Напоминание

"Организация работы по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге"


Автор: Раньжева Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12 г. Ливны"
Населённый пункт: город Ливны
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация работы по формированию у дошкольников культуры

безопасности на дороге
Раньжева Г.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 г. Ливны» В Федеральном государственном образовательном стандарте целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок может соблюдать правила безопасного поведения, в том числе и на дорогах.
Культура безопасности
в современной науке определяется как способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности и как результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области. Формированию этой культуры на современном этапе придается особое значение в связи с необыкновенно возросшими угрозами жизни и здоровью людей. Статистика показывает, что возросли риски и тяжесть травм на дорогах, особенно с участием детей. Улица приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно- транспортное происшествие». Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и нас педагогов. Считаю, что необходимо как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Формированию культуры безопасности на дорогах, в настоящее время уделяется огромное внимание, однако результаты этой работы не всегда успешны. В педагогической литературе выделяется
система причин,
которые не позволяют сформировать у детей необходимый уровень безопасного поведения на дорогах. Это группа
психологических причин
- невысокая устойчивость и распределяемость внимания, повышенная импульсивность и эмоциональная отзывчивость на события, недостаточно сформированные навыки планирования, 1
предвидения ситуации; дети - дошкольники не способны объективно воспринимать обстановку, они не видят момента изменения предметов, а видят только результаты этих изменений. Т.е., дети не видят приближающийся к ним автомобиль, не способны предсказать скорость его приближения – да и собственное импульсивное поведение. Группа
педагогических причин -
родители и педагоги в недостаточной степени владеют методиками обучения безопасному поведению, наблюдается непостоянство требований, противоречивые требования семьи и ДОУ. Группа
социальных причин
негативные образцы поведения окружающих людей – пешеходов и водителей, демонстративное пренебрежение правилами со стороны окружения, негативный образ сотрудников ГИБДД. Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. При формулировке целей и задач обучения детей ПДД учитываю и проблему культуры поведения детей в общественном транспорте. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п. Опыт показал, что обучение безопасному поведению на улице нужно систематически проводить уже в младшем дошкольном возрасте. При этом необходимо четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. При обучении детей правилам дорожной безопасности в методической литературе выделяется несколько этапов, каждый из которых условно можно отнести к определённому возрасту детей:
Младший дошкольный возраст:
Знакомство с дорогой, улицей, тротуаром, с некоторыми видами транспорта, со светофором и обозначением его сигналов (красного и зелёного); Установление простейших причинно – следственных связей в окружающем (В светофоре загорелся зелёный свет – и лишь после этого люди стали переходить дорогу). Формирование ориентировки в пространстве (здесь, там, близко, далеко).
Средний дошкольный возраст:
На данном этапе ребенок узнаёт и различает виды транспорта по характерным признакам, (легковой, грузовой, пассажирский), закрепляет знания сигналов светофора (знакомство с жёлтым сигналом и его назначением), имеет представление об окружающем пространстве и учится в нём ориентироваться. дети знакомятся с конкретными правилами дорожного движения . узнают и называют дорожные знаки (подземный переход, пешеходный переход)
Старший дошкольный возраст
: 2
Дети знают основные правила дорожного движения. Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях. Знают и называют основные дорожные знаки. С интересом воспринимают информацию по безопасности. Осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге. Способны контролировать свои поведенческие реакции. Умеют находить выход из проблемных ситуаций. В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в разделе Формирование основ безопасности, подраздел Безопасность на дорогах, выделяются задачи для каждой возрастной группы. Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице провожу в соответствии с программными требованиями в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребенка. Детям раскрываю содержание терминов "опасность" и "безопасность". Воспитательный процесс осуществляю: - через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; - в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитываем детей постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. Реализация в полном объеме поставленных задач обучения ПДД в детском саду возможна только в том, если создана соответствующая предметно- пространственная развивающая образовательная среда в группе. Так, в нашей группе создан центр безопасности, в котором находятся Макет «Перекресток», игры «Дорожные знаки», «Светофор», «Куда едут машины»; атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Дорога», «Автобус», «ДПС»; 3
