Напоминание

"Индивидуальные особенности усвоения графических навыков"


Автор: Филиппова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 39 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Индивидуальные особенности усвоения графических навыков"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39 г. Челябинска» (МАДОУ «ДС № 39 г. Челябинска») ул. Академика Сахарова, 24, г. Челябинск, 454004, тел. (351) 225-26-39, факс (351)225-26-23 E-mail: madou39@bk
К

ОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ

«И

НДИВИДУАЛЬНЫЕ

ОСОБЕННОСТИ

УСВОЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ

»
Подготовила: воспитатель Филиппова Мария Николаевна
Способности ребенка к изображению формируются в деятельности, которая состоит из ряда компонентов: знания, навыки, умения. Формирование способностей к рисованию будет зависеть от того, насколько верно сформированы технические навыки — один из компонентов этой деятельности. Для нормального формирования способностей к рисованию большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно р а з в и т и е д в и ж е н и й е г о р у к , к о о р д и н а ц и я р у к и и г л а з а . Для творческого решения изобразительной задачи необходимо владеть техническими умениями. Стимулом к развитию и использованию умений является творческий замысел, эмоциональная и волевая направленность на создание определенного изображения, на выразительную характеристику явления. Однако такого рода творческой направленности не достаточно для того, чтобы отрабатывались технические навыки и приобретались умения, в большинстве случаев техническая неумелость и беспомощность тормозят реализацию творческого замысла с первых штрихов рисунка. Владение основными навыками техники позволяет приступить к реализации замысла. Здесь вступают в силу эмоционально-волевые процессы творчества. Процесс использования технических умений в творческих рисунках прослеживался нами как при изображении предметов, которые предварительно обследовались, так и при выполнении иллюстраций к сказкам, когда мобилизовывалось воображение детей. Индивидуальные особенности в овладении изобразительными движениями, техникой рисования у детей появляются очень рано. Дети по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа у доски, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного образа, а нужно, чтобы рука кинестетически восприняла движение, почувствовала его. Таким детям после общего показа следует показать это движение, взяв руку ребенка в свою. Некоторые же дети осваивают движения с еще большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но и неоднократное движение с их рукой, так как глаз и рука этих детей тут же «забывают» движение и в следующий раз ребенок делает попытку вспомнить, пытается сделать и так, и так, а ничего не получается. Формирование движения рук у таких детей требует пристального внимания педагога на каждом занятии в течение длительного времени, пока правильное движение не закрепится окончательно. Все сказанное об индивидуальных различиях в усвоении движений относится и к овладению инструментом. Одни дети производят движения быстро, энергично, и некоторая неточность движения их не смущает, а интересует лишь общая направленность его. Другие стараются произнести как можно более точное движение, чтобы передать форму изображаемого предмета во всех ее деталях. На первых порах движения этих детей могут быть несколько замедленными, осторожными, затем становятся все более уверенными, смелыми, но точность от этого не страдает.
У некоторых детей точность движений не удается и при большой их осторожности. Овладение формообразующими движениями в младшем возрасте является той основой, на которой затем строится усвоение более сложных технических навыков и умений. Наличие отработанных в предшествующих возрастных группах навыков владения карандашом и кистью позволяют детям быстро и смело наносить линии контура карандашом и покрасить рисунок цветом. Индивидуальный подход в обучении технике рисования на первых этапах овладения детьми деятельностью мотивирует успешному формированию ее у всех детей. Дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет и дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.


В раздел образования