Автор: Шурлыгина Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №136 Населённый пункт: г.Мурманск Наименование материала: статья Тема: Роль игрушки в жизни ребенка. Раздел: дошкольное образование
Детская игрушка.
Детская
Игра
в
жизни
каждого
ребенка
имеет
особое
значение.
В
игре
ребенок
приобретает
новые
знания
и
умения,
пополняет
и
активизирует
словарь, развивает познавательные способности, тренирует волю, смелость,
выдержку, умение уступать. Ребенок в игре осваивает опыт человеческой
деятельности. Он зачастую изображает то, что видел, слышал, пережил, свое
отношение к людям, к жизни, к ситуации. В игре приобретается позитивный
настрой и хорошее настроение.
Специально предназначенный для детских игр предмет – это игрушка. Она
помогает
ребенку
осуществить
свой
замысел,
приближает
игру
к
действительности. Игрушка должна быть настолько удобной для ребенка,
чтобы он мог ей активно манипулировать, разыгрывая свою роль. Чтобы
вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку – куклу, о которой можно
заботиться:
кормить,
одевать,
укладывать
спать.
Хорошая
игрушка
-
не
обязательно самая красивая. Главное, она должна помогать осуществлять
замысел игры. Правильный подбор игрушек – ответственное дело.
В
наше
время
мир
игрушек
многообразен.
Игрушки
для
детей
дошкольного возраста можно разделить на несколько видов:
1. Сюжетные,
или образные, игрушки – куклы, фигурки животных,
мебель, посуда, предметы домашнего быта, сказочные персонажи. Одни из
любимых
детьми
игрушки
те,
которые
изображают
зверей:
плюшевые
мишки, тигрята, собачки. Особое место отводится куклам и фигуркам людей
(сказочные человечки, солдатики). Дети во время игры как бы одушевляют
их, проявляя заботу, разговаривает с ними, руководят.
2. Технические игрушки, которые все больше входят в жизнь. Это разные
типы конструкторов, транспорт, всевозможные технические сооружения и
механизмы.
Особой
популярностью
у
детей
пользуются
разнообразные
конструкторы
типа
«Лего».
Они
необходимы
детям,
так
как
развивают
мышление,
мелкую
моторику,
ориентировку
в
пространстве,
творческие
способности.
3. Строительные игрушки,
состоящие из геометрических тел. Среди них
есть
крупногабаритные,
такие,
как
самокаты,
детские
педальные
автомобили, тракторы и др. Сидя за столом, ребенок захочет, скорее всего,
играть маленькими, устойчивыми игрушками. Для игр на полу нужны более
крупные игрушки, соразмерные с ростом ребенка в положении сидя и стоя.
Мелкие игрушки для двора не годятся.
4.
Игрушки
–
забавы.
Это
могут
быть
смешные
фигурки
человечков,
животных,
персонажей
мультфильмов.
В
основе
их
лежит
движение,
сюрприз, неожиданность. Их назначение – позабавить детей, вызвать смех,
сопереживание, радость, воспитать чувство юмора.
5.
Спортивно
–
моторные
игрушки.
Особый
тип
игрушек,
который
способствует
повышению
двигательной
активности
детей,
развитию
ловкости, меткость, выдержки. В старшем возрасте дети с удовольствием
осваивают микромоторные настольными играми (хоккей, футбол, бирюльки,
бильбоке),
овладевают
спортивными
играми
(бадминтоном,
кеглями,
городками).
6.
Театральные
игрушки.
Относятся
к
образным
игрушкам
и
служат
высоким
целям:
развивают
эстетический
вкус,
речь,
воображение
и
способность
воспроизводить
действия
людей,
способствуют
повышению
эмоциональной устойчивости. К
ним
относятся, например, пальчиковые
игрушки, перчаточные игрушки
(Петрушка, куклы бибабо), марионетки,
тростевые куклы. Театральную игрушку часто используют в своей работе
психотерапевты, логопеды, учителя.
7. Музыкальные игрушки – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки,
игрушки,
изображающие
пианино,
балалайки
и
другие
музыкальные
инструменты.
8.
Дидактические
игрушки.
Им
принадлежит
особое
место,
т.к.
с
их
помощью педагоги знакомят детей с цветом, формой, величиной и т.д. К ним
относятся разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, мозаики,
пазлы,
лото
и
др.
Эти
игрушки
воспитывают
у
детей
усидчивость,
сосредоточенность,
настойчивость,
целеустремленность,
умение
доводить
дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторике.
«Антиигрушки»: что это такое и как с ними бороться?
Часто взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на
цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются о педагогической
пользе игрушек. Взрослые помните, если покупать или дарить ребенку часто
и
много
игрушек,
то
они
его
не
будет
так
радовать.
Ребенок
может
с
легкостью сломать или выбросить игрушку, зная, что ему купят новую.
Часто дети просят родителей купить игрушки, изображающие чудовищ или
монстров. Не надо, уважаемые мамы и папы, путать их с персонажами
русских сказок! Там встречаются, конечно, драконы и чудовища, но они
всегда на стороне зла. А положительные герои – богатыри, например, никогда
не
бывают
чудовищами.
Такие
сказки
и
игры
на
их
основе
учат
детей
отличать добро от зла. Предлагаемые сейчас различные монстры, воины –
скелеты, чудовища и др. участвуют в игре как на стороне добрых, так и на
стороне
злых
сил,
поэтому
ребенку
иногда
бывает
трудно,
даже
порой
невозможно отличить добро от зла, «плохих» от «хороших».
То,
что
ребенка
привлекают
отрицательные
персонажи,
по
мнению
психологов,
связано
с
эмоциями
агрессивности.
«Антиигрушки»
могут
научить ребенка жестокости и безразличному отношению к страданию. Игры
и
игрушки,
основанные
на
содержании
воинственных
мультфильмов
с
игрушками
–
монстрами,
формируют
в
детях
агрессию.
Насилие
воспринимается
ребенком
как
что-то
совершенно
нормальное,
даже
героическое.
Для
возбудимых
детей
игра
с
чудовищами
способ
выбросить
лишнюю
энергию, отрицательные эмоции. Однако игрушка не успокаивает, а еще
больше раздражает ребенка, формирует эмоциональную зависимость. Игру с
монстрами
нельзя
запретить,
как
нельзя
запретить
детские
страхи
и
тревожность.
Можно
только
помочь
ребенку
создать
иное
игровое
пространство, в котором будут реализованы потребности мальчиков ощущать
себя могущественными и бесстрашными героями, воюющими на стороне
добра.
Поэтому,
уважаемые
родители,
не
стремитесь
покупать
детям
такие
страшные игрушки, наводящие на них ужас и способствующие агрессии.
Учите детей играть, использовать предметы – заместители, воображаемые
предметы. Чтобы дети играли с удовольствием, необходим педагогически
грамотный подбор игрушек, следует приобретать игрушки разных видов.