищет информацию
в Интернет кафе
дочь- дизайнер -
аккуратно
оформляет анкету и
чек семьи
дед- контролер -
следит за
дисциплиной и
временем в группе
бабушка –
оценщица
-наблюдает за
работой участников
группы и
выставляет оценки
за урок
II. Проверка домашнего задания.
На слайдах высветить ответы заранее заданного домашнего задания для
трех групп. Ребятам необходимо найти лишний ответ и проверить наличие
домашнего задания и его правильность у каждого члена группы
контролером группы. Выставить оценку в оценочный лист.
Домашнее задание группы №1
Найдите площади фигур:
Домашнее задание группы №2
Найдите площади фигур:
Домашнее задание группы №3
Найдите площади фигур:
2
12
6
Ответы: №1: 50; 36; 12; 28; 30 ( 42)
3
12
8
6
Ответы: №2: 30; 48 (50) ; 24; 21; 200; Ответы: №3: 200 (180); 28; 24; 48; 36
III. Повторение материала, необходимого для решения задач на
уроке.
Устная работа: в тетради пронумеровать в столбик 10 пунктов под
ответы. Задания демонстрируются на слайдах, ребята быстро отвечают на
вопросы «да» или «нет». Затем, используя критерии выставляют в
оценочный лист оценки за устную работу.
IV.
Работа в группах.
Ход работы:
1.
Выполняем расчеты в тетради.
2.
Записываем результаты в чек:
Чек семьи Ивановых
№ задания
Количество материалов
Стоимость в рублях
1
2
3
4
Чек семьи Петровых
№ задания
Количество материалов
Стоимость в рублях
1
2
3
4
Чек семьи Сидоровых
№ задания
Количество материалов
Стоимость в рублях
1
2
3
4
3.
Берем полученное количество денег и идем в магазин за товарным
чеком для сравнения с правильными ответами.
4.
В
случае
правильного
решения
продавец
подкалывает
степлером
товарный чек к чеку семьи, в случае неправильного – ищем ошибку.
Задания группам (исходная задача одинакова для всех групп):
Ивановы
Задания семье Ивановых
Задача: Имеем кухню, размером 4 м х 6 м х 3 м с двумя окнами
размером 2 х 2,5 м и одной дверью размером 1 м х 2 м. Требуется
рассчитать количество и стоимость материалов, требующихся для
ремонта потолка, стен и пола кухни из различных материалов.
Задание №1.
На
кухне
необходимо
установить
натяжной
потолок
с
рисунком.
Рассчитайте
площадь
потолка
и
его
стоимость.
Цены
за
1
кв.
метр
возьмите в прайс листе цен на строительные материалы.
Прайс лист цен на строительные материалы:
№
Наименование
товара
Единица
продажи
Стоимость
1
Деревянная
рейка
1 штука
30 рублей
2
Моющиеся
обои
1 рулон
360 рублей
3
Ламинат
1 пачка
120 рублей
4
Паркет
1 штука
76 рублей
5
Потолочная
плитка
1 пачка
50 рублей
6
Стеклянная
мозаика
1 пачка
140 рублей
7
Натяжной
потолок
1 м
2
300 рублей
8
Линолеум
1 м
2
550 рублей
9
Керамическая
мозаика
1 штука
25 рублей
Задание №2.
Стены кухни будем отделывать керамической мозаикой, имеющей форму
прямоугольного треугольника с катетами 60 см и 40 см. Определите,
сколько
штук
треугольников
необходимо
для
отделки
стен
кухни
и
определите стоимость ремонта стен. Цены за 1 штуку возьмите в
прайс
листе цен на строительные материалы.
.
Задание №3.
На
полу
кухни
положим
ламинат.
Каждая
дощечка
имеет
форму
прямоугольной трапеции с основаниями 50 см и 70 см и высотой 40 см.
Ламинат
продается
упаковками
по
4
дощечки
в
каждой.
Определите
сколько штук таких дощечек и пачек необходимо для отделки пола кухни и
определите стоимость ремонта пола. Цены за 1 упаковку возьмите в прайс
листе цен на строительные материалы.
Задание №4.
