Напоминание

"Основы предпринимательства"


Автор: Никифорова Наталья Прокопьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Магарасская СОШ им. Л.Н.Харитонова" МР "Горный улус" Республика Саха (Якутия)
Населённый пункт: с. Магарас, Горный улус. РС(Я)
Наименование материала: рабочая программа элективного курса
Тема: "Основы предпринимательства"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования РС(Я) МР «Горный улус (район)» МБОУ «Магарасская средняя общеобразовательная школа им. Л.Н. Харитонова» Программа элективного курса «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» Автор: Никифорова Наталья Прокопьевна, учитель математики 2015 г Согласовано: Утверждаю: На методсовете школы зам.дир.по УВР «___» сентября 2013 г Сокольникова Н.Н. «__» сентября 2013 г

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы предпринимательства» составлена в соответствии с необходимостью развития предпринимательства как основы материального благополучия, профессионального роста и социальной адаптации молодежи и на основе государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа данного курса рассчитана для учащихся 11 класса (34 часа) в рамках профильного социально-экономического курса. Создание данной программы вытекает из объективной потребности в обновлении подхода к изучению материала на основе технологий, позволяющих развивать у учащихся способность мыслить на языке основных проблем, с которыми они сталкиваются в определенной сфере деятельности. В элективном курсе рассматриваются основы предпринимательства, понятия о менеджменте, маркетинге, налоговой системе, бизнес- плане. Основной
целью
данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путём формирования у школьников знаний о предпринимательстве, развитие экономического мышления, творческих способностей, воспитание деловитости, самостоятельности, социально-коммуникативных навыков. Реализация данной программы направлена на достижение следующих
задач:
1. - раскрыть цели, задачи, функции, сущность предпринимательства; 2. вооружить знаниями о предпринимательстве; 3. формировать экономическую культуру, экономическое мышление, неординарно творчески мыслить и действовать; 4. формировать первоначальные знания и умения участия в предпринимательской деятельности; 5. освоить некоторые методики и приёмы выбора своего дела; 6. воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, предприимчивость. Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные ситуации в предпринимательстве; - применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»); - пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика). Приемы организации деятельности: Активные – дебаты, семинар, практическая работа, ролевая игра, деловая игра, экскурсия, ситуация. Интерактивные – лекция, диспут, дискуссия, мини-сочинение.

Тематический план.
Тема курса Темы занятий Практическая работа Количе ство часов Всего Теор ет. Пра кт. 1. Личностные качества как залог успеха в бизнесе Взаимосвязь выбора профессии с личностными качествами Тестирование «Выявление и оценка предрасположеннос ти к предпринимательск ой деятельности» 5 3 2 Личностные качества Самооценка как фактор успешности личности Лидер- успешный руководитель Деловая игра «Личность лидера» Создание имиджа 2. Цели формируют успех Цена успеха Просмотр фильма «Секрет» 7 4 3 Инструмент мышления для достижения успеха Постановка цели Мотивация к достижению цели Препятствия на пути достижения цели
Аффирмации Визуализация Составление альбома «Мечта – Цель» 3. Планирование предпринимате льской деятельности Предприниматель ство и виды предпринимательс кой деятельности 9 4 5 Организационно- правовые формы предпринимательс кой деятельности Деловая игра «Моя фирма» Порядок создания нового предприятия Планирование предпринимательс кой деятельности. Бизнес-план Разработка бизнес- плана Малое предпринимательс тво Управление предприятием Деловая игра «Предприниматель -руководитель фирмы» Маркетинг Товар Деловая игра «Товарный знак продукции» Реклама Деловая игра «Реклама товара» 4. Финансовое обеспечение, налогообложен ие и бухгалтерский учет на предприятии Виды хозяйственного учета 5 3 2 Основные задачи бухгалтерского
учета Основные правила бухгалтерского учета Налоги и налогообложение Решение задач на определение налогов Режим налогообложения на предприятии малого бизнеса 5. Развитие предпринимате льства в РС(Я) У истоков предпринимательс тва 6 4 2 Малое и среднее предпринимательс тво в РС(Я) Встреча с предпринимателями Развитие традиционных отраслей народов Якутии Проведение исследования рынка Развитие пищевой и перерабатывающе й промышленности Развитие туризма в РС(Я) Инфраструктура поддержки предпринимательс тва в РС(Я) Итоговое занятие Разработка бизнес- плана «Моё собственное дело» 2 0 2 ИТОГО: 34 18 16

Учащиеся должны знать:
место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования; условия прибыльного производства; роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей;
Учащиеся должны уметь:
выдвигать деловые идеи; изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план; соблюдать правила безопасности труда; правильно и красиво располагать текстовый и цифровой материал, контролировать качество выполняемых работ; оформлять примечания и сноски к тексту; оформлять и составлять простейшие деловые документы; выполнять цифровые и табличные работы;
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые

учащимися
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя: ● работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); ● критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; ● решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации; ● освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.); ● применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
● аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; ● написание творческих работ по экономическим вопросам.
Критерии освоения элективного курса

