"Организация работы по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге"
Автор: Раньжева Галина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12 г. Ливны" Населённый пункт: город Ливны Наименование материала: статья Тема: "Организация работы по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге" Раздел: дошкольное образование
Организация работы по формированию у дошкольников культуры
безопасности на дороге
Раньжева Г.А.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 г. Ливны»
В Федеральном государственном образовательном стандарте целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что
ребенок может соблюдать правила безопасного поведения, в том числе и на
дорогах.
Культура безопасности в современной науке определяется как способы
разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности и как
результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в
этой области.
Формированию этой культуры на современном этапе придается особое значение в
связи с необыкновенно возросшими угрозами жизни и здоровью людей. Статистика
показывает, что возросли риски и тяжесть травм на дорогах, особенно с участием
детей.
Улица приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице
множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей,
автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте,
начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них
предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он
одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как
раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-
транспортное происшествие».
Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного
движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка
без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о
поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь.
Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и нас
педагогов. Считаю, что необходимо как можно раньше научить ребенка
правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного
движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий
мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые.
Формированию культуры безопасности на дорогах, в настоящее время
уделяется огромное внимание, однако результаты этой работы не всегда успешны.
В педагогической литературе выделяется система причин, которые не позволяют
сформировать у детей необходимый уровень безопасного поведения на дорогах.
Это группа психологических причин - невысокая устойчивость и
распределяемость внимания, повышенная импульсивность и эмоциональная
отзывчивость на события, недостаточно сформированные навыки планирования,
1
предвидения ситуации; дети - дошкольники не способны объективно воспринимать
обстановку, они не видят момента изменения предметов, а видят только результаты
этих изменений. Т.е., дети не видят приближающийся к ним автомобиль, не
способны предсказать скорость его приближения – да и собственное импульсивное
поведение.
Группа педагогических причин - родители и педагоги в недостаточной степени
владеют методиками обучения безопасному поведению, наблюдается
непостоянство требований, противоречивые требования семьи и ДОУ.
Группа социальных причин негативные образцы поведения окружающих людей –
пешеходов и водителей, демонстративное пренебрежение правилами со стороны
окружения, негативный образ сотрудников ГИБДД.
Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры
личности. При формулировке целей и задач обучения детей ПДД учитываю и
проблему культуры поведения детей в общественном транспорте. В процессе
передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте,
появляется его отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение
соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п.
Опыт показал, что обучение безопасному поведению на улице нужно
систематически проводить уже в младшем дошкольном возрасте. При этом
необходимо четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у
дошкольников.
При обучении детей правилам дорожной безопасности в методической
литературе выделяется несколько этапов, каждый из которых условно можно
отнести к определённому возрасту детей:
Младший дошкольный возраст:
Знакомство с дорогой, улицей, тротуаром, с некоторыми видами транспорта,
со светофором и обозначением его сигналов (красного и зелёного);
Установление простейших причинно – следственных связей в окружающем
(В светофоре загорелся зелёный свет – и лишь после этого люди стали
переходить дорогу).
Формирование ориентировки в пространстве (здесь, там, близко, далеко).
Средний дошкольный возраст:
На данном этапе ребенок узнаёт и различает виды транспорта по характерным
признакам, (легковой, грузовой, пассажирский),
закрепляет знания сигналов светофора (знакомство с жёлтым сигналом и его
назначением),
имеет представление об окружающем пространстве и учится в нём
ориентироваться.
дети знакомятся с конкретными правилами дорожного движения .
узнают и называют дорожные знаки (подземный переход, пешеходный переход)
Старший дошкольный возраст :
2
Дети знают основные правила дорожного движения.
Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях.
Знают и называют основные дорожные знаки.
С интересом воспринимают информацию по безопасности.
Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге.
Способны контролировать свои поведенческие реакции.
Умеют находить выход из проблемных ситуаций.
В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой в разделе Формирование основ безопасности,
подраздел Безопасность на дорогах, выделяются задачи для каждой возрастной
группы.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения
на улице провожу в соответствии с программными требованиями в комплексе
всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей
излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение
ребенка. Детям раскрываю содержание терминов "опасность" и "безопасность".
Воспитательный процесс осуществляю:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых
прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки,
светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной
тематике.
Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное
отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что
является правильным или неправильным. Также большое значение имеет
формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания
(например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им
необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада
нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его
за руку.
Воспитываем детей постоянно:
в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих
двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию,
обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по
дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной
лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Реализация в полном объеме поставленных задач обучения ПДД в детском
саду возможна только в том, если создана соответствующая предметно-
пространственная развивающая образовательная среда в группе.
