Автор: Буйновская Марина Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ Лицей № 1 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: методическая разработка Тема: урок-игра "Звёздный час" по творчеству Н.В.Гоголя Раздел: среднее образование
Урок-игра « Звёздный час» в 8 классе по творчеству
Н.В.Гоголя
Цель урока:
1 Разнообразить по форме и методике урок
2 Привлечь ребят к более внимательному изучению произведений
3 Расширить кругозор восьмиклассников
4 Продолжить работу над искусством слова и сцены
Оборудование урока:
1 магнитофон
2 оформление игрового поля
3 оформление доски
« Ревизор»
Н.В.Гоголь
«Майская
ночь»
«Ночь перед
Рождеством»
«Тарас
Бульба»
НА ДОСКЕ К НАЗВАНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫ
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Правила игры:
Звезду получает игрок, ответивший раньше и правильно.
1
I
ТУР
1 ВОПРОС:
Все представленные здесь произведения повести?
2 ВОПРОС: Узнай героя
( читает учащийся)
Молодой
человек
считался
всегда одним
из
лучших
товарищей.
Он
редко
предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или
огород,
но
зато
он
был
всегда
одним
из первых,
приходивших
под
знамена
предприимчивого бурсака,
и
никогда,
ни
в
каком
случае,
не
выдавал своих
товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров
к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда
почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком
виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее
время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его
смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
3 ВОПРОС: Из какого произведения сцена?
(инсценируют учащиеся)
А н н а А н д р е е в н а и
М а р ь я Антоновна.
Анна
Андреевна. Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он
столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее.
всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.
Марья
А н т о н о в н а . Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится:
и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше
я надену цветное.
Анна Андреевна. Цветное!.. Право, говоришь — лишь бы только
наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть
палевое; я очень люблю палевое.
Марья А н т о н о в н а . Ах, маменька, вам нейдет палевое!
А н н а Андреевна . Мне палевое нейдет?
Марья А н т о н о в н а . Нейдет, я что угодно даю? нейдет: для этого нужно,
чтобы глаза были совсем темные.
Анна
Андреевна. Вот хорошо! а у меня глаза ,
разве не темные? самые
темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда
на трефовую даму?
Марья А н т о н о в н а . Ах, маменька! вы больше червонная дама.
А н н а
А н д р е е в н а .
Пустяки,
совершенные
пустяки.
Я
никогда
не
была
червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.)
Этакое вдруг вообразится! червонная дама! Бог знает что такое!
4 ВОПРОС: Н.В.Гоголь очень любил природу, она помогала ему творить. В каком
произведении он с такой любовью и нежностью описывает украинскую ночь?
( читает учащийся)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в
неё. Горит и дышит она. Земля вся в серебряном свете и чудный воздух и прохладно-
душен,
и
полон
неги,
и
движет океан
благоуханий.
Божественная
ночь!
Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули
огромную
тень
от
себя.
Тихи
и
покойны
эти
пруды;
холод
и мрак
вод
их
угрюмо
заключен
в
темно-зеленые
стены
садов. Девственные
чащи
черемух
и
черешен
пугливо
протянули свои
корни
в
ключевой
холод
и
изредка
лепечут
листьями, будто
сердясь
и
негодуя,
когда
прекрасный
ветреник
—
ночной
ветер,
подкравшись
мгновенно,
целует
их.
Весь
ландшафт спит. А вверху все
дышит, все дивно, все торжественно. А на душе
и
необъятно,
и
чудно,
и
толпы
серебряных
видений стройно
возникают
в
ее
глубине.
Божественная
ночь!
Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется
величественный
гром
украинского
соловья,
и
чудится, что и месяц заслушался
его посреди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще
лучше блестят
при
месяце
толпы
хат;
еще
ослепительнее
вырезываются из
мрака низкие их стены.
2
5 ВОПРОС: Из какого произведения сцена?
(инсценируют учащиеся)
По
выходе отцасвоего она долго еще принаряживаласьи жеманилась перед
небольшим , в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоватьсясобою.
— Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она
как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с
собою.— Лгут люди, я совсем не хороша.
