Напоминание

Основные понятия социально - педагогической деятельности: социальная адаптация и социальная реабилитация. Основные этапы процессов.


Автор: Шевченко Наталья Всеволодовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Ликино - Дулевский политехнический колледж - филиал ГОУ ВО МО ГГТУ
Населённый пункт: г.Ликино - Дулево
Наименование материала: Статья
Тема: Основные понятия социально - педагогической деятельности: социальная адаптация и социальная реабилитация. Основные этапы процессов.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Статья на тему: «Основные понятия социально-педагогической

деятельности: социальная адаптация и социальная

реабилитация.

Основные этапы процессов»
Основными понятиями социально-педагогической деятельности являются
социальная адаптация и социальная реабилитация
.
Социальная адаптация - процесс приспособления индивида к

изменившейся социальной среде.
Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды (например, училища, техникума или колледжа, куда попадает ребенок), сложившихся в них форм социального взаимодействия (к примеру, стиля руководства), и также характерных для нее форм деятельности. Понятие
«реабилитация»
используется в разных аспектах. Мы используем следующие понятия:
психологическая реабилитация- комплекс психологических мероприятий,

направленных на психологическое развитие и его восстановление у

подростков, диагностика и психокоррекция по преодолению различных

форм подростковой дезадаптации.
Социально-реабилитационная педагогическая деятельность направлена на создание условий для нормальной, полноценной жизнедеятельности детей, их обучение и развитие.
Психо-эмоциональная реабилитация
-это создание комфортных условий проживания, доброжелательность персонала и воспитателей учебного заведения и т.д.
Одна из основных целей, которую ставим перед собой,- подготовка

к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, через создания условий для целенаправленной

социализации детей.
Важным дополнительным фактором в социализации и социальной адаптации выпускников детского дома, мягкого вхождения ребенка в социум
выступают институты внеурочного образования и досуга. Внеурочная деятельность подростка под руководством квалифицированного специалиста не позволяет все сводить к сугубо воспитательной функции и успешно дополняет традиционные факторы социализации. Дети этого возрастного периода достигли такой стадии психофизиологического развития, при которой на первый план выходит стремление расширить свой социальный опыт. Наступает период формирования самооценки, конкретизации требований к самому себе, поиска выхода из конфликтных ситуаций и т. п. Иными словами, наступает время становления системы социальных отношений с окружающими людьми, среди которых наибольшую ценность представляет не слово воспитателя или преподавателя, а мнение ровесников, общества и возможность самоутверждения.

Одним из приоритетных направлений в Московской области является поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и, в первую очередь, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создана система социально-педагогической поддержки детей и подростков. Приняты законы: Закон Московской области «Об образовании», Закон Московской области «О патронате», Закон Московской области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» и т.д. Анализ практики работы показывает, что система воспитания детей в детских домах не готовит их к самостоятельной жизни, и воспитанники после выхода из детских домов испытывают глобальные трудности в адаптации к
окружающему миру. Поэтому в нашей работе большое значение имеет разработка программы конкретного вида деятельности, содержанием которой является совокупность знаний, норм, ценностей, социальных требований, условий, принципов, запретов, предписаний и т.д. Весь процесс социальной адаптации и реабилитации можно разбить на несколько этапов.
Первый этап
-
комплексная диагностика физического, психического и

социального здоровья поступившего в колледж абитуриента.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому с первых дней изучается его социальный и психический статус. На основе этих данных создается индивидуальная программа сопровождения. Работа с социально дезадаптированными детьми и подростками начинается с адаптации их к условиям жизни в общежитии колледжа, к условиям учебы в колледже. Этот процесс требует комплексного подхода и постепенности. Важнейшими условиями являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность к ребенку, принятие ребенка, уверенность в том, что он способен измениться к лучшему, отношение к нему как к личности, заботливое отношение к его потребностям и интересам.
Второй этап
имеет иное содержание. Основополагающим моментом становится
создание новой среды обитания, отличной от той, в которой

он был до сих пор.
Ребенок должен стать в позицию не наблюдателя, а соучастника, создателя новых условий своей жизнедеятельности. Необходимо постоянно строить повседневное общение с детьми. Не следует употреблять негативные оценки личности ребенка. Очень важное социальное значение имеет стимулирование общественного труда. Формами поощрения являются и простая похвала, и объявление благодарности. Особую роль играет организация взаимодействия воспитателей и преподавателей, работающих в детском доме и в колледже.
Администрация нашего колледжа поддерживает тесную связь с Управлениями органов опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Орехово-Зуево и Орехово- Зуевскому району, с попечителями и опекунами, с патронатными воспитателями. Проводим индивидуальные беседы, заседания круглого стола с целью оказания помощи попечителям и патронатным воспитателям, знакомим с нормативно-правовой базой, консультируем в трудных ситуациях. Для их социализации и адаптации патронатными воспитателями составлены индивидуальные программы для каждого ребёнка-сироты, которые с успехом реализуются совместно со всеми социальными структурами колледжа, города и района.


В раздел образования