Автор: Кадырова Ольга Иркиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ д/с №154 Адмиралтейского района Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: Адаптация в детском саду детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем
знакомы»
Педагогический проект
« Будем знакомы »
Воспитатель первой квалификационной
категории Кадырова Ольга Иркиновна
1 младшая группа «Цыплятки»
г. Санкт- Петербург, 2016г.
Проект " Будем знакомы " ДОУ детский сад № 154
Вид проекта : краткосрочный.
Разработчик: воспитатель первой младшей группы Кадырова О.И .
Основные участники проекта : дети 1 младшей группы , возраст : 1,7- 2,9
года; родители детей , посещающих 1 младшую группу ; воспитатели;
медицинская сестра.
Время реализации проекта : сентябрь, октябрь, ноябрь
Актуальность
По данным официальной статистики, распространённость патологии и
заболеваемость среди детей ежегодно увеличиваются на 4-5%.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том , что в настоящее
время только 10 % старшего дошкольного возраста можно считать
абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические
заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины
этих заболеваний и найти пути их устранения.
Одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к
детскому саду . Они помечают, что именно в этом возрасте отрицательное
воздействие адаптации на организм ребенка усиливается, потому, что
разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают
эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит
серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими
людьми, ломко привычных форм жизни.
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями,
снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных
ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-
психического и физического развития.
1
Научные исследования показали, что характер адаптации ребенка 2 и 3 года
жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики
состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому
сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является
одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы,
вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш
наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым
условиям жизни.
Для того чтобы облегчить период адаптации мною был
разработан проект « Будем Знакомы ».
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят
множество изменений:
строгий режим дня;
отсутствие родителей в течение 9 и более часов;
новые требования к поведению;
постоянный контакт со сверстниками;
новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;
другой стиль общения.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для
него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации
может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи,
отказ от еды, частые болезни и т. д.
Ребенок должен приспосабливаться к новым
условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ .
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по
возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ:
знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей ;
подготовительная работа в семье;
выработка единых требований к поведению ребенка, согласование
воздействий на него дома и в детском саду.
Ранний возраст - это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка,
он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка.
При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка:
неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие;
2
сенсорный голод сказывается на развитии мозга.
Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают
причин отставания детей , 34% не знают и не владеют средствами
воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома детей .
Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого-
педагогической культуры не понимают опасности адаптационного периода
для здоровья и психики ребенка.
При поступлении в детский сад 65% детей старше 2-х лет не умеют
правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая
познавательная активность, не развита речь детей , отсутствует общение
между сверстниками и взрослыми.
Возраст от 1,7-2,9 лет - считается периодом подготовки ребенка к
посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями
видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался
анализу с их стороны.
Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не
достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к
поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей
развития детей раннего возраста . А это в свою очередь ведет к осложнениям
в здоровье детей в период адаптации к условиям детского сада, задержке
психического и познавательного развития.
Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и
задачи проекта .
Цель и задачи проекта
проекта :
создание оптимальных условий для совместной деятельности всех
участников образовательного процесса, направленных на
успешную адаптацию ребенка в детском саду.
сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста .
Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический
комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ .
Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и
освоении разных социальных ролей.
Повышение уровня компетентности родителей в
вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к
взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную
деятельность .
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта ,
потребовали применения соответствующих методов:
3
Анализ теоретического и фактического материала (анализ
листов адаптации );
Анкетирование (родителей);
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей .
Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую
гипотезу педагогического проекта .
Гипотеза
Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее
условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются
следующие педагогические условия:
процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка
индивидуально;
создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями,
воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому
процессу и интереса к жизни группы;
оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его
пребывания в детском саду;
выработка единых требований, правил, системы работы
в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели,
помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Основные направления проекта
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их
родителей .
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую
деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ , сохранение чувства
защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации ,
воспитания и развития детей ;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период ;
4
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских
отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и
родителей .
сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с
ДОУ.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом
привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка
в адаптационный период является продуманная система педагогических
воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности
ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Использую следующие формы и способы по организации
процесса адаптации ребенка к новым условиям:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во
время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода);
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение
уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и
способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого
периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ :
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом
индивидуальных особенностей детей ;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных
привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на
основе адаптационных карт ;
осуществление систематического контроля за ребенком в
группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул);
5
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон,
физическое здоровье)(медицинская сестра);
протекание адаптации (медицинская сестра).
Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А.
Белкиной « Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ », я
разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей
при приеме в ДОУ . Считаю, что реализацию проекта можно условно
разделить на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (организационный):
изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГОС к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования );
создание методического обеспечения;
создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в
группе;
помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной ( адаптационно-исследовательский ):
знакомство с семьей ;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность:
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность:
совместные праздники, развлечения;
работа «Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»;
работа с детьми;
итог проекта . Совместный праздник с детьми и
родителями «День Знакомства ».
