Возможности ИКТ в системе библиотечно-библиографических уроков.
Автор: Хахалкина Ирина Фомеевна Должность: учитель Учебное заведение: МОУ "Сашкинская средняя общеобразовательная школа" МР "Ферзиковский район" Населённый пункт: с. Сашкино Наименование материала: статья Тема: Возможности ИКТ в системе библиотечно-библиографических уроков. Раздел: полное образование
Возможности ИКТ в системе библиотечно-библиографических уроков.
Основываясь
на
психологических
тестах
и
наблюдениях,
проведённых
в
нашей школе, мы должны констатировать факт: каждый год к нам приходят
первоклассники, которым становится все труднее и труднее учиться.
Пытаясь их понять, мы, взрослые, начинаем сравнивать их с собой, со своим
детством.
Почему наши дети не такие как мы? Почему им, труднее, чем нам, дается
ш к о л ь н а я
п р о г р а м м а .
Одна из причин, на мой взгляд, лежит в нашем и их дошкольном детстве.
Давайте,
сравним.
Какие
факторы
в
первую
очередь
повлияли
на
формирование личности дошкольника?
Мы (старшее поколение)
Современные дошкольники
Общение с родителями
Общение с родителями
Общение с друзьями
Общение с друзьями
Влияние улицы
Влияние улицы
Книги
Телевизор
У
нас
(старшее
поколение)
-
книги,
чтение…
-
у
них
(современные
дошкольники) – телевизор, а позднее - компьютер.
Когда сегодняшние дети приходят в школу, прежде всего, меняется основной
способ получения информации.
До школы – видеоряд: телепередача, мультфильм, художественный фильм и
т.д.
В школе от них требуются другие навыки – умение слушать, умение читать и
главное – умение самому на основе услышанного и прочитанного строить
правильный видеоряд, совпадающий с действительностью. Прежде за них
это
делал
автор
передачи,
режиссер,
художник-мультипликатор
и
т.д.
Словом, кто угодно, только не они сами. В этом-то и проблема, что в школу
приходят
первоклассники,
которые
слушают
и
не
слышат.
Поэтому,
как
только спадает новизна, им становится неинтересно учиться. И следствие
этого - приходит неумение и стойкое нежелание читать.
Школьная
библиотека
как
одна
из
составляющих
звеньев
учебно-
воспитательного
процесса
должна своими
средствами
способствовать
повышению интереса и мотивации к учебе, приобретению новых знаний.
Проблема
сложности
восприятия
детьми
художественного
и
научно-
познавательного
текста
–
это
проблема
не
только
начальной
школы.
На
второй
ступени
обучения
она
становится
еще
более
актуальной,
т.к.
увеличивается количество и сложность преподаваемых предметов.
Что же делать?
Одной из таких «путеводных нитей», на мой взгляд, является использование
информационно-коммуникативных
технологий
(в
частности,
на
библиотечных уроках). Изложение материала с включением ИКТ идет более
привычным
для
школьников
способом.
Динамичный
видеоряд
с
комментариями, рассуждениями ведущего библиотекаря делает сложный
рассказ более доступным для понимания детей.
Свободно формируемые программы библиотечных уроков дают большой
простор
для
творчества
библиотекарю.
Выбор
средств
подачи
материала
ограничен,
на
наш
взгляд,
только
возможностью
самого
библиотекаря:
способен
ли
он
сделать
свой
урок
информационно-насыщенным
и
интересным не только со своей точки зрения, но и с точки зрения ученика.
2
Компьютерные
игры,
сотовые
телефоны,
общение
в
чате
–
это
реалии
сегодняшнего
дня.
Мы
не
в
силах
отменить
наступающий
технический
прогресс. А вот поставить его на службу нам, взять его в союзники – можем.
Компьютеры, интерактивные доски, системы интерактивного голосования,
Интернет – все это наши помощники в воспитании читателя нового типа.
Читателя вдумчивого и критически мыслящего.
Давайте сравним традиционные формы проведения библиотечных уроков и
библиотечные уроки с использованием ИКТ.
Традиционные формы, основанные
на рассказе о книге
К н и г а
+
и н ф о р м а ц и о н н о -
коммуникативные технологии
Способы
передачи
информации
(учитель – ученик):
Устный
рассказ,
показ
книжных
иллюстраций
Способы
«вывода»
информации
(ученик – учитель):
У с т н ы й
р а с с к а з ,
с о з д а н и е
иллюстрации, творческая письменная
работа.
Способы
передачи
информации
(учитель – ученик):
Устный рассказ, показ иллюстраций +
с р е д с т в а
м у л ь т и м е д и а
и
и н т е р а к т и в н о е
« о б щ е н и е »
с
программой.
Способы
«вывода»
информации
(ученик – учитель):
У с т н ы й
р а с с к а з ,
с о з д а н и е
иллюстрации, творческая письменная
работа +
создание
фильма,
интерактивных
экскурсий,
создание
компьютерных
проектов самых разных направлений
и разной степени сложности.
