Напоминание

урок-игра "Звёздный час" по творчеству Н.В.Гоголя


Автор: Буйновская Марина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 1
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок-игра "Звёздный час" по творчеству Н.В.Гоголя
Раздел: среднее образование





Назад





Урок-игра « Звёздный час» в 8 классе по творчеству

Н.В.Гоголя

Цель урока:
1 Разнообразить по форме и методике урок 2 Привлечь ребят к более внимательному изучению произведений 3 Расширить кругозор восьмиклассников 4 Продолжить работу над искусством слова и сцены
Оборудование урока:
1 магнитофон 2 оформление игрового поля 3 оформление доски «
Ревизор»

Н.В.Гоголь

«Майская

ночь»

«Ночь перед

Рождеством»

«Тарас

Бульба»

НА ДОСКЕ К НАЗВАНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕЛАТЕЛЬНЫ

ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Правила игры:
Звезду получает игрок, ответивший раньше и правильно. 1

I

ТУР

1 ВОПРОС:
Все представленные здесь произведения повести?
2 ВОПРОС: Узнай героя
( читает учащийся) Молодой человек считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову.
3 ВОПРОС: Из какого произведения сцена?
(инсценируют учащиеся)
А н н а А н д р е е в н а и

М а р ь я Антоновна.

Анна

Андреевна.
Ну, Машенька, нам нужно теперь заняться туалетом. Он столичная штучка: боже сохрани, чтобы чего-нибудь не осмеял. Тебе приличнее. всего надеть твое голубое платье с мелкими оборками.
Марья

А н т о н о в н а
. Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники тоже в голубом. Нет, лучше я надену цветное.
Анна Андреевна.
Цветное!.. Право, говоришь — лишь бы только наперекор. Оно тебе будет гораздо лучше, потому что я хочу надеть палевое; я очень люблю палевое.
Марья А н т о н о в н а
. Ах, маменька, вам нейдет палевое!
А н н а Андреевна
. Мне палевое нейдет?
Марья А н т о н о в н а
. Нейдет, я что угодно даю? нейдет: для этого нужно, чтобы глаза были совсем темные.
Анна

Андреевна.
Вот хорошо! а у меня глаза , разве не темные? самые темные. Какой вздор говорит! Как же не темные, когда я и гадаю про себя всегда на трефовую даму?
Марья А н т о н о в н а
. Ах, маменька! вы больше червонная дама.
А н н а

А н д р е е в н а
. Пустяки, совершенные пустяки. Я никогда не была червонная дама. (Поспешно уходит вместе с Марьей Антоновной и говорит за сценою.) Этакое вдруг вообразится! червонная дама! Бог знает что такое!
4 ВОПРОС:
Н.В.Гоголь очень любил природу, она помогала ему творить. В каком произведении он с такой любовью и нежностью описывает украинскую ночь? ( читает учащийся) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в неё. Горит и дышит она. Земля вся в серебряном свете и чудный воздух и прохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба... Как очарованное, дремлет на возвышении село. Еще более, еще лучше блестят при месяце толпы хат; еще ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. 2

5 ВОПРОС: Из какого произведения сцена?
(инсценируют учащиеся) По выходе отцасвоего она долго еще принаряживаласьи жеманилась перед небольшим
,
в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоватьсясобою. — Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою.— Лгут люди, я совсем не хороша. Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразим о приятной усмешкой
,
прожигавшей душу, вдруг доказало противное. — Разве черные брови и очи мои,— продолжала красавица, не выпуская зеркала,— так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы. Я вижу теперь, что я совсем не хороша! — И, отодвигая несколько подалее от себя зеркало, вскрикнула: — Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть. — Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня,- продолжала хорошенькая кокетка,— как я плавно я выступаю
;
у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галун а . Всё это накупил мне отец мой для того, чтобы на мне женился

самый лучший молодец на свете!
6 ВОПРОС: Узнай произведение по прослушиванию грамзаписи.

7 ВОПРОС: Из какого произведения описание?
(зачитывает учащийся) Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила, куда нужно, ведьма... м н о г о е щ е д р я н и в с т р е ч а л и о н и . В с ё , видя кузнец а, на м и н у ту останавливалось поглядеть на него и потом снова неслось далее и продолжало свое; кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. (Тогда была по какому-то случаю иллюминация.) Черт, перелетев через шлагбаум
,
оборотился в коня, и кузнец увидел себя на лихом бегуне.
8 ВОПРОС: Откуда слова?
— Хоч ет с я м н е ва м с ка з а т ь , П а н о в е , ч т о т акое есть н а ш е товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья.(...) Всё взяли басурманы, всё пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земл е, не было таких т о ва р и щ е й . Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь, и там люди! также божий 3
человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет братцы, так любить, как русская душа,— любить никто не может!
II ТУР
ЗА ОДНУ МИНУТУ СОСТАВЬТЕ САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО ИЗ БУКВ:
Е,К,А,М,О,Н,Т,Д,В,Ю,С

III ТУР
1 Из указанных литературных мест назовите то, которое связано с жизнью поэта
Ясная поляна

Васильевка

Михайловское

Пятигорск
2 Расставьте писателей «Золотого века литературы» в том порядке, когда они жили и творили свои бессмертные произведения ( начиная с самого раннего)
1 М.Ю.Лермонтов

2 Н.В.Гоголь

3А.С.Пушкин

4 Л.Н.Толстой

Финал игры:
Два финалиста составляют слова из слова ЛИТЕРАТУРА
ИТОГИ ИГРЫ:
Побеждает тот, кто за минуту составил больше слов. 4


В раздел образования