Автор: Собина Людмила Владимировна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МАОУ СОШ № 45 Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Разнообразие живого" Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. НОВОУРАЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»
Методическая разработка урока биологии
по теме «Разнообразие живого»
5 класс
Выполнила:
Собина Людмила Владимировна,
учитель биологии,
высшая квалификационная
категория
г. Новоуральск, 2015
Пояснительная записка
Методическая разработка урока «Разнообразие живого» 5 класс составлена в
соответствие с содержанием федерального государственного образовательного стандарта
общего образования на основе программы общего образования.
Преподавание биологии проводится по УМК «Сфера жизни», авторы Н.И.Сонин,
В.Б.Захаров; учебнику
Н.И.Сонин, А.А.Плешаков «Биология. Введение в биологию. 5
класс». В УМК урок
является вторым в разделе «Многообразие живых организмов».
Данный урок – урок открытия новых знаний, имеет следующие этапы: мотивация учебной
деятельности,
постановка
проблемы,
решение
проблемы
( иссл ед о вание) ,
физкультминутка, связывание информации, первичное осмысление, подведение итогов
урока, рефлексия, которая помогает учащимся оценить свою собственную деятельность, а
также продуктивность урока.
Время урока – 45 минут. Данный урок разработан в соответствии со стандартами
второго
поколения,
в
основе
системно-деятельностный
подход.
Обучающиеся
сами
формулируют тему урока, исходя из проблемной ситуации, а также задачи урока и чему
должны научиться.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
-
наличие
у
детей
познавательного
мотива
(желания
узнать,
открыть,
научиться)
и
конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
-
выявление
и
освоение
учащимися
способа
действия,
позволяющего
осознанно
применять приобретённые знания;
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их
завершения, так и по ходу;
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся (10-11 лет), основными
принципами которого являются:
- принцип деятельности
- принцип целостности представления о мире
- принцип непрерывности
- принцип психологической комфортности
Характеристика класса:
Класс состоит из 27 человек. Социальный статус – средний. Отношение учащихся к
учебе в целом позитивное. В классе доминируют коллективная и деловая направленности
личности.
Поступки
учащихся
определяются
потребностью
в
общении,
стремлением
поддержать
хорошие
отношения
друг
с
другом.
Проявляют
интерес
к
совместной
деятельности. Обычно учащиеся стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются
наибольшей продуктивности группы, поэтому стараются доказать свою точку зрения,
которую
считают
полезной
для
выполнения
поставленной
задачи
перед
классом.
Деловая направленность класса отражает увлечение процессом деятельности,
бескорыстное
стремление
к
познанию,
овладению
новыми
умениями
и
навыками.
Дети самостоятельны, требовательны как к себе, так и к остальным.
Цели урока (планируемые результаты обучения):
Предметные:
- Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов.
Метапредметные: развитие у учащихся универсальных учебных действий:
- Умение работать с источниками информации;
- На основании анализа и оценивания информации делать вывод;
- Составление простейшей классификации живых организмов по отдельным царствам
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических
умений.
Регулятивные:
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Познавательные:
- Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
- Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные:
- Формулировать собственное мнение и позицию.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Методы обучения:
По источнику знаний:
- наглядный
- практический
- интерактивный
По характеру деятельности учащихся:
- проблемно-поисковый
- решение конкретных задач
- ситуационное моделирование
- метод самоанализа
Результаты, к которым стремится учитель:
- повышение уровня активности обучающихся и качества знаний;
- развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся;
- развитие критического мышления, навыков работы в парах.
Оснащение урока: интерактивная доска, слайды для работы на интерактиве, раздаточный
материал
на
каждую
парту,
портрет
К.
Линнея,
рабочий
лист
для
учащихся,
инструктивный лист для учащихся.
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель: - Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья,
Вы – хороший, дружный класс.
Все получится у нас.
II.
Актуализация знаний - мотивация
Учитель: - Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года - это все вокруг ...
Ученики: - Природа (написать на интерактиве)
Учитель: - Что такое природа?
Ученики: - Все, что нас окружает и не сделано руками человека.
Учитель: - На какие группы подразделяют природу?
Ученики: - Природу распределяют по группам на живую и неживую.
Учитель: - Приведите примеры.
Ученики: - Приводят примеры
Учитель: - Как отличить живую природу от неживой?
Ученики: - Называют признаки жизни (питание, дыхание, обмен веществ, движение,
размножение).
На доске слайд, на котором картинки с изображением признаков жизни. Учащиеся их
подписывают и проговаривают определение. (слайд 1)
Учитель: - А теперь закройте глазки. Представляем, возле дома растут деревья, травы,
кустарники. В небе летают птицы. В воздухе жужжат насекомые, летают бабочки. Перед
вами
тигры,
обезьяны,
страусы
и
крокодилы,
тюльпаны,
мухоморы
и
рыжики.
Как
поразительно
разнообразна
живая
природа!
Открыли
глазки
и
сформулировали
тему
урока.
Ученики: - Разнообразие живого (Разнообразие живых организмов). Тему урока на доску
Учитель: - Что должны сегодня узнать, чему научиться (задачи фиксируются на доске)
Ученики: - Высказывают свои предположения. Узнать на какие группы (царства) можно
разделить
живую
природу.
