Напоминание

Диалог с родителями


Автор: Мухоплева Маргарита Ивановна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - Д/с "Одуванчик" с. Асыма
Населённый пункт: с. Асыма Горный улус Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: проект
Тема: Диалог с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Детский сад «Одуванчик» с.Асыма муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия)
Проект «Диалог с родителями»
Ст. воспитатель: Мухоплева М.И. Асыма 2016

Введение
Процесс становления полноценной личности ребенка проходит под влиянием различных факторов, первым и важным из которых является семья. Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. В каждой семье свои подходы к воспитанию, но все родители, так или иначе нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. При этом не каждый родитель эту помощь готов принять. Поэтому наша задача – привлечь семьи воспитанников к сотрудничеству. Некоторые родители сознательно стремятся переложить свои обязанности по воспитанию на педагогических работников детского сада. Они в первую очередь заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, а от процесса воспитания уклоняются. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. ФГОС ДО ставит перед ДОУ задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие семьями воспитанников и предполагает участие родителей в О б р а з о в а т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и Д О О . В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество детского сада с семьёй, а ФГОС является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны,
например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Сотрудничество родителей с педагогами помогает детям комфортнее чувствовать себя в детском саду. Как показывает практика, современные родители нуждаются в помощи педагогов и специалистов в вопросах воспитания детей, т. к. отсутствие знаний по психологии и педагогике зачастую приводит к ошибкам, не пониманию, а значит, и к безрезультативности воспитания. Педагоги дошкольного учреждения при условии грамотного построения взаимодействия имеют уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает возможности для организации совместной работы в триаде «семья – ребенок - детский сад». Принимая участие в образовательном процессе, родители повышают свою психолого-педагогическую грамотность, знакомятся со спецификой воспитания и обучения ребенка, изнутри наблюдают за деятельностью дошкольной организации. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. На сегодняшний день существует немало форм взаимодействия семьи и педагога. Поэтому нам, педагогам, необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Наш педагогический коллектив ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели ими воспользоваться. Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются родительские клубы. Для того чтобы родители могли не только узнавать то, чем занимается их ребенок в ДОУ, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а также получать комплексную поддержку и помощь в вопросах воспитания и развития детей, мы организовали детско-родительские клубы. Детско-родительский клуб - это требование времени, новая модель дошкольной образовательной системы - совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Актуальность проекта
В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании в Российской федерации" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных
учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как работа с семьей. И нами было выявлено ряд проблем: С позиции педагогов: - недостаточная подготовленность в вопросах взаимодействия с родителями; - отсутствие готовности осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса; С позиции родителей: - недооценка роли сотрудничества с педагогами дошкольного образовательного учреждения; - недостаточный уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями возникла необходимость создания новой формы работы взаимодействия с родителями, учитывающей возрастные особенности детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Цель

проекта
: повышение качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
-выявить актуальный уровень знаний педагогов по вопросу взаимодействия и повышения качества сотрудничества с семьей; -проанализировать семьи воспитанников группы; -повысить мотивацию педагогов для выстраивания позитивных отношений с родителями и расширить представления о формах сотрудничества; -выстроить гармоничное и конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;
-вовлечь родителей в деятельность ДОУ.
Гипотеза
проекта: педагогическое управление способствует повышению качества взаимодействия детского сада и семьи.
Сроки реализации
: год
Участники проекта:
педагоги, воспитанники и их родители.
Направления работы в рамках проекта
Проект по повышению качества взаимодействия с семьями воспитанников «Диалог с родителями» проходит под девизом: «Чтобы работать с семьей, нужно ее знать» и включает в себя три этапа: аналитический, информационный и практический.
Структура проекта «Диалог с родителями»
1 этап: Аналитический Цель Формы мероприятия выявление недостатков знаний педагогов по взаимодействию и повышению качества сотрудничества с семьей; анализ семей воспитанников. Анкета для педагогов ДОУ Заполнение социального паспорта семей воспитанника. Методы реализации проекта: - аналитический метод (анализ полученных результатов анкетирования, опросов); В целях определения факторов, влияющих на качество взаимодействия детского сада и семьи, было проведено анкетирование педагогов. В результате анкетирования определили уровень знаний педагогов по вопросу взаимодействия и повышения качества сотрудничества с семьей; Результаты распределились следующим образом: 34% обладали высоким уровнем педагогического общения с родителями 50% - обладали средним уровнем педагогического общения с родителями; 16% - обладали низким уровнем педагогического общения с родителями. На основе полученной информации был составлен план работы с педагогами. II этап: Информационный Цель Формы мероприятия расширение представлений педагогов о Лекции- беседы: «Нормативное правовое
формах взаимодействия, формирование мотивации на позитивные отношения с родителями обеспечение прав ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям», «Семья и ее особенности», «Классификация форм работы с семьей», «Профессиональное общение и его составляющие» На втором этапе были проведены лекции-беседы, которые повышают уровень компетентности педагогов в работе с семьей.
План работы с педагогами ДОУ
Дата Тема лекции-беседы Задача Октябрь Нормативное правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанности взрослых по отношении к детям Расширять представления педагогов о государственной политике и государственных гарантиях в области материнства и детства, образования Декабрь Семья и ее особенности Выделить основные стили семейного воспитания, расширять представление педагогов о методах семейного воспитания. Показать особенности типов и моделей семьи, выделить функции современной семьи Февраль Классификация форм работы с семьей Выделить особенности форм работы детского сада с семьями воспитанников Апрель Профессиональное о б щ е н и е и е г о составляющие Р а з о б р а т ь о с н о в н ы е ф у н к ц и и , с т и л и профессионального общения. Формировать компетентность в области взаимодействия с семьей III этап: Практический Цель Формы мероприятия формирование установки на доверительное Организация и работа клубов: «Мама, папа,
б е з о ц е н о ч н о е в з а и м о д е й с т в и е с родителями, умение устанавливать контакт, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении. я - творческая семья», «В путешествие с друзьями», «Мир сказки » Практический этап основан на непосредственной работе с родителями, базируется на результатах заполнения социальных паспортов семей. Исходя из интересов, предпочтений и социального статуса были выделены основные группы семей.
Формы работы с семьями по группам
Группы семей Формы работы Предпочитающие активный отдых «В путешествие с друзьями» С творческой направленностью «Мама, папа, я- творческая семья» С художественно-театрализованной направленностью «Мир сказки»
Основные направления работы с родителями