дидактические материалы по обучению, основам безопасности; картинный материал с проблемными ситуациями на дороге; детская художественная литература по основам безопасности; материалы по пропаганде знаний для родителей. Используя макет «Перекресток» я знакомила детей с такими темами, как : «Наша улица», «Пешеходы на улице», « Транспорт», «Светофор» и. др. Создала в группе библиотеку художественной литературы по вопросам дорожной безопасности, которая постоянно пополняется, систематизируется. Особенно считаю важным принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. Система занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Работая с детьми старшего дошкольного возраста , я часто беседовала об улицах нашего города, где и какие стоят дорожные знаки. Проводила целевые прогулки по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, акцентировала внимание на такие важные моменты для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. В пасмурный день обращала внимание детей на плохую видимость на дороге, что одинаково опасно и для пешехода, и для водителя. Если прогулку проводила зимой, обращала внимание на скользкую дорогу: пешеход может упасть на проезжей части, а машинам очень сложно тормозить. Во время дождя или снега обращала внимание детей на то, что стекло кабины водителя, загрязняется и затрудняется видимость на дороге. В такую погоду пешеходы часто поднимают воротники, капюшоны, открывают зонты – это мешает обзору и очень опасно. Особую опасность для детей представляют перекрёстки как регулируемые, так и не регулируемые. Поэтому к месту перекрёстков проводила несколько экскурсий, а затем обсуждали опасные ситуации, делали зарисовки. В ходе сюжетно-ролевых игр «Шоферы», «ДПС», «Семья», предварительной работы к ним, в ходе режиссерских и дидактических игр, чтения художественной литературы, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов, бесед, работы с макетами, происходит формирование представлений детей об устройстве городских улиц, правилах дорожного движения, дорожных знаков. Организуется разъяснение правил, демонстрация моделей правильных действий в различных дорожных ситуациях. Стимулирую детей включать освоенные знания и умения в игровые ситуации, помогать организовывать сюжетно-ролевые игры, выполнение построек из разных материалов, рисунков, создание макетов. У детей формируются представления о работе сотрудников ДПС, шоферов, работников дорожных служб, об их личностных и профессиональных качествах. Чтобы закрепить знание детьми дорожных знаков, играла с ними в 4
следующие игры: - О чём говорит этот знак: к картинке-ситуации предлагается знак, дети с помощью считалочки определяют, кто из них расскажет содержание картинки и знака. - Выбери знак и расскажи о нём: из набора знаков ребёнок выбирает понравившийся и рассказывает о нём. - Отгадай знак по описанию: дети делятся на две команды. По очереди одни описывают знак (как выглядит, где устанавливается, что разрешает или запрещает, о чём рассказывает), а другие дети отгадывают, что это за знак. Чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, стали прочными и могли успешно применяться будущими школьниками, они должны быть действенными, органически сочетаться с реальным жизненным окружением детей. Детям предлагаю рассказать о своём пути от дома до детского сада, смоделировать на фланелеграфе или зарисовать его. Так же использую план-схему микрорайона, где находится детский сад, отмечаю улицы, перекрёстки, жилые дома и общественные здания. Дети сами могут придумать для этого символические изображения. В подготовительной к школе группе с детьми закрепляю представления о том, что Правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Продолжала выработать у детей положительное отношение к закону, знакомила детей с причинами дорожно- транспортных происшествий. Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изодеятельности, конструированием. Особое внимание я уделяю вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах. Напоминаю детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращала внимание на движение пешеходов и транспорта, разъясняла понятие «Пешеход», «Светофор», «Подземный и наземный переходы». Так же активно сотрудничаем с ГИБДД, так сотрудники госавтоинспекции участвуют в праздниках, родительских собраниях. Оформляла выставки методической и художественной литературы для родителей Создала в группе библиотеку художественной литературы, которая постоянно пополняется, систематизируется. Приглашался сотрудник ГОСавтоинспекции на развлечение с детьми. Совместная работа родителей и воспитателей дала свои положительные результаты. При организации работы по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге привлекаю родителей. Думаю, что единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.  5
Таким образом, систематическая работа по формированию у дошкольников культуры безопасности на дороге дала положительные результаты: дети стали лучше ориентироваться в пространстве, появилась ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Считаю, что чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в школе. 6


В раздел образования