3
Использование ИКТ технологий – это не панацея от всех проблем, связанных
с образованием и чтением. Но интерактивная наглядность в сочетании с
интересным рассказом, безусловно, привлекает внимание ребят к книге и
библиотеке. Пусть пока и кратковременное.
ИКТ на библиотечных уроках не только форма подачи материала. ИКТ – это и
изучаемый инструмент для работы с информацией.
В нашей школе уже была создана система библиотечно-библиографических
уроков. Она включала в себя как традиционные темы, так и темы, связанные
с внедрением новых информационных и поисковых технологий.
1 класс
Экскурсия в школьную библиотеку
2 класс
Зачем книжке картинка
3 класс
Структура книги
4 класс
Научно-художественная
литература
для младших школьников
5 класс
Книги энциклопедического характера
6 класс
У н и в е р с а л ь н ы е
э н ц и к л о п е д и и
(«Детская энциклопедия»)
7 класс
Отраслевые энциклопедии
8 класс
У н и в е р с а л ь н а я
э л е к т р о н н а я
энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
9 класс
Создание
докладов,
рефератов
с
помощью электронных энциклопедий.
10 класс
Работа с отраслевыми электронными
э н ц и к л о п е д и я м и
( Н а
п р и м е р е
энциклопедии
по
астрономии
“Red
Shift”)
11 класс
Поиск
информации
в
Интернет
для
написания доклада или реферата по
предмету.
Разработка web-страницы.
4
Библиотечные уроки, проводимые в 1-7 классах, являются традиционными.
Проводятся,
используя
традиционные
методы
работы
с
читателями
библиотек.
Это
и
экскурсия
с
элементами
театрализации(1
класс),
и
библиотечный урок(3 класс), и познавательная игра (5 класс). Проведение
этих
уроков
совпадает
с
прохождением
аналогичных
тем
по
предметам
школьной программы. Так, например, экскурсия в библиотеку проводится
после изучения букваря, разговор о научно-художественных книгах в 3 классе
(Бианки, Сладков) совпадает с изучением соответствующих тем на уроке и
т.д.
В
5-7
классах
после
изучения
энциклопедий
и
справочников
учителями
биологии и истории даются задания по подготовке докладов по предмету с
использованием тех знаний, которые они приобрели на библиотечном уроке.
Начиная с 8 класса (начало изучения курса информатики и информационных
технологий в нашей школе) в программу библиотечных уроков включается
изучение
энциклопедий
на
электронных
носителях,
обучение
поиску
информации в Интернете и создание web-страниц.
В
этом
году
в
связи
с
поставкой
в
школу
нового
оборудования
(интерактивные
доски,
мобильные
классы,
система
интерактивного
голосования)
мы имеем дополнительные технические возможности для
разработки и проведения библиотечных уроков в другом формате.
4 класс
Книга: вчера, сегодня, завтра.
( п л а н и р у е т с я
п р о в е д е н и е
с
использованием
интерактивной
доски)
6 класс
Библиотека: вчера, сегодня, завтра.
( п л а н и р у е т с я
и с п о л ь з о в а н и е
интерактивной
доски
и
системы
5
интерактивного голосования)
11 класс
Интернет как источник информации.
(Планируется
с
использованием
Интернета и системы интерактивного
голосования)
Да, конечно, поток «не фильтрованной» информации, льющийся на наших
детей с экрана телевизора выработал у них стойкий «иммунитет» против
восприятия
этой
самой
информации.
Появился,
так
называемый,
эффект
включенного радио, когда человек слушает и не слышит, смотрит на экран и
не видит.
Но главная особенность интерактивной доски в том и состоит, что она –
интерактивная,
т.е.
требует
непосредственного
участия
в
ее
работе.
Библиотекарь
имеет
возможность
не
только
демонстрировать
видеоряд,
используя
доску
в
качестве
проектора,
но
и
работать
с
ней:
мобильно
формировать
видеоряд
в
режиме
реального
времени,
привлекая
в
«соавторы» детей.
На своих уроках в 4 и 5 классе я хочу поставить задачу не только познакомить
детей
с
лучшими
книгами
и
библиотеками
мира,
но
и
вызвать
чувство
удивления
и
восхищения
лучшими
творениями
человечества.
Хочу
попытаться
решить
вместе
с
ними
проблему:
так
почему
же
все-таки
«рукописи
не
горят»,
а
такой,
казалось
бы,
архаизм
как
библиотека
–
существует. И какой она будет – библиотека будущего?
Урок
11
класса
«Интернет
как
источник
информации»
предполагает
на
основе
выполнения
практических
заданий
учащимися
оценить
информационные ресурсы Интернета на предмет их «качества». Учащиеся
«протестируют» его на достоверность, актуальность и доступность.
6
Заключение.
Не надо сеять иллюзии по поводу того, что, проведя серию библиотечных
уроков, мы разом решим проблему чтения и информационной грамотности
среди
детей
и
подростков.
Но
интересные
библиотечные
уроки,
положительные
эмоции,
связанные
с
посещением
библиотеки
–
это
немаловажная
составляю щая
успеш ного
образ овательного
и
воспитательного процесса.
7