Автор: Майкова Лилия Сергеевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Визимьярский детский сад №1" Населённый пункт: п. Визимьяры, Килемарский район, республика Марий Эл Наименование материала: родительское собрание Тема: "Музыка и дети" Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему «Музыка и дети»
Майкова Лилия Сергеевна
Музыкальный руководитель
МБ ДОУ «Визимьярский детский сад №1»
п. Визимьяры, Килемарский район, республика Марий Эл
Цель :
способствовать
повышению
педагогической
культуры
родителей,
пополнению их знаний
по музыкальному воспитанию ребёнка в семье и в детском саду;
Задачи: содействовать сплочению родительского коллектива;
вовлекать пап и мам в жизнедеятельность группового сообщества;
развивать музыкальные и творческие способности родителей.
План проведения:
1.
Вступительное слово.
2.
Анкетирование родителей.
3.
Конкурсная программа «Музыкальный калейдоскоп».
4.
Подведение итогов собрания.
1.
Вступительное слово.
Мир музыки огромен. Он окружает нас повсюду. В основном это лёгкая,
доступная эстрадная музыка, которая легко запоминается нами и нашими детьми.
Но вместе с тем нас, педагогов, нередко удивляет то, что наши дети не могут
спеть любимой песни, хотя с лёгкостью исполняют любой музыкальный
рекламный ролик.
А как хотелось бы, чтобы наши дети умели слушать и понимать не только то,
что легко воспринимается, но и серьёзную классическую музыку, над которой
нужно задуматься. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для
вхождения человека в мир музыки.
Есть такие родители, которые смело говорят: «А зачем ребёнку музыка?»
Дмитрий Борисович Кабалевский писал: «Музыке надо учить всех детей, как учат
математике и географии».
Совсем не обязательно иметь собственный талант, но практика показывает, что
немузыкальных детей практически нет. Встречаются дети, которые хорошо
слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между
слухом и голосовым аппаратом.
Каждый ребёнок талантлив. Но возникает вопрос: в чём? Как выявить его
личную одарённость?
2.
Анкетирование родителей.
Вашему вниманию предоставляется небольшое анкетирование, в результате
которого вы выясните, к каким видам деятельности предрасположен ваш ребёнок.
Тест-анкета «Как измерить талант?»
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно
послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно
вслушивается в них, легко их запоминает;
если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в
исполнение много чувств и энергии, а так же своё настроение;
сочиняет свои собственные мелодии.
Артистический талант проявится у ребёнка, если он:
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами,
движениями;
стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о
чём-то рассказывает;
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая
человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится,
чтобы его зрителями были взрослые;
с удивляющей лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,
выражения;
пластичен и открыт всему новому;
любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
Художественные способности ребёнка проявляются в том случае, если он:
не находя слов или захлёбываясь, прибегает к рисунку или лепке для того,
чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках или картинах отражает всё разнообразие предметов,
людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то
вполне удавшегося;
серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и
очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение
искусства или пейзаж;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует
материалы и краски;
стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное ,
прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь
подобное;
не робеет высказывать своё мнение о классических произведениях, причём
может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Итак, в результате тестирования вы выяснили, что ваш ребёнок одарён в какой-либо
области. Несомненно, большую роль в одарённости детей играет генетика – то есть
– ваши таланты, которые я предлагаю вам сегодня продемонстрировать. Вас ждут
каверзные вопросы и творческие задания на музыкальную тему.
И поиграем мы с вами в «Музыкальный калейдоскоп».
Вы заметили, что сидите, разделившись на 2 команды. Вам необходимо выбрать
капитана и придумать музыкальное название для своей команды.
Задание 1. «Разминка»
Проверим ваш музыкальный кругозор.
Если команда даёт неправильный ответ, то право ответа переходит к другой команде.
Время на обдумывание не даётся, отвечаем сразу.
1.
Какой музыкальный инструмент используют шаманы для проведения
культовых обрядов? (Бубен)
2.
Как называется очень быстрая игра на барабане двумя палочками? (Дробь)
3.
Каким веществом натирают волосы смычка для получения чистого и сильного
звука? (Канифоль)
4.
Какого композитора слушают все новобрачные? (Феликс Мендельсон,
«Свадебный марш»)
5.
Какой русский народный инструмент по звучанию очень похож на испанские
кастаньеты? (Ложки)
6.
Каким термином обозначается скорость исполнения музыкального
произведения? (Темп)
7.
Перерыв между действиями в спектакле, опере или между отделениями
концерта? (Антракт)
8.
Какой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь?
(Аккордеон)
9.
Какой европейский город считают родиной вальса? (Вена)
10.Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
11.Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения
войск, массовых шествий, ходьбы. (Марш)
12.Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? (Ноты)
Талантливый музыкант-скрипач, руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы»?
(Владимир Спиваков)
13. Как называется соловьиная песня? (Трель)
14. Русский народный трёхструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
15. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
16. Как называют страстного любителя пения, музыки? (Меломан)
17. Название какого музыкального инструмента содержит два термина «громко» и
«тихо»? (Фортепиано)
Задание 2. «Угадай-ка»
Угадывание детских песен по фрагментам.
Задание 3. «Перевёртыши»
Проверим дословное знание песен, а так же внимательность и смекалку, которая
немаловажна в деле музыкального воспитания детей. Слова из знакомой песни
перевёрнуты, т.е. заменены другими противоположными по значению словами.
Например: чёрное - белое, пол - потолок.
1.
За поле берёзу срубили. ( В лесу родилась ёлочка)
2.
Девушек вот мало замужних (Парней так много холостых)
3.
До гримасы светлая ночь темней (От улыбки хмурый день светлей)
4.
Он не был никогда хорошим предметом с именем
(Я был когда-то странно игрушкой
безымянной)
5. Там некто в бочке поднялся (Вот кто-то с горочки спустился)
6. Смейся мальчик, наступит засуха (Не плачь, девчонка, пройдут дожди)
А теперь переходим к заданию 4 – «Музыкальный кроссворд»
Посмотрим, насколько крепки ваши знания в области музыкальных инструментов, а
также проверим ваш тембровый слух (звучит тот или иной музыкальный
инструмент, родители определяют и заполняют кроссворд)
Задание 5. «Хоровое пение»
А сейчас задание на знание детского песенного репертуара. А также проверим
вокальные данные, умение петь в хоре. Как говорится : поющие родители – поющие
дети. По краткой характеристике нужно отгадать песню, а затем хором её исполнить.
Оценивается чистота интонирования и выразительность исполнения.
1.
Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой
женщины. («Два весёлых гуся»)
2.
Это песня о трагической судьбе мирного насекомого. («В траве сидел
кузнечик»)
Задание 6. «Высокая поэзия»
Каждый родитель у нас - творческая личность, и сейчас вам предоставляется шанс
это продемонстрировать. Придумайте окончание стихотворения.
1.
Шла собака по роялю, говоря примерно так…
2.
Вы слыхали, на базаре балалайку продавали…
Задание 7. «Танцевальные движения»
Все родителя встают в круг. По очереди команда совместно выполняет характерные
движения для танца, который звучит.
А теперь предоставляется слово жюри ……..
Вот и подошёл к концу наш «Музыкальный калейдоскоп»
Мы выяснили, что в музыкальных инструментах вы разбираетесь, вокальные
данные присутствуют, вы любите и умеете петь, танцевать, фантазии и
творчества у вас не занимать, поэтому со всей уверенностью можно сказать, что
вашим детям повезло с родителями. Родители могут увлечь их музыкальным
искусством, научить любить и понимать музыку, а мы – педагоги вам в этом
поможем!