Автор: Шурлыгина Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №136 Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: консультация для родителей Тема: Развитие речи в раннем возрасте. Раздел: дошкольное образование
" Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет"
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые
заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух
лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает
активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в
трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период появляются в речи малыша
предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между
собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается
своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать
в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая
игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все,
же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки
произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими,
то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще
не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук Р. Это
происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух
звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового
внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все
хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка
зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как
и
более
младшего
возраста,
является
общение
его
с
взрослыми
и
речь
взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не, сколько о том, чтобы ребенок
произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и
произносимые
слова
были
подкреплены
живыми
образами,
конкретным
содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или
другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий.
Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать
своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо
расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его
восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.)
и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша
особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает
взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом,
больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный
словарь.
В
норме
к
концу
третьего
года
ребенок
употребляет
распространенные
предложения
и
пользуется
основными
частями
речи
(существительные,
глаголы,
прилагательные)
хотя
согласует
их
не
всегда
грамматически
правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для
окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или
слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится
в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже
некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует
память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного
сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему
сюжетом,
обсуждайте
их,
придумывайте
небольшие
рассказы.
При
этом
взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
Рекомендации:
С
большим
удовольствием
дети
слушают
рассказы
о
других
детях,
об
известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно
перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые
знают,
как
любят
малыши
стихи.
Их
радует
ритм
стиха,
они
обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь
к художественному слову и родному языку.
Малышам
нужно
читать
короткие
стихи,
несложные
ритмически,
с
понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи,
песни,
прибаутки.
Не
обязательно
специально
разучивать
с
детьми
стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от
времени повторять.
Рассматривая
картинки
в
книжках,
журналах,
называйте
и
объясняйте
ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько
раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите
его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его
успехи.
Ваши малыш, конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый,
желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета
предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А
сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или
карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в
своей речи глаголы для образования свой действий и действий окружающих
людей.
Помогайте
ему
в
этом
–
называйте
все,
что
делаете
сами,
и
комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно
вводите
речь
ребенка
прилагательные.
Старайтесь,
чтобы
в
вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи
малыша. Так же полезно для разрешения словаря ребенка подбирать слова с
противоположным значением.