Напоминание

"Речевая работа на музыкальных занятиях"


Автор: Павлова Марина Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Кораблик"
Населённый пункт: пос. Развилка Московская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Речевая работа на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности подбора материала для работы по музыкальному воспитанию

детей с тяжелыми нарушениями речи.
Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ № 18 Павловой М. В. В процессе многолетних наблюдений за детьми логопедических групп на музыкальных занятиях и в повседневной жизни я выделила следующие характерные особенности в поведении и движениях : 1.нарушена координация рук и ног -"не дружат"; 2.нарушено чувство ритма; 3.нарушено двигательное внимание; 4.нарушена мелкая моторика; 5.повышен мышечный тонус; 6.плохо держат равновесие ; 7.общая двигательная неловкость в быту; 8.напряжение голосовых складок; 9.голос слабый и невыразительный; 10.короткое дыхание,прерывание фраз в пении; 11.трудности в артикуляции (пение); 12.нарушение мимики; 13.нарушение ориентировки в пространстве; 14.дети быстро утомляются; 15.дети эмоционально неустойчивы; 16.проблемы общения в коллективе. Работа над коррекцией перечисленных особенностей требует внимания и логопеда, и музыкального руководителя. Из этого следуют общие задачи: 1
1.развивать координацию движений; 2.развивать движения рук и мелкой моторики (движения с предметами и без них); 3.учить навыкам пантомимики в передаче игровых образов; 4.развивать музыкальный слух ( ритмический, динамический, звуковысотный, тембровый). 5.учить правильной артикуляции; 6.учить правильному певческому дыханию; 7.учить исполнять знакомые песни эмоционально – выразительно; 8.учить петь умеренно - громко, тихо, напевно, в разных темпах; 9.учить петь без напряжения (охрана детского голоса); 10.учить инсценировать содержание детских песен, стихов; 11.развивать в процессе музыкальной деятельности психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; 12.развивать эмоциональную сферу. В начале года знакомлюсь с годовым планом работы логопеда. Делаю пометки в каждой теме и подбираю примерный репертуар, который потом использую в разных видах музыкальной деятельности на музыкальных занятиях. Например, к теме «Согласование числительных «два» «две» с существительными» использую в качестве попевок для распевания отдельные куплеты песен «Про лягушек и комара» А. Филиппенко и «Два кота» А.Островского. Для логопедической темы «Развитие слухового внимания и фонетического восприятия» подбираю попевки с проходимыми звуками: «У» - «Самолет» Е. Тиличеевой, «Эхо» Е. Тиличеевой. Для тренировки звука «М» подходит музыкально – дидактическая игра «Позови маму песенкой», для звука «Ф» - пальчиковая гимнастика «Кошка выпускает когти» (ф-р-р). 2
В процесс обучения детей пению включаю в работу много простых веселых песенок, прибауток, попевок с легко запоминающимися текстами, повторами слов, фраз, слогов: их - вох , но-но, тра-та-та, га-га-га, кап-кап-кап, ти-ли-ли... Очень продуктивны в работе песни игрового плана, которые удобно инсценировать: «Антошка» В. Шаинского, «Где был, Иванушка?», русская народная песня, «Люди работают»,моравская народная песня. Песни должны быть небольшого удобного диапазона, простые по мелодии и обязательно понятные по содержанию. В индивидуальной работе над пением, трудно переоценить песни-диалоги (вопрос-ответ) : «Что ты хочешь, кошечка ?», музыка Г. Зингера, «Зайка, зайка, где бывал?» М. Скребковой. Ребенок должен пропеть свою «партию» выразительно ,четко произнося слова, иначе диалога не получится. Очень удобен в пении размер 3/4: дети учатся петь напевно, в то же время четко произнося слова («Маме в день 8 марта», музыка Е. Тиличеевой, «Падают листья», музыка М. Красева). В работе над музыкально-ритмическими движениями я делаю упор на простую музыку, лучше с контрастными частями («Жмурка», музыка Флотова, «Будь ловким», музыка Ладухина). Для свободных плясок и переплясов подбираю русскую народную музыку в простом исполнении без большого количества вариаций. Дети довольно активно участвуют в играх с пением («Теремок» Е. Тиличеевой, «Аист и лягушки», «Тень-тень-потетень, русская народная песня и др. К хороводам я отношусь очень избирательно. . Детям с нарушениями речи и вытекающими отсюда двигательными проблемами трудно одновременно петь и двигаться. Я подбираю такие хороводы , где нужно сначала петь, а потом выполнять музыкально-ритмические движения (например, на музыкальный проигрыш), или хороводы «с подсказкой». 3
