Напоминание

Общественно-политическое движение в начале XX века


Автор: Николаенко Наталья Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: поселок Красносельский Гулькевичский район
Наименование материала: конспект урока истории в 9 классе
Тема: Общественно-политическое движение в начале XX века
Раздел: среднее образование





Назад





Общественно – политическое движение в начале XX в.
Цель урока: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XX века; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества. План урока: 1. Николай II: исторический портрет. 2. Политические преобразования.. 3. Нарастание противоречий между властью и обществом. 4. «Зубатовский социализм» 5. Создание РСДРП 6. Партия социалистов-революционеров. 7. Либеральные организации. Основные понятия: «зубатовский социализм», РСДРП, эсеры. Оборудование урока: презентация, учебник «История России» XX – н. XXI века А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. Выполнение тестового задания: 1) Каковы особенности экономики России в н. 20 в. а) высокая степень машинизации производства; б) многоукладность экономики; в) отсутствие коллективных форм собственности. 2) В каком году была проведена денежная реформа С.Ю. Витте? а) в 1897; б) в 1800; в) в 1895 г. 3) Каков главный результат денежной реформы С.Ю. Витте? а) началась инфляция; б) начался вывоз капитала в другие страны; в) повысилась кредитоспособность страны. 4) В какие отрасли промышленности преимущественно притекал иностранный капитал? а) металлургия и металлообработка; б) нефтяная промышленность; в) легкая промышленность; г) сельское хозяйство. 5) Какие виды монополий появились в России в н. 20 в.? а) синдикаты; б) тресты; в) концерны. 6) В каких отраслях экономики были сосредоточены кустарные предприятия?
а) хлебопекарня; б) обувная и швейная; в) кожевенная; г) строительная; д) верно только а) и г). 7) Какова основная проблеме крестьянского хозяйства? а) низкая урожайность по причине климатических трудностей; б) крепостная зависимость; в) крестьянское малоземелье. Ключи к тесту: 1- б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, б, 5 – а, б, 6 – а, б, в, г. 7 – в 2. Изучение нового материала. 1) Николай II: исторический портрет Сообщение ученика о Николае II. (слайд 1) Задание: по ходу рассказа отметить в тетради: основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем запомнился в истории. 2) Политические преобразования. (слайд 2) Учитель сообщает: В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю... Это мировой непреложный закон». Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев». Заполнив таблицу, ответьте на вопрос: чем отличались политические программы С.Ю. Витте и В.К. Плеве? Заполнение таблицы по тексту учебника. В 1904 г. Плеве был убит. Его место занял Святополк- Мирский П.Д. ФИО политического деятеля Какие политические преобразования предлагал Какие изменения могли произойти Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ Плева В.К - сторонник консервативных
реформ Святополк-Мирской П.Д. . – сторонник либеральных реформ . 3) Нарастание противоречий между властью и обществом. (слайд 4) Рассказ учителя в объеме учебника. 4) «Зубатовский социализм». (слайд 5) Учитель сообщает: В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову. Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку. Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку. С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит. 5) Создание РСДРП (слайд 6 - 8) Рассказ учителя в объеме учебника. Сообщение ученика о Ленине. 6) Партия социалистов-революционеров (слайд 9) Рассказ учителя в объеме учебника.
7) Либеральные организации (слайд 10) Рассказ учителя в объеме учебника. 3. Итоги урока. 4. Домашнее задание: параграф № 3.


В раздел образования