Но
мелькнувшее
в
зеркале
свежее,
живое
в
детской юности
лицо
с
блестящими
черными
очами
и
невыразим о приятной
усмешкой ,
прожигавшей
душу, вдруг доказало
противное.
—
Разве черные брови и очи мои,— продолжала красавица,
не
выпуская
зеркала,— так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут
хорошего в этом
вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные
косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и
обвились
вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — И, отодвигая
несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша!
Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!
Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя.
Он
зацелует
меня
насмерть.
—
Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня,-
продолжала
хорошенькая кокетка,— как я плавно я выступаю ; у меня сорочка шита красным
шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галун а . Всё это
накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на
свете!
6 ВОПРОС: Узнай произведение по прослушиванию грамзаписи.
7 ВОПРОС: Из какого произведения описание?
(зачитывает учащийся)
Все
было
светло
в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен.
Все
было
видно;
даже
можно
было
заметить,
как
вихрем
пронесся
мимо
их,
сидя
в
горшке,
колдун; как
звезды,
собравшись
в
кучу,
играли
в
жмурки;
как
клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший
при
месяце
черт
снял
шапку,
увидавши
кузнеца,
скачущего
верхом;
как
летела
возвращавшаяся
назад
метла,
на
которой,
видно,
только
что
съездила,
куда нужно,
ведьма...
м н о г о
е щ е
д р я н и
в с т р е ч а л и
о н и .
В с ё , видя
кузнец а,
на
м и н у ту
останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое;
кузнец
все
летел;
и
вдруг
заблестел
перед
ним
Петербург весь в огне. (Тогда
была
по
какому-то
случаю
иллюминация.)
Черт,
перелетев
через шлагбаум ,
оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне.
8 ВОПРОС: Откуда слова?
—
Хоч ет с я
м н е
ва м
с ка з а т ь ,
П а н о в е ,
ч т о
т акое
есть
н а ш е
товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля
наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала
червонцы,
и
города
были
пышные,
и
храмы,
и
князья,
князья
русского
рода,
свои
князья.(...)
Всё
взяли
басурманы,
всё
пропало.
Только
остались
мы,
сирые,
да,
как
вдовица
после
крепкого
мужа,
сирая
так
же,
как
и
мы,
земля
наша! Вот
в
какое
время
подали
мы,
товарищи,
руку на
братство!
Вот
на
чем
стоит
наше
товарищество!
Нет
уз
святее
товарищества!
Отец
любит свое
дитя,
мать
любит
свое
дитя,
дитя
любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и
зверь свое
дитя.
Но
породниться
родством
по
душе,
а не
по
крови,
может
один
только
человек.
Бывали
и
в
других
землях
товарищи,
но
таких,
как в
Русской
земл е,
не
было
таких
т о ва р и щ е й .
Вам
случалось
не
одному
помногу
пропадать
на чужбине;
видишь,
и
там
люди!
также
божий
3
человек,
и
разговоришься
с
ним,
как
со
своим; а
как
дойдет
до
того,
чтобы
поведать
сердечное
слово,
—
видишь:
нет,
умные
люди,
да
не
те;
такие
же
люди,
да
не
те!
Нет
братцы,
так
любить,
как
русская
душа,—
любить
никто
не
может!
II ТУР
ЗА ОДНУ МИНУТУ СОСТАВЬТЕ САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО ИЗ БУКВ:
Е,К,А,М,О,Н,Т,Д,В,Ю,С
III ТУР
1 Из указанных литературных мест назовите то, которое связано с жизнью поэта
Ясная поляна
Васильевка
Михайловское
Пятигорск
2 Расставьте писателей «Золотого века литературы» в том порядке, когда они жили
и творили свои бессмертные произведения (
начиная с самого раннего)
1 М.Ю.Лермонтов
2 Н.В.Гоголь
3А.С.Пушкин
4 Л.Н.Толстой
Финал игры:
Два финалиста составляют слова из слова
ЛИТЕРАТУРА
ИТОГИ ИГРЫ:
Побеждает тот, кто за минуту составил больше слов.
4