Система работы детского сада в рамках сотрудничества с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Автор: Мишарина Инна Дамировна Должность: заместитель заведующего по вмр Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 503 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Система работы детского сада в рамках сотрудничества с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раздел: дошкольное образование
Система работы детского сада в рамках сотрудничества с родителями
детей с ограниченными возможностями здоровья.
МБДОУ № 503, г. Екатеринбург
Заместитель заведующего по ВМР
Инна Дамировна Мишарина
Аннотация. Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с
родителями с целью помочь обучить родителей самостоятельно решать
жизненные задачи в рамках воспитания и развития их детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Использование наиболее экономичных форм взаимодействия между всеми
участниками образовательного процесса.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие
педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение
педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у
них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к
педагогам. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.
Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки в
воспитании детей, испытывают определенные трудности. Задача педагогов
дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей [1; 3].
Мир постоянно информационно усложняется. Современная семья
нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических,
психологических, юридических и т.д. Решение семейных проблем требует от
супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности
взять на себя дополнительную нагрузку. Деятельность педагогического
коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся
ситуации в социуме.
Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой
проблеме. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению
жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-
родитель», требует усилий от педагогического коллектива МБДОУ [2; 3].
В статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» определены права, обязанности и ответственность в сфере
образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся. Родители имеют преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими лицами; имеют право знакомиться с
содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания,
образовательными технологиями; высказывать свое мнение относительно
предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей и т. д.
На протяжении нескольких лет в нашем детском саду была разработана
система работы детского сада в рамках сотрудничества с родителями
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Система работы детского сада в рамках сотрудничества с родителями
воспитанников помогает педагогическому коллективу на основе анализа
выстраивать воспитательно-образовательный процесс. Учитывая высокий ритм
современной жизни, большую загруженность родителей воспитанников, мы
пытались подобрать наиболее экономичные формы взаимодействия:
- участие в совместных мероприятиях педагогов, родителей и детей
(утренники, дни открытых дверей, участие в различных конкурсах, спортивных
праздниках, выставках и т. д.)
- использование сайта (созданы странички специалистов: учителя-
дефектолога, учителей-логопедов, музыкального руководителя, педагога-
психолога).
- родительская почта: в каждой группе имеются почтовые ящики для
писем.
- индивидуальные консультации специалистов для родителей по вопросам
воспитания и развития детей с ОВЗ.
Все мероприятия в рамках сотрудничества всех участников
образовательного процесса сопровождаются отзывами, анкетированием,
интервьюированием, тестовыми опросами родителей и педагогов. Кроме этого
в нашем детском саду практикуется тьютерство педагогом-психологом для
детей с расстройствами аутистического спектра. Это ноу-хау, которое помогает
как педагогам в работе, так и родителям в воспитании и развитии таких детей.
Такое взаимодействие в разных возрастных группах мотивирует
педагогов, способствует сближению всех участников образовательного
процесса – детей, родителей, педагогов.
Подведение итогов реализации адаптированной программы на групповых
родительских собраниях ежегодно в конце учебного года мы выстраиваем в
форме диалога или анкетирования: родители высказывают не только мнение об
организации образовательного процесса в МБДОУ, но и свои запросы на
организацию образовательных услуг (в том числе дополнительных) в новом
учебном году.
Список литературы
1.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в
ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с. (Библиотека
руководителя ДОУ).
2.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей:
методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. (Серия
«Библиотека руководителя ДОУ».)