"Семейное краеведение в рамках проектной деятельности"
Автор: Шайхутдинова Лиана Рифкатовна Должность: воспитатель первой квалификационной категории Учебное заведение: МАДОУ № 101 "Щелкунчик" Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны Наименование материала: статья Тема: "Семейное краеведение в рамках проектной деятельности" Раздел: дошкольное образование
« Семейное краеведение в рамках проектной деятельности»
Шайхутдинова Лиана Рифкатовна
воспитатель первой квалификационной категории.
МАДОУ «Детский сад № 101 «Щелкунчик»,
г. Набережные Челны.(Из опыта работы).
Семейное краеведение - одна из форм духовно-нравственного воспитания
детей дошкольного возраста, так как оно особенно интересно детям. Краеведение-
это “родительский сундучок”.Это-наследство, оставленный нам предками,
живая
легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края. Это-то самое наследство,
которые мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь,
распространяя её среди потомков. Краеведение в дошкольном учреждении является
одним из источников обогащения детей знаниями
о родном крае и воспитания
любви к нему, который способствует вовлечению дошкольников в художественное
творчество, расширяет возможности распространения знаний об исскустве родного
края,об особенностях его современной жизни.
Совместно
с
детьми
мы
разработали
следующие
проекты:”История
тюбетейки”,“От старины до наших дней”,”Бабушкин сундук”, “Необычные вещи”,
“Путешествие
в
старину”.
При
организации
работы
с
родителями
по
данному
направлению использовались следующие формы работы.
“Клуб
бабушек
и
дедушек” ,
г д е го с т и знакомят
с
приготовлением
национальных блюд, делятся традициями, воспоминаниями, что бывает интересным
для внуков. Так же бабушки воспитанников рассказывают и показывают о своём
рукоделии. Бабушка Амины принесла свою старинную прялку, она детям не только
рассказала, но и показала как они работали раньше. Дети с интересом и внимательно
слушали её. За чашкой чая бабушки и дедушки поют вместе с внуками старинные
песни. Многие дети в свою очередь гордятся своими дедушками и бабушками, и
делятся впечатлениями между собой. Таким образом, стараюсь прививать уважение,
любовь и заботу к пожилому поколению.
Продолжением
”Клуба
бабушек
и
дедушек”
стала акция
“Я
и
музей”.
Родители с удовольствием откликнулись: они не только принесли разнообразные
предметы старины и быта, но и познакомили с их историей. В нашем мини-музее
подобраны
разные
виды
экспонатов:
это
и
старинная
утварь,
и
народные
костюмы(головные
уборы),предметы
народных
промыслов,
музыкальные
инсрументы
и
тд.
Все
они
помогают
воссоздать
уголок
татарского
жилища
с
изделиями народных мастеров и предметами быта. Дети, видя перед собой предметы
старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи, предметы декоративно-
прикладного искусства, которые были необходимые нашим предкам, раскрывают
богатство культуры народа, учаться понимать и любить прекрасное, приобщаются к
труду;
усваивают
обычаи,
погружаются
в
мир
сказок,
песен,
игр.
За
каждым
экспонатом есть своя история, которая подталкивает детей на размышленния. Под
мини-музеем
подразумевается
не
только
организация
экспозиций,
но
и
многообразные
формы
деятельности,
которые
включают
в
себя
и
сбор
об
экспонатах,
проведение
праздников,
исследовательскую
и
проектную
деятельность.В ходе этой работы были просмотрены презентации. Дети горды тем,
что в музее хранятся экспонаты, предметы их бабушек, пап, мам и родственников.
Далее возникла идея совершить с детьми экскурсиипо музеям . Формаработы
“Первые шаги по залу
музея ” началась с мини-музея
“Әллүки”, созданного в
нашем
саду.
Я
сделала
паспорт
мини-музея,
где
где
есть
визитная
карточка,
оформлен
каталог
экспонатов,
где
каждому
экспонату
дано
краткое
описание,
подобран фольклорный материал (загадки, посдовицы), что в свою очередь, имеет
положительную динамику в усвоении материала с детьми. Уже первые шаги в
данном направлении показали, насколько велик интерес детей к экспонатам музея.
Самый интересный предмет , который привлёк внимание детей в комнате татарского
быта и культуры это-тальянка.Она и выглядит красиво, так как расписана цветками
и листьями –завиточками и звучит малиновым звоном. Сделана она очень просто из
высококачественных натуральных материалов(кожа, дерево). Детям объясняла, что в
старину ни одни посиделки и
праздники не проходили без этого национального
инструмента. Так же детей знакомила с предметами и изделиями декоративно-
прикладного искусства татар (кожаная мозаика, ювелирное искусство, ткачество,
вышивка), при этом рассказывая о народных обычаях и традициях. Например, если в
семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали преданое.
Детей с малых лет приучали труду, с 6-7 лет девочек учили уже вышивать , готовить
преданое. Дети с интересом рассматривали изделия:салфетки, наволочки, скатерти,
у них формируется интерес к историческому
прошлому
татарского
народа,
уважение и любовь к труду мастериц, так как каждая вещица , предмет несёт в себе
неповторимый колорит и отпечаток мастера, создавшей её, пользовавшегося ею, а
значит-отпечаток душ людей. Это и есть духовное наследие татарского народа..Затем
мы посетили музеи города.
В
рамках
этого
проекта
были
организованы встречи
с
интересным
человеком. На
занятие
был
приглашён
родитель
(папа
Амира)
Галиев
Ленар
Мирзанурович, который работает историком - археологом в НГПУ. Он познакомил
детей с жизнью и предметами быта первобытных людей. Детям дал возможность
потрогать руками первобытные нож, тесак и другие инсрументы. На презентации
дети посмотрели , как, на кого охотились первобытные люди. Детям самим была
дана возможность рассказать об увиденном, размышлять, представить , как бы они
жили. Ленар Мирзанурович красиво сыграл на курае татарскую народную мелодию
“Тәфтиләү”. Дети заварожено слушали. Так как родители редко водят детей на
концерты живой музыки, вживую звук настоящего курая многие услышали впервые.
Он рассказал,что в городе есть Музей истории города, где можно посмотреть очень
много интересного.
Для привлечения родителей в рамках проектной деятельности к совместной
работе с детьми была оформлена “Страница выходного дня”, где родители и дети
делились своими впечатлениями после посещения музеев и памятных мест города .
Так же родители совместно с детьми собирали информацию и оформили её в виде
книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями.
Итогом
нашей
работы
стала
“ Родительская
гостиная ”.
Совместно
с
преподавателем татарского языка были проведены праздники “Без тарихта эзлебез”,
“Без татар гаиләсе”. Родители с большим желанием приняли активное участие на
этих праздниках.
Таким
образом,
в
нашем
дошкольном
учреждении
ежегодно
проводятся
народные праздники. в них принимают участие и родители, и воспитанники, и
педагоги.
В дальнейшем я буду продолжать работу по краеведению, стараться делать
жизнь
детей
ярче,
содержательней,
приобщать
их
к
истинным
ценностям,
воспитывать интерес и любовь к родному краю, так как семейное краеведение-
составная
часть
патриотического
воспитания
подрастающего
поколения
,
что
в
сегодняшнем непростом мире имеет огромное значение.