Напоминание

"Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"


Автор: Верменская Наталья Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МВОУ "ВСОШ №2"
Населённый пункт: город Зеленокумск
Наименование материала: доклад
Тема: "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Раздел: среднее образование





Назад





Доклад

на тему «Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и

его влияние на формирование личности каждого ученика»

"Формирование

личности

ученика

- это

один

из

лепестков

того

цветка,

который

называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и

второстепенного,

как

нет

главного

лепестка

среди

множества

лепестков,

создающих

красоту цветка"

В.А Сухомлинский
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего — это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ученику в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями- предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Я считаю, что классный руководитель — одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ученика, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты — психологические и физические — ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем свои предметы, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов: через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения учащегося в социум. Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности. По моему мнению, условиями успешности д е я т е л ь н о с т и к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я я в л я ю т с я : – качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения); – мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс; – в о з м ож н о с т ь п р о я в л е н и я с а м о с т о я т е л ь н о с т и и т в о рч е с т в а ; – необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы к л а с с н о г о р у к о в о д и т е л я ; – о ц е н к у е г о д е я т е л ь н о с т и п о р е з у л ь т а т у . Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир обучающихся, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные
методы педагогического воздействия. Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы. Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников. А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…». Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между учащимися в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого- педагогические условия для развития личности учащегося, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности учащегося необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Важно анализировать, какими стали обучающиеся в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к окружающим, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, честны, отзывчивы. С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс». Служит этому интересная увлекательная внеклассная работа, которая способствует всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность у ч а щ и х с я д о л ж н а с т р о и т ь с я н а с л е д у ю щ и х п р и н ц и п а х . Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, с о о т в е т с т в у ю щ и е п р и н ц и п у п р и в л е к а т е л ь н о с т и . П р и н ц и п п р и в л е к а т е л ь н о с т и б у д у щ е г о д е л а Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Учащимся в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела. П р и н ц и п д е я т е л ь н о с т и . Учащимся нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии, совместные проекты и т.п. П р и н ц и п с в о б о д ы в ы б о р а . Предлагая обучающимся участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином м е р о п р и я т и и у у ч а щ и хс я н е п р о п а д а е т, а н а о б о р от - р а с т е т. П р и н ц и п о б р а т н о й с в я з и . Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ученики видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу. П р и н ц и п с о т в о р ч е с т в а . В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет учащихся сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ученики сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и и н и ц и а т и в ы в п о р у ч е н н о м д е л е .
П р и н ц и п у с п е ш н о с т и . Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Классному руководителю полезно услышать мнение учащихся, увидеть их рост, а учащимся важно, чтобы их услышали. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти обучающихся часто всплывают интересные классные часы, общешкольные мероприятия и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Я считаю, что классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет и отдыхает как единое целое. Завершить свой доклад хочу цитатой К.Д.Ушинского. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания».


В раздел образования