Например, поет Дед Мороз, а дети выполняют движения по тексту ( «Эх, что за народ за Морозом идет!». В процессе работы над движениями я почти не использую парные пляски, потому что, как правило, в логопедических группах далеко не равное количество девочек и мальчиков. Я заменяю их музыкальными играми по типу «Третий – лишний», «Найди себе пару». Обучение игре на детских музыкальных инструментах я не выделяю отдельной задачей, но постоянно использую инструменты для решения всех поставленных задач: дети подыгрывают себе в песнях, играх, свободных плясках, инсценировках, в процессе слушания музыки. Детские музыкальные инструменты - обязательный атрибут каждого музыкального занятия. Дети выполняют задания типа: « подбери подходящий для аккомпанемента инструмент», «сыграй, как я», « придумай, как здесь можно подыграть». Работая над задачей осознанного восприятия музыки, подбираю для слушания простую программную музыку, о которой легко высказываться, например, «Детский альбом» П. И. Чайковского, но предпочтение отдаю вокальной музыке с понятной тематикой, вовлекая в процесс слушания как можно больше анализаторов. Например: дети слушают песню «Журавли», (композитор Лившиц ).Сначала читаем стихотворение : «Вы слыхали, над болотом журавли опять кричат? Журавли перед полетом учат лету журавлят. Учат строю. учат клину, учат ,как не отставать, Над родным ручьем калину никогда не забывать». Затем рассматриваем иллюстрацию на тему и, наконец, предлагаю подыграть вступление к песне и заключение на металлофонах всей группой (звукоподражание крику журавлей на одном звуке ). Практически в каждое музыкальное занятие включаю либо игру со словом, либо музыкально-дидактическую игру, либо элемент психогимнастики. 4
.У детей коррекционных групп, как правило, замедлены мыслительные процессы, они не успевают за быстрой сменой видов деятельности на музыкальном занятии. Для лучшего усвоения материала включаю в занятие не все виды детской музыкальной деятельности , а два - три вида (слушание и игры; или : пение, упражнения и игра и т.п.) Главный мой принцип работы с детьми на музыкальных занятиях – спокойная и доброжелательная атмосфера, «домашняя обстановка». Периодически музыкальные занятия посещает логопед. Какие-то моменты он просто наблюдает, а в чем-то принимает участие. Польза для логопеда: видит трудности, имеет возможность тут же помочь детям. Совместная деятельность сближает и дети свободно общаются со взрослыми. В работе мы используем различные формы проведения праздников и развлечений: традиционные, экологические, театрализованные, концерты для родителей, праздники с элементами ручного труда и изодеятельности, праздники с непосредственным участием родителей. Например, в экологическом празднике «Осенние приключения» роль бабушки и внучки исполняли соответственно мама и дочка Аникины. В новогоднем празднике «Как мамы и папы в детей превращались» участвовали все родители группы, а логопед исполняла роль Снегурочки, пела и танцевала. На праздниках мы используем весь материал музыкальных занятий. При подготовке праздника логопед просматривает и утверждает все предлагаемые тексты. Совместная слаженная работа музыкального руководителя и логопеда дает свой положительный результат. Таким образом, выполняя музыкальные задачи, развивая двигательные умения и навыки (общая. мелкая и тонкая моторика) , музыкальный руководитель готовит почву для работы логопеда по коррекции речи. Формула 5
такова: сначала развитие движений под му3зыку, потом - коррекция речи посредством движений. : Вся известная музыкально - педагогическая литература подходит для работы с детьми логопедических групп, если относиться к предлагаемому в ней материалу тонко и вдумчиво, не оглядываясь на распределение его по возрастным группам в программах . Это деление довольно условно. В работе с детьми , имеющими нарушения речи, есть своя специфика, поэтому главный критерий в подборе материала - профессионализм педагога. В настоящее время издано немало специальной литературы для работы с детьми коррекционных групп. Она доступна для использования в работе музыкальных руководителей , логопедов и заинтересованных воспитателей. Литература: 1.Валявко С. М. Васильева Т. Н. Супрыкина О. А. «Путешествие в стране шумов.звуков.букв». Москва, 2000 г. 2.Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры». Москва. Просвещение.1998г. 3.Макшанцева Е. Д. «Детские забавы».Москва. Просвещение,1991г. 6
4.Макшанцева Е. Д. «Скворушка».Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. Москва.Аркти-элекса.1998г. 5.Новиковская О. А. «Логоритмика».Практическое пособие. Санкт - Петербург, 2005гг. 6.Рычкова Н. А. «Логопедическая ритмика». Москва. 1998г. 7.Тютюнникова Т. Э. «Бим!Бам!Бом!» Пособие по творческому музицированию и коррекционной работе с детьми. АнктС - Петербург.2003г. . 7


В раздел образования