Автор: Курбанов Мезагир Мехтиевич Должность: учитель технологии Учебное заведение: МКОУ "Фийская СОШ" Населённый пункт: село Фий Наименование материала: статья Тема: Воспитательный потенциал трудового обучения Раздел: среднее образование
«Воспитательный потенциал трудового обучения»
В статье “Психологическая наука и дело воспитания” С. Л. Рубинштейн писал:
“Педагогический
процесс,
как
деятельность
учителя
формирует
развивающуюся
личность ребенка в меру того, как педагог руководит деятельностью ребенка, а не
подменяет ее”. Формирование личности происходит, главным образом, в процессе
собственной деятельности, его собственных поступков.
Учет
роли
самого
ребенка
в
формировании
его
личности
необходимо
еще
потому, что у него есть свои потребности, стремления, интересы. Несовпадение
планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому, основная
задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании была как
можно большей.
Оптимальным
периодом
для
самовоспитания
является
старший
школьный
возраст, когда у детей своего рода “расположенность к самовоспитанию”. В этом
возрасте перед ребенком встает ряд жизненно важных вопросов: “Кем быть?”, “Куда
пойти?” и другие, происходит переоценка ценностей. Ребенок готов изменять себя,
готов к самовоспитанию.
Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание.
Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той
или иной профессии.
Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей
профессии
очень
смутное:
слабы
представления
о
трудностях,
социальной
значимости.
Важной
предпосылкой
самовоспитания
является
адекватное
оценка
своего
соответствия
требованиям
профессии.
В
этом
учащиеся
испытывают
трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка способностей и
своей профессиональной пригодности.
Чтобы ученики правильно оценивали свои способности необходимо проводить
психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся как выбирается
профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека,
о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания.
Формирование личности в процессе труда происходит не само собой, а лишь при
определенной организации труда школьников.
Под
организацией
труда
понимается
его
упорядочивание,
придание
ему
планомерности.
Организация
детского
труда
должна
учитывать
возрастные
и
индивидуальные особенности детей и закономерности их развития. В процессе труда
осуществляется, эстетическое и физическое.
Такую организацию труда призван обеспечить педагог. От него требуется быть
примером,
изучать
сильные
и
слабые
стороны
своих
учеников,
организовывать
деятельность и многое другое.
Психологический
аспект
деятельности
педагога
при
воспитании
средствами
труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействия среды на
личность, а также управление его трудовой деятельностью. Педагог согласовывает
содержание
и
формы
труда
с
педагогическими
целями,
направляет
трудовую
деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявление тех или
иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога
состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.
В
трудовом
обучении
многие
учащиеся
добиваются
более
значительных
результатов,
чем
в
общеобразовательных
предметах.
В
связи
с
этим
у
ребенка
возникает
потребность
в
признании.
Если
он
добивается
повышения
своего
авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из
главных задач педагога сформировать и направить эту активность.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов
воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом
меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом
изменяется
самооценка.
Она
изменяется
под
влиянием
успехов
в
трудовой
деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос
авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном
возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только
на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса
будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход
от
самооценки
к
самопознанию.
Кроме
этого
в
процессе
труда
развиваются
способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды
мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы,
общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Труд
является
равнозначным
предметом
программы
обучения.
Правда
в
последнее время в большинстве школ труд находится в упадке. Это связано как с
общей социально-экономической ситуацией, так и с общим развитием социума. В
связи с этим трудовое обучение требует коренной перестройки. Труд должен взять на
себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не
исключая ее. В этом я вижу будущее трудового обучения.
Список литературы.
.
Платонов
К.
К.
“Обобщение
характеристик
как
метод
социально-
психологического изучения личности”
2. Иващенко Ф. И. “Труд и развитие личности школьника”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. “Психологический справочник учителя”