Научиться
распределять
живые
существа
по
группам
(царствам) на основе их признаков.
III.
Постановка проблемы (работа с раздаточным материалом)
Учитель: В настоящее время на нашей планете 2, 5 млн. видов организмов. И ведь нет
никакой путаницы. Все на своих местах. Почему?
Ученики высказывают предположения (разбиты на группы)
IV.
Решение проблемы
(исследование)
Учащиеся, работая в парах, распределяют предложенные организмы на группы. Затем
сверяем с доской (работа на интерактиве). (слайд 2)
- Назовите организмы 1 группы – (земляника, мать – и мачеха, папоротник). Назовите их
одним словом? (растения)
- Назовите организмы 2 группы – (синица, жук, улитка). Как их назовем одним словом?
(животные)
- Назовите организмы 3 группы – (подосиновик, опята). Как их назовем одним словом?
(грибы)
Учитель: - А 4 что за группа?
Ученики: - Бактерии
Учитель: - А каким, словом можно объединить все эти группы?
Учитель: - Используя ключ, расшифруй запись. Отгадав ее, вы узнаете это слово.
Инструктивный лист
1
2
А
о
р
Б
ц
л
В
ш
а
Г
в к
Д
т
с
Б1 В2 А2 Д2 Д1 Г1 В2 (Царства)
Учитель: - Да-ДА и царства такие находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с
нами, вокруг нас.
Учитель: - Формулируем вывод.
Ученики: - В живой природе 4 царства: растения, животные, грибы и бактерии.
Двери в эти царства пока закрыты, на следующих уроках мы их приоткроем.
Физкультминутка.
V. Связывание информации
Учитель: - А по каким признакам вы организмы объединили в эти царства?
Ученики: - По особенностям строения, по способу питания, по внешнему виду, по образу
жизни.
Учитель: - Трудно было это делать?
Ученики: - Да (Нет)!!!
Учитель:
-
Существует
целая
наука,
которая
занимается
этим
распределением.
И
называется она………
Ответ ищем в учебнике на стр. 58
Ученики: - Систематика
Учитель: - Ее задача?
Ученики: - Многообразие и классификация (на доску)
Учитель: - А кто из ученых первым классифицировал живые организмы?
Ученики: - Карл Линней (портрет на доску)
Учитель: - Оказывается, мы с вами тоже классифицировали
организмы. Вот здорово,
прямо как ученые.
Учитель: - Обратите внимание на доску, что вы видите? (слайд 3)
Ученики: - Мы видим медведей.
Учитель: - Каких?
Ученики: - Бурый, белый и гималайский.
Учитель: - Находим сходства и различия. В ходе диалога учитель подводит к определению
вид.
Учитель: - Что такое вид? (находят ответ в учебнике)
Ученики: - Вид – это группа особей, схожих по строению и происхождению
Учитель: - Какое слово вам не знакомо в определении?
Ученики: - Особь
Учитель: - Так кто же является особью? (работа с доской, на ней картинка с изображением
одного организма)
Ученики: - Отдельный организм, а группа организмов – это вид.
Учитель:
-
Значит
бурый
медведь,
белый
и
гималайский
разные
виды,
но
близкородственные, так как имеют сходство в строении.
Близкородственные виды
объединяют в роды, роды в семейства, семейства в отряды,
отряды в классы, а классы в царства (схема на доске).
Т.е. царство – это наибольшая
единица классификации. А самой маленькой является - …..
Ученики: - Вид
VI. Первичное закрепление (задания на рабочих листах)
VII. Домашнее задание: стр. 57-58
VIII. Рефлексия и подведение итогов
Ребята, справились мы со всеми поставленными задачами?
Что нового узнали?
Чему научились?
Чему удивились на уроке?
Самооценка. Ребята, предлагаю оценить свои достижения на уроке. Кто считает, что ему
все удалось, похлопает себе в ладоши. Кто считает, что еще чуть-чуть надо поработать -
погладьте себя по головке. А кто считает, что он не разобрался с царствами природы, пусть
погрозит себе пальчиком.
Спасибо за урок
Анкета-заявка
на участие в финале Всероссийского конкурса профессионального мастерства
педагогов «Мой лучший урок» по естественнонаучному направлению,
предмет преподавания биология
(2014-2015 учебный год)
1. ФИО автора (полностью) Собина Людмила Владимировна
2. Год, месяц, день рождения 13.10.1968
3. Место работы МБОУ «СОШ № 45»
полный адрес: индекс 624130 город Новоуральск улица Свердлова, 13
федеральный код города 34370 телефон 65330
факс e-mail
4. Должность учитель
5. Педагогический стаж работы 24 года
6. Преподаваемый предмет биология
7. Класс проведения урока 5
8. Домашний адрес автора (полностью): индекс 624130 город Новоуральск
область Свердловская федеральный код города 34370
телефон 39252сотовый телефон 9506326216 e-mail
9.
ФИО
руководителя
образовательного
учреждения
(полностью)
Пасека
Юрий
Васильевич
данные для связи: федеральный код города 34370
телефон 65337 факс e-mail
УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.
Подпись руководителя образовательного учреждения (Пасека Ю.В.)
11.12.2014