3этап. Заключительный (результативность).
Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного
возраста (составила из нескольких этапов):
прогнозирование адаптации , знакомство с родителями и ребенком
(определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться , его
индивидуальные особенности);
установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к
новому помещению и незнакомым взрослым ;
6
ребенок с родителями постепенно входит в группу детского
сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:
приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой
деятельности;
ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время
свободной игровой деятельности;
ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без
родителей);
ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно
приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный,
для облегчения адаптации добиваемся , чтобы родители и дома
поддерживали такой же режим, как и в детском саду.
ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в
группе.
…Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом
деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования .)
Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и
родителями в адаптационный период . (в соответствии с ФГОС)
Этапы
месяц Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с
родителями
Сентябрь
1 этап
Организацион-
ный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек».
2. Ведение адаптационных карт .
3. Организация мини-игровой зоны.
4. Игры с песком и водой.
7
5. Игры в сухом бассейне.
6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями
конструктора.
7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен.
8. Сенсорные игры.
9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.
Диагностика вновь прибывших детей .
«Социализация».
Адаптационные игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др).
«Художественное творчество»
-рисование крупой, песком, манкой.
«Физическая культура»
-подвижные игры,
-хороводные игры,
-пальчиковые игры.
«Художественная литература»
-песенки, потешки, прибаутки, скороговорки.
1. Оформление уголка уединения психологической разгрузки.
«Социализация»
2. Модернизация «Уголка ряженья»,
игрового пространства «Семья».
3. Оформление развивающей среды в соответствии с ФГОС.
4. Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол.
Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ:
-социально-демографический паспорт семьи
-личные дела воспитанников.
Организация выставки с материалами об адаптационном периоде .
Родительская встреча « Адаптация ребенка к дошкольному учреждению »
Диагностическое обследование.
8
Анкетирование. Консультации:
а) «Готовим малыша в детский сад»
б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям»
в) «Значение режима в сохранении здоровья детей »
г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
д) «Нужен ли ребенку дневной сон»
е) «Сон как важная составляющая режима дня дошкольника »
Информацион-
ные листы-памятки с кратким материалом.
Организация «Горячей линии».
Октябрь
2 этап
Основной Моторные игры для детей (двигательные)
«Социализация»,
«Коммуникация»
Игры на формирование общения с взрослыми и детьми:
«Давайте познакомимся », «Игра в гости». Утреннее приветствие.
Беседы, рассматривание предметных картинок.
Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи,
психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в
течение дня через разные формы работы:
Подвижные, дидактические игры.
Подвижные игры с правилами.
Игровые упражнения.
Соревнования.
Сюжетные игры.
Игры с правилами.
Совместные действия.
Игры с предметами.
Театрализованные игры.
Игровые упражнения, развивающие игры.
9
Самостоятельные игры с любимыми игрушками.
Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением.
«Утро радостных встреч».
Засыпание (колыбельная).
Гимнастика пробуждения.
Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по
мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска)
Музыкальные игры.
Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для
развития мелкой моторики.
Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в
садик», «Больница»
Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья».
Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с
родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми)
Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных
стендов, тематические выставки методической литературы, статей.
Изготовление игрушек для центра сенсорики.
Изготовление «Цветочной поляны» для центра сенсорики.
Работа
«Горячей линии».
Ноябрь
3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам
деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая
культура»,
«Здоровье»
«Социализация», «Художественное
творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание»,
«Музыка», «Чтение художественной литературы»
Показ настольного театра.
Показ кукольного театра.
«Познание»
10
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг
с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.)
Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму,
величину).
Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья».
Внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры. Театр мягкой
игрушки.
Переоборудование всех зон деятельности в группе по возрастным
особенностям .
Итог проектной деятельности : праздник с детьми и
родителями «Праздник Знакомства ».
Анализ деятельности.
Повторное анкетирование родителей.
Консультации:
«Стиль воспитания в семье, самодиаг-
ностика: «Какой вы родитель».
Оформление презентации «Жизнь детей в адаптационный период » для
родителей.
Фотовыставка.
Оформление презентации для родителей совместного праздника (дети,
родители, воспитатели).
Во время всего адаптационного периода провожу коррекционную работу с
детьми, задачами которой являются: создание для ребенка атмосферы
безопасности и комфортной обстановки, понимания внутреннего мира
ребенка и принятие его таким, какой он есть, предоставление ребенку в этот
период большей свободы и самостоятельности. При проведении занятий
учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок
раннего возраста еще не способен самостоятельно заявить о своих
проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в
развитии, капризности и т. д. Поэтому активность в выявлении проблем
проявляю сама и решаю по принципу «Здесь и теперь» с акцентом на
немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в
ходе коррекционного процесса.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу
ребенка)
11
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое___
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям
детского сада:
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский
сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности-
режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%)___
4 В чем Вы видите причины болезни ребенка?
А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы (0%)
Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду; (0
%)
В) неблагоприятный психологический климат в группе;(0%)
Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет; (59%)
Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей
группы (приводят своего больного ребенка в группу) (35%)
Е)другое (6%) ___
5 Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во
время адаптации ?
_обрадовало (97%, встревожило (0%, огорчило 3%)___
6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в
ребенке (развитие – поведение-навыки) за этот период? Какие? Чему он успел
за этот период научиться?
_положительные изменения (92%, без ответа (8%)___
7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в
группе на сегодняшний момент? (Питание (15%); режим; отношение к
ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия;игровая
среда (8%, организация режимных моментов; прогулки ((15%)-
одежда (8%) смена персонала (15%) (нужное подчеркнуть)
12
8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы
хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам
необходимы? (31%). Логопед, психолог.
На 3 этапе провела анкетирование среди родителей и контрольную
диагностику(повторную) по окончании периода адаптации , а также
сравнительный анализ показателей первичной и заключительной
диагностики.
В целом адаптация детей прошла успешно . Оценка эмоционального
состояния деятельности детей , навыков общения, взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками, сна, дети позволили определить
группы адаптации .
Группа Степени адаптации
Легкая Средняя Сложная
52% 48% 0%
Показатели адаптации вновь прибывших детей
Проанализировав анкеты, адаптационные карты , мы получили
следующие результаты:
52% детей , адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая . У
некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита,
которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были
недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая
плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро
стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться
взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
48% детей , адаптация прошла по 2 группе- адаптация средней тяжести .
У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится
домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями
сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее
ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность,
возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были
несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку,
принесенную из дома.
В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы ,
стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую
организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние,
наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со
сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно -
образовательной совместной деятельности.
3 и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет.
На основе анализа анкетных данных был определен социальный статус
родителей.
13
Социальный статус семей воспитанников В % от общего числа
воспитанников
Мама Папа
служащие 54% 73%
бизнесмены 7% 5%
домохозяйки 39% 22%
Полная семья 79%
Неполная семья 21%
Многодетная семья 14%
Молодая семья (1 ребенок) 36%
Молодая семья (2 ребенка) 29%
Имеют высшее образование 22%
Имеют среднее специальное образование 62%
Имеют среднее образование 16%
В группе в адаптационный период осуществляется контроль со стороны
медицинской сестры. Совместно осуществляем мониторинг состояния
здоровья детей на начало поступления и на конец адаптационного периода .
Это является одним из показателей адаптации ребенка к условиям детского
сада. Сравнительный анализ заболеваемости в период адаптации показал ,
что только 5 человек из 21 детей болели , у остальных детей период
адаптации прошел без осложнений.
Группа Общее число детей Показатели заболеваемости
Число случаев заболевания на 1 ребенка Длительность 1 заболевания ЧБД
(%)
28( 21детей поступившие вновь ) 0,9 5дней -
Так же проведен анализ состояния здоровья детей по группам здоровья .
Группа Общее число детей Группа здоровья
1 2 3
Число детей % Число детей % Число детей %
28(21) 17 80,9 3 14,3 1 4,8
В отношении групп здоровья можно отметить, что 80,9 % имеют 1 группу
здоровья, и нет детей с хроническими заболеваниями. Исходя из полученных
данных, свою работу строила по индивидуальному подходу к каждому
14
ребенку, организовывала систему оздоровительно-развивающей работы,
включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических и
психологических.
Выводы
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей
группы «Цыплятки»прошел успешно. В течение последних лет не было ни
одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации . Степень адаптации в
основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной
организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада
педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что
значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации ,
воспитания и обучения детей . Установлен с ними тесный контакт и
сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют
интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия
и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к
дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные
результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.
Литература
1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В.,
ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в
детском саду с детьми 2-3 лет«Радуга»: методические рекомендации для
воспитателей. -М.: Просвещение, 2010.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования .
3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М.:Просвещение,
2007.
4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста . – М.: Медицина,
2007.
5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных
учреждения . – М.: Владас, 2007.
6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ . – М.:
Учитель, 2006.
7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.
8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и
развитие детей раннего возраста . – М.: Просвещение, 1981.
15
9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное
воспитание №8 , 2001.
10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада.
- Дошкольное воспитание №8 , 2005.
11. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад.
– Дошкольное воспитание №9 , 2006.
16