Так, в нашей группе создан центр безопасности, в котором находятся
Макет «Перекресток», игры «Дорожные знаки», «Светофор», «Куда едут
машины»; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорога», «Автобус», «ДПС»;
3
дидактические материалы по обучению, основам безопасности; картинный
материал с проблемными ситуациями на дороге; детская художественная
литература по основам безопасности; материалы по пропаганде знаний для
родителей. Используя макет «Перекресток» я знакомила детей с такими темами,
как : «Наша улица», «Пешеходы на улице», « Транспорт», «Светофор» и. др.
Создала в группе библиотеку художественной литературы по вопросам дорожной
безопасности, которая постоянно пополняется, систематизируется.
Особенно считаю важным принцип наглядности, который традиционно
применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть,
услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Система занятий имеет целью не столько обучение дошкольников
непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать
сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных
устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста , я часто беседовала об
улицах нашего города, где и какие стоят дорожные знаки. Проводила целевые
прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы
и транспорт, как работают светофоры, акцентировала внимание на такие важные
моменты для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние
дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. В пасмурный день
обращала внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и
для пешехода, и для водителя. Если прогулку проводила зимой, обращала
внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а
машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обращала внимание
детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на
дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны,
открывают зонты – это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей
представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к
месту перекрёстков проводила несколько экскурсий, а затем обсуждали опасные
ситуации, делали зарисовки.
В ходе сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «ДПС», «Семья»,
предварительной работы к ним, в ходе режиссерских и дидактических игр,
чтения художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра
мультфильмов, бесед, работы с макетами, происходит формирование
представлений детей об устройстве городских улиц, правилах дорожного
движения, дорожных знаков. Организуется разъяснение правил, демонстрация
моделей правильных действий в различных дорожных ситуациях.
Стимулирую детей включать освоенные знания и умения в игровые
ситуации, помогать организовывать сюжетно-ролевые игры, выполнение
построек из разных материалов, рисунков, создание макетов.
У детей формируются представления о работе сотрудников ДПС,
шоферов, работников дорожных служб, об их личностных и профессиональных
качествах.
Чтобы закрепить знание детьми дорожных знаков, играла с ними в
4
следующие игры:
- О чём говорит этот знак: к картинке-ситуации предлагается знак, дети с помощью
считалочки определяют, кто из них расскажет содержание картинки и знака.
- Выбери знак и расскажи о нём: из набора знаков ребёнок выбирает
понравившийся и рассказывает о нём.
- Отгадай знак по описанию: дети делятся на две команды. По очереди одни
описывают знак (как выглядит, где устанавливается, что разрешает или запрещает,
о чём рассказывает), а другие дети отгадывают, что это за знак.
Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли
успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными,
органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей.
Детям предлагаю рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать
на фланелеграфе или зарисовать его. Так же использую план-схему микрорайона,
где находится детский сад, отмечаю улицы, перекрёстки, жилые дома и
общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические
изображения.
В подготовительной к школе группе с детьми закрепляю представления о
том, что Правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и
здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Продолжала выработать у
детей положительное отношение к закону, знакомила детей с причинами дорожно-
транспортных происшествий.
Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является
составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности,
конструированием. Особое внимание я уделяю вопросу безопасности
дошкольников в общественных местах, на улицах. Напоминаю детям, что на улице
надо вести себя очень осторожно. Обращала внимание на движение пешеходов и
транспорта, разъясняла понятие «Пешеход», «Светофор», «Подземный и наземный
переходы».
Так же активно сотрудничаем с ГИБДД, так сотрудники госавтоинспекции
участвуют в праздниках, родительских собраниях.
Оформляла выставки методической и художественной литературы для родителей
Создала в группе библиотеку художественной литературы, которая постоянно
пополняется, систематизируется.
Приглашался сотрудник ГОСавтоинспекции на развлечение с детьми.
Совместная работа родителей и воспитателей дала свои положительные
результаты.
При организации работы по формированию у дошкольников культуры
безопасности на дороге привлекаю родителей.
Думаю, что единство требований семьи и детского сада обеспечит
практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.
5
Таким образом, систематическая работа по формированию у дошкольников
культуры безопасности на дороге дала положительные результаты: дети стали
лучше ориентироваться в пространстве, появилась ответственность за свое
поведение, уверенность в своих действиях.
Считаю, что чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и
привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по
дорожной тематике в школе.
6