Конспект непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию на тему
«Катится - не катится»
для детей второй группы раннего возраста.
Иванова Альбина Валентиновна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №166» г. Чебоксары.
Виды детской деятельности: коммуникативный, игровой, познавательно-
исследовательский, продуктивный.
Программное содержание:
учить производить действия с предметами: обводить форму предмета,
катать, ставить;
развивать умение различать и называть предметы: по форме ( кубик, шарик),
по количеству(один – много), по величине(большой – маленький);
воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в
совместную игровую деятельность;
Демонстрационный материал: игрушки Зайчик и Зайчиха, красивая
коробка, большая и маленькая коробки, игрушечная машина-грузовик.
Раздаточный материал: 1 шарик,1 большой кубик, 1 маленький кубик на
каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности.
Дети стоят в группе около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними
поздороваемся.
Здравствуйте, ручки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки, плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки, чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки, щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик, бип- бип-бип!
Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
Слышится стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и на машине
завозит зайчонка с коробкой.
Воспитатель: Дети, к нам пришел в гости Зайка. Давайте поздороваемся с
ним.
Здороваются.
Зайка. Меня зовут Зайка. А вас как зовут?
Дети называют свои имена.
Зайка. Моя мама пошла в магазин за покупками и оставила меня одного. А
мне одному скучно. Можно я с вами поиграю?
Воспитатель. Конечно, можно, оставайся Зайка. Ой, Зайка, а что за
коробочка это у тебя? Можно мы посмотрим?
(Воспитатель показывает красочную коробку, в которой лежат
разноцветные шары по количеству детей в подгруппе (4 основных цвета)).
- Ребята, как Вы думаете, что находится в этой коробке?
(трясет коробочку) Слышите?
Дети высказывают свои предположения.
Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке.
Воспитатель открывает ее.
-А тут шарики! Сколько шариков?
- Много.
Воспитатель берет один шарик в руку и говорит: «Это шар». Поглаживает
его рукой: « Он круглый, его можно катать» (прокатывает от руки к руке).
Воспитатель предлагает детям взять по одному шару.
- Возьми, Настя, шарик. И Влад возьми один шарик.
Воспитатель раздает шары и спрашивает детей о цвете шаров и их
количестве у каждого.
- Лиза, какого цвета у тебя шарик?
- Сколько шариков у Толи? У Лизы один и у Толи один… у всех по одному.
По показу воспитателя дети поглаживают шарики руками и показывают,
что их можно катать.
Давайте снова шарики в коробку положим.
Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает о
количестве шариков.
Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало в коробке?
- Много!
- Ребята, Зайка не привык сидеть долго на одном месте. Надо ему немного
поиграть. Поиграем с ним?
Физминутка. Воспитатель включает музыкальный центр.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
-Ребята, а я для вас приготовила сюрприз, садитесь на стульчики. А теперь
посмотрите под стульчики.
Под стульчиками каждого ребенка лежат 1 большой и 1 маленький кубик.
(Дети находят кубики под стульчиками).
- Ребята, покажите кубики. А теперь покажите маленький кубик. А теперь
большой кубик.
(Дети показывают кубики).
На столе у воспитателя демонстрационные кубики: большой и маленький.
Воспитатель первый раскладывает по коробкам, сопровождая действия
речью.
- Посмотрите, это какая коробка? (большая)
- А эта коробка какая? (маленькая)
- Ребята, большой кубик, я положу в большую коробку, а маленький в
маленькую коробку (дети выполняют задания после объяснения
воспитателя, по одному подходят и складывают кубики по коробкам.)
-Вот какие вы молодцы! Большие кубики сложили в большую коробку, а
маленькие - в маленькую коробку.
Воспитатель берет кубик и, поглаживая, грань кубика проговаривает:
гладкий, ставит на стол и пробует покатать.
Воспитатель. Посмотрите, кубик не катится, его можно ставить. А шарик
можно покатать (показывает). Шар катится, а куб не катится. Ребята,
попробуйте покатать кубик, а потом – шарик.
Ребята пробуют катать кубик и шар.
Слышится стук в дверь, заходит мама-зайчиха (игрушка).
Зайчиха. Мой зайчонок к вам не заходил?
Зайчонок. Мама, я тут! Мы с детками играли!
Зайчиха. И чему ты научился?
Зайчонок. Мама, я теперь знаю, что шар - катится, а кубик - не катится. Кубик
можно ставить, шар - катать.
Зайчиха. Молодец Зайчонок, а теперь нам пора домой. До свидания, ребята!
Зайчонок. Ребята, я коробочку с шарами вам оставлю поиграть и приду
еще раз к вам. До свидания! (Зайчики уходят.)
Воспитатель и дети. До свидания!
Воспитатель предлагает детям поиграть с шариками и кубиками.
Литература:
1.И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных
математических представлений. Вторая группа раннего возраста.- М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ , 2015
2.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3.М.Ю.Картушина Забавы для малышей. – Сфера,2009г.