Клуб «В путешествие с друзьями»
Цели: -привлечение родителей к активному участию в жизнедеятельности детского сада; -формирование основ культуры здорового образа жизни в семье. Задачи: -совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт «Учиться простейшим упражнениям, выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве»; -развивать психические процессы и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, экологии; -развивать интерес у всех участников педагогического процесса к туристическим прогулкам (походам, велосипедным, лыжным) как средство оздоровления дошкольников; -формировать межличностные, дружеские отношения воспитанников и их родителей в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.
Перспективный план деятельности клуба «В путешествие с друзьями»
Месяц Название Задача Октябрь «Вместе весело шагать!» Укреплять здоровье детей, раз в иват ь
прогулка в осенний лес ловкость, координацию движений, быстроту реакций, выносливость. Создавать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода Февраль Т у р и с т с к и й с л е т активных пап П о в ы ш а т ь у р о в е н ь ф и з и ч е с к о й п о д г о т о в л е н н о с т и , у л у ч ш а т ь взаимоотношения родителей и детей. Формировать дружеские отношения и усваивать знания в области физической культуры и поведения в природе у воспитанников 6-7 лет и их пап. Март Путешествие на лыжах в лес Знакомить с подвижными играми на лыжах и санках. Развивать выносливость и ловкость. Знакомить с зимними лыжными видами спорта Апрель Соревнование « Б э р г э н ч э й » ( д л я мальчиков и их пап) -а5а уонна уол о5о икки ардыларыгар истин сыьыаны, убаастабылы инэрии. -уол о5о кыра сааьыттан ебугэ угэстэригэр – бултааьынна интэриэьи уескэтии -чэ гиэ н – чэ бдик, олоххо а к т и в н а й позициялаах буоларга уьуйуу -тереебут айыл5а кэрэтин кэрэхсииргэ, харыстабыллаахтык сыьыаннаьарга иитии. Май Топографическая п р о г у л к а с ориентированием н а местности Учить выполнять дыхательные упражнения гимнастики А. Н. Стрельниковой на свежем воздухе. Привлекать детей и родителей к активному образу жизни. Учить бережно относиться к природе. П о в ы ш а т ь у р о в е н ь ф и з и ч е с к о й подготовленности На занятиях клуба «В путешествие с друзьями» родители выполняют с ребенком физические упражнения в паре, общаются с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем, подвижные игры и игровые упражнения.
Ценность путешествий с родителями в осенний лес, весной на лыжах, соревнований с папами заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения, привлекают детей к активному образу жизни. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений. Родители с удовольствием посещают такие занятия, проявляют желание заниматься физкультурой, активным отдыхом вместе с ребенком.
Клуб «Мама, папа, я – творческая семья»
Цели: -привлечение родителей к активному участию к жизни детского сада через совместную продуктивную деятельность -развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, повышение семейного статуса Задачи: -активизировать творческий потенциал родителей; -создавать дополнительные условия для сотворчества родителей и детей в семье; -прививать детям художественно-эстетический вкус.
Перспективный план деятельности клуба

