Формирование у учащихся интереса к музыке через личностно- ориентированный подход во время проведения месячника музыки
Автор: Шахлина Наталья Юрьевна Должность: учитель музыки и мхк Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва Саратовской области имени П.А.Столыпина" Населённый пункт: г. Пугачёв Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирование у учащихся интереса к музыке через личностно- ориентированный подход во время проведения месячника музыки Раздел: среднее образование
Формирование интереса у учащихся к музыке через личностно-ориентированный
подход во время проведения предметного месячника в школе.
Проблема формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на
принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновавшая человечество, и по
сей день сохраняет свою актуальность. Разрабатываются новые концепции общего
образования и воспитания школьников. И в связи с этим совершенно очевидна
необходимость обращения школы к искусству как к одному из важнейших средств
раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его
развития.
Невольно вспоминаются слова Д.Б Кабалевского, сказанные более 20 лет назад:
«Проблема интереса, увлечённости – одна их фундаментальных проблем всей
педагогики, и её умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому
предмету. ? Большое значение в процессе музыкального обучения имеет развитие
интереса у учащихся к музыке. Как же пробудить и развить этот интерес у
школьников ?
Основной целью сегодняшнего обучения является создание условий для проявления и
развития познавательной деятельности и активности учеников. Сегодняшнее
образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На
первом плане стоит личность, субъект, его интересы, а предметы – на втором.
Индивидуально – ориентированное образование, это внимание каждому ученику, его
творческой индивидуальности. Необходимо организовывать обучение так, чтобы
каждый ребёнок мог найти достойное применение своим талантам, чтобы школа была
для него радостным открытием всей полноты жизни. Чтобы обучение наполнилось
радостью, светом, свободой самовыражения.
Говорят: «Музыка облагораживает душу ». И хотя этот предмет в школе на данный
момент не главный , но я уверена, что занимаюсь самым важным и необходимым
делом – приобщением детей к искусству, так как социально- политическая ситуация в
стране начиная
с
90-х годов привела к к духовной деградации нашего общества.
Учебным
планом
предусмотрен
лишь
один
урок
музыки
в
неделю,
что
конечно
недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. Поэтому
приобщение детей к музыке должно происходить и за рамками урока.
Как сказал австрийский пианист и педагог Артур Шнабель: «Роль педагога состоит в
том, чтобы открывать двери, а не проталкивать в них ученика.»
А это значит, что интерес – прекрасный стимул к учению. На уроках и внеклассных
занятиях ,я уделяю большое внимание формированию интереса к музыке, школьники
переживают самые различные чувства. Здесь – и сомнение в правильности музыкальной
оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального
сочинения, и удивление, и восторг…
Одним из видов деятельности в формировании интереса у школьников во внеурочное
время является проведение в школе предметных недель, декад , месячников..
В нашей школе он проводится обычно в декабре .
Мною разрабатывается ряд мероприятий , на которые приглашаются все
желающие. Это - и конкурсы, и игры-соревнования, и занимательные вопросы, и
музыкальные часы, и беседы. Во время проведения мероприятий используются не
только ТСО, но и ИКТ с использованием мультимедийной установки.и интерактивной
доски. Многие мероприятия сопровождаются презентациями с включенными в них
интересными картинками, фотографиями, гиперссылкакми, анимационными эффектами ,
а так же звуковыми фрагментами. В результате использования ИКТ повышается
мотивация учащихся , многие ученики отмечают, что им хочется, чтобы подобные
мероприятия проводились чаще,а это значит формируется эмоционально положительное
отношение и к предмету музыка и к искусству вообще, и к таким мероприятиям.
Несомненно использование мультимедиа выводит мероприятие на более совершенный
уровень.
Вывешивается план проведения месячника с указанием классов, названий
мероприятий и месте их проведения.
В этот период учащимися различных классов, начиная от младших школьников,
выпускаются издательские проекты, посвящённые знаменательным музыкальным
датам .
Проводятся занимательные игры
Так например в занимательной игре «Весёлые нотки», я применила игровые
технологии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Сюда входили музыкальные загадки, конкурс ы :«Угадай мелодию» «Назови и спой
песню», «Придумай слова».( показ)
Такие конкурсы помогают детям войти в мир музыки посредством игры. По
реакции ребят и их активности было видно, что равнодушных в зале нет.
Дискуссия на тему «Музыка моего народа» являляется продолжением и углублением
темы школьной программы. Сюрпризным моментом так же являются
занимательные вопросы с гиперссылками, которые составлены в виде тестов.( показ)
В завершении этого мероприятия - разучивание шуточная игровой песни, которую
дети затем часто вспоминали на уроке.
Для учащихся 7- 8 -х классов была представлена мультимедийная презентация на
тему «Волшебство и коварство чарующих звуков», которая была интересна детям не
только по содержанию, в котором рассказывалось о вреде неправильного слушания
музыки, но и по вставкам видеоклипов со звучанием рок-музыки.
Это мероприятие так же как и предыдущее являлось углублением темы по
экологии «Влияние звуков на человека» в 8- классах, что подчеркнуло межпредметную
связь, и опять уже на уроке ребята просили вернуться к затронутой теме, приводили
свои примеры, задавали вопросы.
Для старшеклассников была проведена музыкальная гостинная на тему «Рахманинов –
выдающийся композитор XX века». Это мероприятие включало рассказ о судьбе и
творчестве композитора ,который сопровождался музыкальными фрагментами из его
произведений.
Не менее интересным был и зрительный ряд с портретами самого композитора, его
родных, друзей , а так же учащиеся смогли увидеть
могилу великого музыканта.
Интересно прошла дискуссия со старшеклассниками на тему : «Почему имя Моцарта
знают все, а музыку его слушают только любители музыки и старшее поколение?»
Как продолжение уроков по теме «Музыка и литература» совместно с учащимися 5-
х классов был подготовлен и защищён Проект на тему : «Жизнь литературы в
музыкальных произведениях»
С большим удовольствием играют ребята в занимательные игры такие как брейн-
ринг или морской бой, которые я составляю с самими учащимися.
По последующей реакции ребят, их просьбам и вопросам, я могу судить, что
мероприятия , проведённые во время месячника музыки не проходят бесследно.а
значит их необходимо не только проводить но и совершенствовать.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на
себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык её
невыговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце; не перетолкуют их по
своему, но она наполнит гармониею мира их юные души, разовьёт в них
предощущение таинства жизни».-В.Г.Белинский