" Словесные игры для развития лексико - грамматического строя речи детей"
Автор: Марущак Ульяна Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка" Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск Наименование материала: Консультация для родителей Тема: " Словесные игры для развития лексико - грамматического строя речи детей" Раздел: дошкольное образование
Словесные игры для развития лексико- грамматического строя речи детей
Все родители мечтают о том, чтобы их дети
добились в жизни
значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в
бизнесе,
чтобы
чувствовали
себя
в
обществе
других
людей
свободно
и
уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка,
сдерживает
формирование
познавательных
процессов,
порождает
отрицательные
черты
характера.
Возникают
проблемы
с
адаптацией
к
школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и
третичные
нарушения:
общее
недоразвитие
речи,
нарушение
процессов
письма и
чтения, нарушение памяти, низкую
концентрацию внимания,
нарушение словесно- логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной
речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых
дней
своего
существования.
Поэтому
для
овладения
грамотной
речью
неоценимо важна роль семьи.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари
утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то,
что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не
сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать,
сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова.
Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут
интересными, весёлыми и даже азартными, именно
благодаря словесным
играм
происходит
становление
культуры
речи
и
общения.
Игра-
это
основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает
свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него
формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен
чувствовать,
что
эти
занятия
-
не
скучная
неизбежная
повинность,
а
интересная, увлекательная
игра,
в
которой
он обязательно должен
выиграть.
Поощряйте
его
малейшие
успехи
и
будьте
терпеливы
при
неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько
примеров его выполнения или попросите выбрать
верный
вариант
из
предложенных
Вами.
Ни
в
коем
случае не предлагайте механически
повторить за Вами готовый ответ.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют
активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на
кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на
даче, перед сном и т.д.
1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на
потолке, на лице и т.д.
2.
Объясни
словечко.
Предложите
ребёнку
объяснить
значение
слов:
подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, моховик, мухомор,
рыжик (по теме «Грибы)
2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде,
числе, падеже существительное.
Красный -…дом, помидор.
Зимняя -…одежда, рыбалка.
Домашнее -…печенье, задание.
3. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона воронёнка.
Ткёт ткач ткани на платье Тане.
4.«Общие слова».
1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…,
одежду…
2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, берёза,
клён – это…
5.«Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
6. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко,
два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
7.«Скажи наоборот».
Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …, север - … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий - …, маленький- …, богатый -… и т.п.
Наречия: далеко -…, высоко- …
8. «Подбери слово»
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые
слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название
которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
9. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул-
стульчик и т.д. В темах «Дикие
и домашние животные» это могут быть
названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька,
коровушка.
10. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как
можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок.
Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на
грядке,
круглый,
красного
цвета,
сладкий
на
вкус,
его
кладут
в
салат.
(Помидор)
11. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Например, сок сделан
из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
12. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Например: « Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?»
13. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
14.
«Расскажи
стихотворение».
Заучивайте
с
детьми
стихотворения,
они
развивают память и мышление.
15. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию,
разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.