« Мама, папа, я – творческая семья»
Дата Мероприятие Группа Октябрь Панно «Осень золотая» для оформления группы Дети и их родители Декабрь Работа в «Мастерской Деда мороза»: -«Новогодние носочки»; -«Елочка, елка – лесная красавица»; -«Шишка – это просто мишка, а может и мышка»; Дети и их родители Февраль - панно «Зимняя композиция»; -композиция «Зимний букет» Дети и их родители Март Лепим из соленого теста: фрукты, овощи, мучные изделия для сюжетных игр детей Дети и их родители Апрель Панно «Весна пришла» для оформления группы Дети и их родители
Май Выставка проделанных работ по итогам года Д е т и , р о д и т е л и , воспитатели
Клуб «Мир сказки»
Цели: -привлечение родителей в совместные литературно-театрализованные мероприятия; -формировать коммуникативные навыки (умение устанавливать и поддерживать контакт, учить регулировать поведение в коллективе, формировать адекватные формы поведения в социуме) Задачи: -прививать детям художественно-эстетический вкус; -активизировать творческий потенциал родителей; -расширять представления воспитанников и их родителей о детских писателях.
Перспективный план деятельности клуба

«Мир сказки»
Дата Мероприятие Группа Ноябрь Ко н к у р с ч т е ц о в п о произведениям Г.Данилова подготовительная Декабрь П р е д с т а в л е н и е п о сказкам Пушкина Средняя, подготовительная Январь Волонтерские чтения родителей Средняя Февраль Ко н к у р с ч т е ц о в п о произведениям А.Барто Средняя, подготовительная Апрель По становка детей и р о д и т е л е й с к а з к и «Глупы й м а л е н ь к и й мышонок» Подготовительная Май Совместное представление сказки « Б и э с ы н а х т а а х Бэйбэрикээн» Подготовительная
Клуб «Музыкальная гостиная»
Цели:
- привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада через совместные музыкально – творческие мероприятия; - развитие взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, повышение статуса семейных отношений Задачи: -активизировать творческий потенциал родителей; - создавать дополнительные условия для сотворчества родителей и детей в семье; - погружение в разнообразную совместную деятельность (слушание музыки, разучивание песен, игры на музыкальных инструментах)
Перспективный план деятельности клуба

«Музыкальная гостиная»

Дата

Мероприятие

Результат
Октябрь Ознакомление и обсуждение плана работы клуба. Принятие плана работы Ноябрь Индивидуальный выбор репертуара семьи Составление репертуара семьи Декабрь Занятия по разучиванию песен Участие в новогоднем утреннике Январь Совместное рисование детей и родителей во время слушания музыки на тему «Зимняя фантазия» Выставка работ Февраль Разучивание колыбельной песни для мам Выступление мам к празднику 8 Марта Март Музыкальные игры вместе с детьми Апрель Разучивание конкурсной песни Май Подготовка к конкурсу (костюм, оформление ) Конкурс «Ыллыах, кэрэни туойуох»
Клуб «ТриС»
Цели: укрепление взаимодействия физинструктора и семьи через нетрадиционные формы работы. Задачи: повышение педагогической культуры родителей в вопросах физического развития и воспитания ребенка, активизация интереса родителей и воспитанников к ЗОЖ и
различным видам спорта, совершенствование у детей и родителей физических умений и навыков в процессе совместных занятий.
Перспективный план деятельности клуба

«ТриС»
Возраст детей: младший дошкольный. Первый год обучения.
Месяц

№ Тема занятия
Сентябрь 1 «Вот и стали мы на год взрослее». Особенности физического и психического развития детей четвёртого года жизни. Анкетирование. Знакомство с планом работы семейного клуба. Октябрь 2 Посещение открытого физкультурного занятия Ноябрь 3 Как стать «Неболейкой»? Влияние подбора одежды на двигательную, игровую деятельность детей. Декабрь 4 «Наряжаем ёлку вместе» Январь 5 Давайте знакомиться: «Сова», «Жаворонок», «Голубь». Февраль 6 Давайте знакомиться: «Сова», «Жаворонок», «Голубь». Март 7 «Кубики, кубы»- организация двигательной деятельности малыша. Апрель 8 «Лютики – цветочки». Знакомство с ароматерапией. Май 9 Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья. Рекомендации по оздоровлению детей летний период. Возраст детей: средний дошкольный. Второй год обучения.
Месяц