Рассчитайте общую стоимость ремонта кухни.
Петровы
Задания семье Петровых
Задача: Имеем кухню, размером 4 м х 6 м х 3 м с двумя окнами
размером 2 х 2,5 м и одной дверью размером 1 м х 2 м. Требуется
рассчитать количество и стоимость материалов, требующихся для
ремонта потолка, стен и пола кухни из различных материалов.
Задание №1.
На кухне необходимо поклеить потолочную плитку, размер одной плитки
25 см х 25 см. Рассчитайте количество плиток и их стоимость. Плитка
продается упаковками по 8 штук. Цены за 1 упаковку возьмите в прайс
листе цен на строительные материалы.
.
Задание №2.
Стены
кухни
будем
отделывать
деревянной
рейкой,
имеющей
форму
прямоугольника, размер одной дощечки 10 см х 3 м. Определите сколько
штук
дощечек
необходимо
для
отделки
стен
кухни
и
определите
стоимость ремонта стен. Цены за 1 штуку возьмите в прайс листе цен на
строительные материалы.
Задание №3.
На
полу
кухни
положим
линолеум
с
рисунком.
Рассчитайте
площадь
линолеума и его стоимость. Цены за 1 кв. метр возьмите в прайс листе цен
на строительные материалы.
Задание №4.
Рассчитайте общую стоимость ремонта кухни.
Сидоровы
Задания семье Сидоровых
Задача: Имеем кухню, размером 4 м х 6 м х 3 м с двумя окнами
размером 2 х 2,5 м и одной дверью размером 1 м х 2 м. Требуется
рассчитать количество и стоимость материалов, требующихся для
ремонта потолка, стен и пола кухни из различных материалов.
Задание №1.
На кухне необходимо выложить потолок стеклянной мозаикой, имеющую
форму равнобедренного треугольника. Основание треугольника равно 30
см, а высота 20 см. Мозаика продается пачками, в которых находится по 20
треугольников. Рассчитайте количество треугольников и количество пачек,
и стоимость ремонта потолка. Цены за 1 пачку возьмите в прайс листе цен
на строительные материалы.
Задание №2.
Стены кухни будем оклеивать моющимися обоями. Один рулон имеет
размер 50 см х 10 м. Определите, сколько рулонов обоев необходимо для
отделки стен кухни и определите стоимость ремонта стен. Цены за 1 рулон
возьмите в прайс листе цен на строительные материалы.
Задание №3.На полу кухни положим паркет. Каждая дощечка имеет форму
прямоугольного
треугольника
с
катетами
равными
40
см
и
80
см.
Определите, сколько штук дощечек паркета необходимо для отделки пола
и определите их стоимость. Цены за 1 штуку возьмите в прайс листе цен
на строительные материалы.
Задание №4.
Рассчитайте общую стоимость ремонта кухни.
Ответы к задачам:
Ивановы: 1) 24, 7200 рублей 2) 400 , 10000 рублей 3) 200 штук , 25 пачек,
3000 рублей.
Итого: 20200 рублей
Петровы: 1) 384 штуки, 48 пачек , 2400 рублей 2) 160 штук, 4800 рублей 3)
24, 13200 рублей.
Итого: 20400 рублей
Сидоровы: 1) 800 штук, 40 пачек, 5600 рублей 2) 10 , 3600 рублей 3) 300,
11400 рублей.
Итого: 20600 рублей
V.
Домашнее задание: выполните расчеты ремонта своей
комнаты по аналогии с работой в классе. Материалы для
ремонта выбирайте по собственному желанию.
VI.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VII.
Колесо рефлексии: Пронумеруйте сектора колеса от 1 до 8.
На каждом секторе отметьте в баллах восемь утверждений и
соедините числа плавной линией:
1)
Я умею находить площадь прямоугольника
2)
Я умею находить площадь треугольника
3)
Я умею находить площадь трапеции
4)
Я умею находить площадь ромба
5)
Я умею находить площадь поверхности прямоугольного
параллелепипеда
6)
Я умею работать в группе
7)
Я умею оценить себя
8)
Мне понравился этот урок
Образец заполнения колеса рефлекии: