Напоминание

Адаптация в детском саду детей раннего возраста


Автор: Кадырова Ольга Иркиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №154 Адмиралтейского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Адаптация в детском саду детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста «Будем знакомы» Педагогический
проект
«
Будем знакомы
» Воспитатель первой квалификационной категории Кадырова Ольга Иркиновна 1
младшая группа
«Цыплятки» г. Санкт- Петербург, 2016г.
Проект
"
Будем знакомы
" ДОУ детский сад № 154 Вид
проекта
: краткосрочный. Разработчик: воспитатель первой
младшей группы Кадырова О.И
. Основные участники
проекта
: дети 1
младшей группы
,
возраст
: 1,7- 2,9 года; родители
детей
, посещающих 1
младшую группу
; воспитатели; медицинская сестра. Время реализации
проекта
: сентябрь, октябрь, ноябрь Актуальность По данным официальной статистики, распространённость патологии и заболеваемость среди
детей
ежегодно увеличиваются на 4-5%. Результаты научных исследований
свидетельствуют о том
, что в настоящее время только 10 % старшего
дошкольного возраста
можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60%
детей
выявляются хронические заболевания, поэтому ученые озадачены тем, чтобы определить причины этих заболеваний и найти пути их устранения. Одной из причин ухудшения здоровья
детей врачи считают их адаптацию к

детскому саду
. Они помечают, что именно в этом
возрасте
отрицательное воздействие
адаптации
на организм ребенка усиливается, потому, что разлучаясь с матерью, многие дети уже более осознанно переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями. Во время
адаптации
к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломко привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно- психического и физического развития. 1
Научные исследования показали, что характер
адаптации
ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья
детей в период адаптации
к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни. Для того чтобы облегчить период
адаптации
мною был разработан
проект
«
Будем Знакомы
». С поступлением ребенка в
дошкольное
учреждение в его жизни происходят множество изменений: строгий режим дня; отсутствие родителей в течение 9 и более часов; новые требования к поведению; постоянный контакт со сверстниками; новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного; другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям,
АДАПТИРОВАТЬСЯ
. Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНЫ: знание
возрастных
и индивидуальных особенностей, возможностей
детей
; подготовительная работа в семье; выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду. Ранний
возраст
- это чрезвычайно ответственный период в развитии ребенка, он считается самым главным в социальном, личностном развитии ребенка. При несвоевременном развитии блокируются многие функции ребенка: неудовлетворенность ребенка в общении блокирует познавательное развитие; 2
сенсорный голод сказывается на развитии мозга. Диагностика компетентности родителей показала, что 16% из них не знают причин отставания
детей
, 34% не знают и не владеют средствами воспитания, есть родители, которые не знают чем занять дома
детей
. Анкетирование показало, что более 50% из-за низкого уровня психолого- педагогической культуры не понимают опасности
адаптационного
периода для здоровья и психики ребенка. При поступлении в детский сад 65%
детей
старше 2-х лет не умеют правильно держать ложку, у них слабо развита мелкая моторика руки, низкая познавательная активность, не развита речь
детей
, отсутствует общение между сверстниками и взрослыми.
Возраст от 1,7-2,9
лет - считается периодом подготовки ребенка к посещению детского сада. По моим наблюдениям, беседам с родителями видно, что во многих семьях этот период протекал сумбурно и не подвергался анализу с их стороны. Все вышеуказанное позволяет сделать мне вывод, что у родителей не достаточный уровень компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствие опыта семейного воспитания и особенностей развития
детей раннего возраста
. А это в свою очередь ведет к осложнениям в здоровье
детей в период адаптации
к условиям детского сада, задержке психического и познавательного развития. Значимость выше указанных проблем предопределили следующие цели и задачи
проекта
.
Цель и задачи проекта

проекта
: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную
адаптацию
ребенка в детском саду. сохранение и укрепление здоровья
детей младшего возраста
.
Задачи:
Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода
адаптации к условиям ДОУ
. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах
адаптации
ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную
проектную

деятельность
. Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического
проекта
, потребовали применения соответствующих методов: 3
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов
адаптации
); Анкетирование (родителей); Наблюдения; Беседа; Продукты совместной деятельности
детей и родителей
. Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического
проекта
. Гипотеза Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия: процесс привыкания
будет
постепенным для каждого ребенка индивидуально; создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы; оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду; выработка единых требований, правил, системы работы в
адаптационный
период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители). Основные направления
проекта

Знакомство и успешная адаптация
к детскому саду коллектива
детей и их

родителей
. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность. Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Ожидаемые результаты реализации
проекта
: безболезненная
адаптация ребенка к ДОУ
, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока
адаптации к условиям ДОУ
; позитивное развитие отношений в детском коллективе; повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам
адаптации
, воспитания и развития
детей
; снижение уровня заболеваемости у
детей в адаптационный период
; 4
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; активное участие родителей в
проектной
творческой деятельности
детей и

родителей
. сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ. Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в
адаптационный
период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Использую следующие формы и способы по организации процесса
адаптации
ребенка к новым условиям: элементы телесной терапии (обнять, погладить); исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой; релаксационные игры (песок, вода); сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы; игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю; культура общения, тактичность и взаимопонимание. Определила принципы работы по
адаптации детей к ДОУ
: предварительное
ознакомление
родителей с условиями работы ДОУ; постепенное заполнение группы; гибкий режим пребывания
детей в начальный период адаптации
с учетом индивидуальных особенностей
детей
; сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек; информирование родителей об особенностях
адаптации
каждого ребенка на основе
адаптационных карт
; осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра)(термометрия, кожные покровы, зев, стул); 5
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье)(медицинская сестра); протекание
адаптации
(медицинская сестра). Изучив идеи педагогов-новаторов Н. Д. Ватутиной, А. Белкиной «
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
», я разработала систему мероприятий по предупреждению
дезадаптации детей

при приеме в ДОУ
. Считаю, что реализацию
проекта
можно условно разделить на несколько этапов: 1 этап. Подготовительный (организационный): изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного

образования
); создание методического обеспечения; создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГОС в группе; помещение информации в родительский уголок. 2этап. Основной (
адаптационно-исследовательский
):
знакомство с семьей
;
ознакомление
родителей с системой работы ДОУ; информационная деятельность: организованные тематические встречи; беседы с родителями. практическая деятельность: совместные праздники, развлечения; работа «Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»; работа с детьми; итог
проекта
. Совместный праздник с детьми и родителями «День
Знакомства
». 3этап. Заключительный (результативность). Модель комфортной
адаптации детей младшего дошкольного

возраста
(составила из нескольких этапов): прогнозирование
адаптации
,
знакомство
с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче
адаптироваться
, его индивидуальные особенности); установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и
незнакомым взрослым
; 6
ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада.
Адаптация
на этом этапе включает в себя 7 шагов: приход ребенка вместе с родителями только на прогулку; приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности; ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности; ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей); ребенок остается без родителей с завтрака до обеда; ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители; ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения
адаптации добиваемся
, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду. ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе. …Основной формой работы с детьми
младшего возраста
и ведущим видом деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного

образования
.) Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями в
адаптационный период
. (в соответствии с ФГОС) Этапы месяц Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями Сентябрь 1 этап Организацион- ный 1. Оформление «Полочки для любимых игрушек». 2. Ведение
адаптационных карт
. 3. Организация мини-игровой зоны. 4. Игры с песком и водой. 7
5. Игры в сухом бассейне. 6. «Познание». Конструктивная деятельность- игры с крупными деталями конструктора. 7. Слушание спокойной музыки, веселых детских песен. 8. Сенсорные игры. 9. Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку. Диагностика вновь прибывших
детей
. «Социализация».
Адаптационные
игры с воспитателями («Загляни ко мне в окошко» и др). «Художественное творчество» -рисование крупой, песком, манкой. «Физическая культура» -подвижные игры, -хороводные игры, -пальчиковые игры. «Художественная литература» -песенки, потешки, прибаутки, скороговорки. 1. Оформление уголка уединения психологической разгрузки. «Социализация» 2. Модернизация «Уголка ряженья», игрового пространства «Семья». 3. Оформление развивающей среды в соответствии с ФГОС. 4. Подбор игрушек-забав, кукол би-ба-бо, театральных кукол. Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ: -социально-демографический паспорт семьи -личные дела воспитанников. Организация выставки с материалами об
адаптационном периоде
. Родительская встреча «
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
» Диагностическое обследование. 8
Анкетирование. Консультации: а) «Готовим малыша в детский сад» б) «Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям» в) «Значение режима в сохранении здоровья
детей
» г) «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка» д) «Нужен ли ребенку дневной сон» е) «Сон как важная составляющая режима дня
дошкольника
» Информацион- ные листы-памятки с кратким материалом. Организация «Горячей линии». Октябрь 2 этап Основной Моторные игры для
детей
(двигательные) «Социализация», «Коммуникация» Игры на формирование общения с взрослыми и детьми: «Давайте
познакомимся
», «Игра в гости». Утреннее приветствие. Беседы, рассматривание предметных картинок. Цикл непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи, психологическому развитию в интеграции образовательных областей (10) в течение дня через разные формы работы: Подвижные, дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения. Соревнования. Сюжетные игры. Игры с правилами. Совместные действия. Игры с предметами. Театрализованные игры. Игровые упражнения, развивающие игры. 9
Самостоятельные игры с любимыми игрушками. Организация режимных моментов с музыкальным сопровождением. «Утро радостных встреч». Засыпание (колыбельная). Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры (ходьба по дорожке здоровья, следам, ходьба по мешочкам с разными наполнителями, ребристая доска) Музыкальные игры. Ситуативные разговоры. Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики. Преобразование среды к сюжетно-ролевым играм: «Отведем дочку в садик», «Больница» Внесение нетрадиционного оборудования в «Уголок Здоровья». Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми) Наглядные формы работы с родителями: оформление информационных стендов, тематические выставки методической литературы, статей. Изготовление игрушек для центра сенсорики. Изготовление «Цветочной поляны» для центра сенсорики. Работа «Горячей линии». Ноябрь 3этап Заключительный Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье» «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Труд», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы» Показ настольного театра. Показ кукольного театра. «Познание» 10
Проведение дидактических и развивающих игр на сближение малышей друг с другом и воспитателем («Куклы пляшут», «Спектакль игрушек» и т. д.) Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину). Внесение дополнительных атрибутов в «Уголок Ряженья». Внести конусный, пальчиковый, ложковый, варежковый театры. Театр мягкой игрушки. Переоборудование всех зон деятельности в группе по
возрастным

особенностям
. Итог
проектной деятельности
: праздник с детьми и родителями «Праздник
Знакомства
». Анализ деятельности. Повторное анкетирование родителей. Консультации: «Стиль воспитания в семье, самодиаг- ностика: «Какой вы родитель». Оформление презентации «Жизнь
детей в адаптационный период
» для родителей. Фотовыставка. Оформление презентации для родителей совместного праздника (дети, родители, воспитатели). Во время всего
адаптационного
периода провожу коррекционную работу с детьми, задачами которой являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки, понимания внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть, предоставление ребенку в этот период большей свободы и самостоятельности. При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего
возраста
еще не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризности и т. д. Поэтому активность в выявлении проблем проявляю сама и решаю по принципу «Здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса. Анкета для родителей (повторная, со всей группой) Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант 1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас (по поводу ребенка) 11
а) здоровье ребенка; (8%) б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%) в) самочувствие и перепады настроения; (6%) г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%) д) ничего, все хорошо;(40%) е) другое___ 2 Что вы знаете по организации успешной
адаптации
ребенка к условиям детского сада: А)Не знаю (5%) Б)Знаю (85%) В) Другое (10%) 3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали? А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%) Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%) В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%) Г) другое (0%)___ 4 В чем Вы видите причины болезни ребенка? А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы (0%) Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду; (0 %) В) неблагоприятный психологический климат в группе;(0%) Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет; (59%) Д) безответственное отношение других родителей к здоровью
детей