Тема занятия
Сентябрь 10 «Вот и стали мы на год взрослее». Особенности физического и психического развития детей среднего возраста. Оценка физической подготовленности детей. Знакомство с планом работы семейного клуба (на собраниях) Октябрь 11 Мой весёлый звонкий мяч. Ноябрь 12 Профилактические упражнения для укрепления верхних дыхательных путей. Декабрь 13 В лесу родилась ёлочка. Январь 14 «Весёлая пятка» Февраль 15 Как можно поиграть с санями. Март 16 «Ловкие помощники». Спортивный праздник. Апрель 17 Воспитание личностных качеств ребёнка через круговую тренировку. Май 18 Организация досуга и оздоровление детей в летний период. Возраст детей: старший дошкольный. Третий год обучения.
Месяц



Тема занятия
Сентябрь 19 «Вот и стали мы на год взрослей». Особенности физического и психического развития детей старшего возраста. Знакомство с планом
работы семейного клуба (на собраниях) Октябрь 20 Профилактика психо - эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Ноябрь 21 Играем в народные игры. Декабрь 22 Как поддерживать интерес ребёнка к занятиям физическими упражнениями. Январь 23 Влияние зимних видов спорта на развитие и оздоровление детей. Февраль 24 Используем сани как спортивный тренажёр. Март 25 Развлечение. Бабушкин сундучок. Апрель 26 В здоровом теле здоровый дух. Богатырские забавы. Май 27 Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в летний период. Совместная диагностика. Возраст детей: подготовительная к школе группа. Четвертый год обучения.
Месяц



Тема занятия
Сентябрь 28 Особенности физического и психического развития детей седьмого года жизни. Знакомство с планом работы семейного клуба (на собрании) Октябрь 29 Для физического развития ребёнка используем природные факторы. Поход. Ноябрь 30 Народная игра – учит и воспитывает детей. Декабрь 31 Воспитание коммуникативных способностей ребёнка через командную игру. Январь 32 Лыжня зовет - всей семьёй на старт. Лыжный поход. Февраль 33 Индивидуальная коррекционная направленность в физической подготовке детей. Март 34 Воспитание самостоятельности детей в семье. Апрель 35 Соревнования. Папа, мама, я – спортивная семья. Май 36 Круглый стол. Влияние «Парной гимнастики» на жизнь семьи.
Ожидаемые результаты:
-высокий уровень сформированности педагогической компетентности у педагогов и родителей; -активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах, совместных тематических проектах; -использование новых форм работы с семьями воспитанников. Промежуточные результаты: -повысилась посещаемость занятий, собраний, родители охотно приходят на мероприятия.
-информированность - родители интересуются разными вопросами по поводу воспитания детей, занятий с ними, читают предложенную педагогическую и детскую литературу, делятся, тем, что нового узнали, участвуют в совместных мероприятиях. Таким образом, создание детско- родительского клуба является инновационной деятельностью коллектива. Практика работы в этом направлении показала, что благодаря взаимодействию с родителями, повышается их осведомлённость о воспитательном процессе. Клуб стал важной формой взаимодействия детского сада и семьи.


Конечный продукт.
Проект нацелен на повышение качества взаимодействия с семьями воспитанников. В результате проектной деятельности были разработаны следующие продукты:  анкета для педагогов ДОУ;  социальный паспорт семьи воспитанника ДОУ;  перспективный план работы клуба «В путешествие с друзьями»;  перспективный план работы клуба «Мама, папа, я – творческая семья»;  перспективный план работы клуба «Мир сказки»;  перспективный план работы клуба «Музыкальная гостиная»;  перспективный план работы клуба «ТриС»;  конспекты занятий работы детско-родительского клуба;  лекции-беседы «Нормативное правовое обеспечение защиты прав ребенка и обязанностей взрослых по отношению к детям», «Семья и ее особенности», «Классификация форм работы с семьей», «Профессиональное общение и его составляющие»;

презентация работы детско-родительского клуба.
Дальнейшее развитие проекта.
За прошедший год проект прошел этап апробации, что позволяет в дальнейшем распространить его на другие возрастные группы.

Заключение
Результативность работы клуба оценивается в течение года. В течение работы клуба в совместных занятиях приняло участие 83% родителей с детьми. Детям очень нравятся совместные занятия с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением. Ведь этот родительский клуб работает для того, чтобы наши дети были успешны в дальнейшем в школе. Результаты работы клуба не видны сразу, но для детей подготовительной к школе группы они будут проявляться в течение всего школьного обучения. Работа родительских клубов стала составной частью системы образования и воспитания детей в нашем детском саду. Работа клубов направлена не только на оптимизацию детско-родительских отношений, но и способствует сближению родителей и ребенка в эмоциональном плане. Родительские клубы способствовали привлечению семьи, как одного из субъектов образовательной деятельности, что позволило повысить их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста. Таким образом, организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме родительского клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.


В раздел образования