Автор: Котова Татьяна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства"Лада",д/с №198,"Вишенка" Населённый пункт: Самарская область,г.Тольятти Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Ключ-это многозначное слово?" Раздел: дошкольное образование
Тема:» Ключ-это многозначное слово?»(подготовительная группа)
Программное содержание:
1.Познакомить с многозначным словом «ключ»,с использованием
проблемной ситуации.
2.Закрепить умение составлять текст повествования,
соблюдая структуру и используя разнообразные средства
связи,составлять предложения по схемам.
3.Упражнять в подборе родственных слов.Закрепить умение
составлять предложения по схемам.Упражнять в образовании
сравнительной степени прилагательных.
4.Развивать интонационную выразительность речи.
5.Воспитывать у детей умение работать в небольших
группах,прислушиваться к мнению других людей,не перебивать
друг друга и дать возможность высказаться.
Словарь: ключ-родник,скрипичный,гаечный,разводной
ключ,ключевая,родниковая вода.
Предварительная работа: прослушивание песни «Настоящий
друг»,рассматривание картин с разными ключами.
Материал: картинки с разными
ключами(скрипичный,гаечный,дверной,разводной,родник),запись
песни о дружбе,алгоритм решения проблем,схематичные картинки
для составления рассказов,словарь ,схемы( для подбора
родственных слов и составления предложений)родниковая вода.
Ход проблемной ситуации:
Звучит песня о дружбе.Ребята о чем песня?(о дружбе)
-Как вы думаете ,что значит дружить?Рассуждения детей.
-Ребята,а с кем можно дружить( с другом)А кто может быть
другом?(люди,животные,дети,родители).
Можно сказать друг.А как можно сказать по-другому?
(товарищь,приятель,дружок,дружище,подруга).
-Ребята,я хочу рассказать вам историю о двух друзьях.Хотите
послушать?
Однажды встретились два друга.-Ты знаешь,Саша,я сегодня
потерял ключи.-Сережа,как же так?Ты,что в лесу заблудился?Я
сегодня из него пил.Хорошая там вода:свежая,вкусная.Мальчики
друг на друга удивленно посмотрели,не поняли они друг
друга.Пожали плечами и разошлись.Вот такая история произошла.
Эвристическая беседа:
О ком этот рассказ?
Что произошло в этой истории?
Почему друзья разошлись?
Какая проблема возникла у мальчиков?
Как мы можем помочь мальчикам разобраться(узнать про какие
ключи они говорили).
Вы хотите помочь мальчикам разобраться?
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕТЕЙ
1.Постановка
проблемы.
2.Актуализация
Знания.
3.Выдвижения
гипотез-
предположений
Воспитатель фиксирует
внимание детей на
обнаружении
противоречий:про какие
ключи они говорили,мы не
знаем.
-Что же нам делать?
Проблемный вопрос:
-Про какие
клю чи они
говорили?
Воспитатель выкладывает
этапы словесного алгоритма
решения проблемной
ситуации.
А какие вы знаете ключи?
А как вы думаете,а какой
ключ потерял Сережа?
Значит, Сережа мог потерять
ключ.
Вспомните,что сказал,о своем
ключе Саша(ключ находится в
лесу,вода в нем вкусная и
свежая)?Интересно,из какого
ключа пил Сережа?
Что за ключ из которого
можно пить?
Дети осознают
создавшееся
противоречие.Дети
«осознают» цель поиска.
Дети «присваивают»
проблему,участвуют в ее
формулировке,
Дети на стенде
последовательно
выставляют этапы
решения проблемной
ситуации и называют их.
Дети рассказывают,какие
они знают ключи.Затем
рассматривают
иллюстрации с ключами.
4.Проверка
решений.
5.Введение в
систему знаний.
Возможно,это какое то
место,где есть всегда вкусная
и свежая вода?
Как же мы можем проверить
правильное ли
предположения мы сделали о
Сашином и Сережином
ключах?(посмотреть в
словаре,спросить у взрослого)
-Давайте заглянем в него.
-Бьющий из земли водный
источник.Как по-другому
называют ключ?(родник)
-Ребята,я была у ключа-
родника и набрала там воды.
Хотите попробовать.Вода
чистая,а в ключе-роднике еще
чище,
Вода в реке быстрая,а
роднике еще быстрее,вода
прозрачная,а в роднике еще
прозрачнее,вода в речке
холодная,а в роднике еще
холоднее,вода свежая,а в
роднике свежее,вода
вкусная,а в роднике-ключе
вкуснее,вода светлая,а в
роднике-ключе еще светлее.
Ключ от дверей тут не
причем.
Воспитатель предлагает еще
раз назвать все ключи,с
которыми дети сегодня
встретились.
-Все это называется- словом
ключ.А внешне они похожи
Работа со словарем.
Повторное
рассматривание
иллюстрации с разными
«ключами»,с
добавлением
иллюстрации ключа-
родника.
Дети пробуют воду из
ключа –родника.
Дети формулируют
вывод:»ключ»-это
многозначное слово.
Дети размещают в уголке
открытий символ новых
или разные?
-Если слово имеет одно
значение,то оно однозначное,
а если у слова много
значений,то оно –
многозначное.
-Сколько значений у слово
«ключ»?
-Значит слово «ключ»-…
-Ребята,какое мы с вами
сделали открытие?(что слово
«ключ»имеет несколько
значений,оно многозначное).
знаний.
Присваивают новые
знания:»ключ»-
многозначное слово.