группы
(приводят своего больного ребенка в группу) (35%) Е)другое (6%) ___ 5 Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время
адаптации
? _обрадовало (97%, встревожило (0%, огорчило 3%)___ 6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение-навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться? _положительные изменения (92%, без ответа (8%)___ 7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни
детей
в группе на сегодняшний момент? (Питание (15%); режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия;игровая среда (8%, организация режимных моментов; прогулки ((15%)- одежда (8%) смена персонала (15%) (нужное подчеркнуть) 12
8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы? (31%). Логопед, психолог. На 3 этапе провела анкетирование среди родителей и контрольную диагностику(повторную) по окончании периода
адаптации
, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики. В целом
адаптация детей прошла успешно
. Оценка эмоционального состояния деятельности
детей
, навыков общения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, дети позволили определить группы
адаптации
. Группа Степени
адаптации
Легкая Средняя Сложная 52% 48% 0% Показатели
адаптации вновь прибывших детей
Проанализировав анкеты,
адаптационные карты
, мы получили следующие результаты: 52%
детей
,
адаптация
прошла по 1 группе –
адаптация легкая
. У некоторых
детей
наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у
детей
быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. 48%
детей
,
адаптация
прошла по 2 группе-
адаптация средней тяжести
. У
детей
этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома. В течение 2-3 недель дети освоили группу,
адаптировались к среде группы
, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности. 3 и 4 группы –
адаптация
тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет. На основе анализа анкетных данных был определен социальный статус родителей. 13
Социальный статус семей воспитанников В % от общего числа воспитанников Мама Папа служащие 54% 73% бизнесмены 7% 5% домохозяйки 39% 22% Полная семья 79% Неполная семья 21% Многодетная семья 14% Молодая семья (1 ребенок) 36% Молодая семья (2 ребенка) 29% Имеют высшее образование 22% Имеют среднее специальное образование 62% Имеют среднее образование 16% В группе в
адаптационный
период осуществляется контроль со стороны медицинской сестры. Совместно осуществляем мониторинг состояния здоровья
детей
на начало поступления и на конец
адаптационного периода
. Это является одним из показателей
адаптации
ребенка к условиям детского сада. Сравнительный анализ заболеваемости в период
адаптации показал
, что только 5 человек из 21
детей болели
, у остальных
детей период

адаптации
прошел без осложнений. Группа Общее число
детей
Показатели заболеваемости Число случаев заболевания на 1 ребенка Длительность 1 заболевания ЧБД (%) 28(
21детей поступившие вновь
) 0,9 5дней - Так же проведен анализ состояния здоровья
детей по группам здоровья
. Группа Общее число
детей Группа здоровья
1 2 3 Число
детей % Число детей % Число детей %
28(21) 17 80,9 3 14,3 1 4,8 В отношении групп здоровья можно отметить, что 80,9 % имеют 1 группу здоровья, и нет
детей
с хроническими заболеваниями. Исходя из полученных данных, свою работу строила по индивидуальному подходу к каждому 14
ребенку, организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических и психологических. Выводы Таким образом, можно отметить, что период
адаптации у детей

группы
«Цыплятки»прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью
адаптации
. Степень
адаптации
в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении
адаптации детей
к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам
адаптации
, воспитания и обучения
детей
. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У
детей
бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом. Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт. Многоплановая и кропотливая работа в период
адаптации детей к

дошкольному
учреждению дала свои устойчивые положительные результаты. Цели и задачи
проекта
нами достигнуты и реализованы. Литература 1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет«Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М.: Просвещение, 2010. 2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования
. 3. Заводчикова О. Г.
Адаптация
ребенка в детском саду. – М.:Просвещение, 2007. 4. Аксарина М. Н. Воспитание
детей раннего возраста
. – М.: Медицина, 2007. 5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего
возраста в дошкольных

учреждения
. – М.: Владас, 2007. 6. Белкина Л. В.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
. – М.: Учитель, 2006. 7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003. 8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие
детей раннего возраста
. – М.: Просвещение, 1981. 15
9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –
Дошкольное

воспитание №8
, 2001. 10. Соловьева Е.
Адаптация
ребенка к условиям детского сада. -
Дошкольное воспитание №8
, 2005. 11. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. –
Дошкольное воспитание №9
, 2006. 16


В раздел образования