«Основы предпринимательства»
Учет, контроль и оценка основ предпринимательских знаний и умений учащихся проводится на занятиях посредством опроса, выполнения практических работ, решения задач. Примерные варианты заданий можно использовать как для текущего опроса выборочно, так и в комплексе для подведения итогов. Итоговое занятие возможно и в форме подготовки разделов бизнес-планов.
Примерные варианты заданий
1. Знакомы ли вы с каким-нибудь предпринимателем? Расскажите о нем: какими человеческими и деловыми качествами он обладает; чем занимается; успешно ли у него идут дела? 2. Почему мы называем предприимчивость четвертым фактором производства? 3. Как связаны понятия «риск», «затраты» и «прибыль»? 4. В чем разница между понятиями «доход» и «прибыль»? 5. Что такое убытки? Ответ запишите в виде формулы. 6. Составьте перечень затрат при открытии пункта проката велосипедов. 7. Назовите пять фирм, известных во всем мире. Какие товары они выпускают? 8. Кто принимает решения о регистрации новых фирм? 9. Какие документы нужны для регистрации фирмы? 10. Что такое расчетный счет фирмы и для чего он нужен? 11. Что вы понимаете под выражением «ориентироваться на рынок»? 12. Можно ли назвать юридическим лицом: акционерную компанию, производящую медицинское оборудование; директора банка; владельца автомобиля? 13. Как вы думаете, что позволяет выжить маленьким магазинам рядом с большими супермаркетами? 14. Какая форма собственности, на ваш взгляд, больше подходит для фирм, занимающихся: ремонтом обуви; строительством жилых домов; грузовыми авиаперевозками? 15. Где лучше всего разместить следующие фирмы и почему: магазин детских игрушек; химический комбинат; санаторий; бензоколонку; хлебозавод; казино? 16. Держателям акций выплатили дивиденды в размере 7% от номинала. Какую прибыль получил акционер, владеющий пакетом акций, номинальной стоимостью 350 тыс. руб., 600 тыс. руб., 20 тыс. руб.? 17. Фирма произвела за первый год 20 тыс. пар обуви, а за второй – 22 тыс. пар обуви. Затраты на производство в первый год составили 40 тыс. руб., во втором – 41,8 тыс. руб. На сколько увеличилась прибыль фирмы от продажи одной пары обуви, если цена осталась неизменной?
18. Две фирмы производят один и тот же продукт на одном и том же оборудовании. Какое производство эффективнее? Фирма 1 2 Годовой доход 1 млн. руб. 1,5 млн. руб. Затраты 0,75 млн. руб. 1 млн. руб. 19.В чем смысл явления «экономия на масштабе». Приведите собственный пример и проиллюстрируйте свое объяснение. 20. Как связаны скорость оборота фирмы и ее прибыль? 21. Заполните таблицу: Признаки Индивидуаль - ное частное предприятие Товарищество Акционерно е общество открытого типа Государст- венное предприяти е Полное На вере Кто владелец Кто несет ответственность Откуда берется капитал Как распределяется прибыль Кто управляет 22. Рассчитайте прибыль от продажи 100 волейбольных мячей, если себестоимость одного мяча составляет 400 руб., а розничная цена – 550 руб. 23. Себестоимость единицы продукции равна 500 руб., ожидаемая прибыль составляет 10% от себестоимости. По какой цене производитель будет продавать свой товар? 24. Первоначальная стоимость станка – 100 тыс. руб. Годовой размер амортизационных отчислений 12 тыс. руб. Ликвидационная стоимость станка 4 тыс. руб. Каков срок его службы? 25. Индивидуальный предприниматель получил в банке кредит в размере 500 тыс. руб. под 30% годовых сроком на два года. Какую сумму он обязан вернуть банку по истечении этого срока? 26. Вы – главный управляющий в фирме. Составьте список вопросов, которые вы задали бы, нанимая на работу нового сотрудника? 27. Петров работает рабочим, его часовая ставка 120 рублей. В первую неделю месяца он проработал 40 часов, во вторую – 40 часов, в третью – 46 часов, в четвертую – 50 часов. Нормальная продолжительность рабочей недели 40 часов. За сверхурочную работу Петров получает 1,5 ставки за первые 10 переработанных часов, 2,0 ставки – сверх 10 часов. Рассчитайте величину общего месячного заработка Петрова (в месяце – 4 рабочие недели). 28. Вас приняли в фирму специалистом по маркетингу. Какие цели вы сформулируете для себя при изучении рынка, если вам предложат: а) открыть газетный киоск; б) построить детское кафе; в) организовать теннисный клуб. 29. Придумайте свои товарные марки для следующих фирм: а) сеть Интернет-кафе; б) авиакомпания; в) фирма, выпускающая снаряжение для альпинистов;
30. Подберите рекламу (телевизионную, плакатную или в периодической печати), которая вам не нравится. Объясните, почему и какую рекламу вы сами сделали бы для этого товара или услуги? 31. Напишите (или нарисуйте) рекламу свежим огурцам, удочке, грибам.
Используемая литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 6. 2. Сборник нормативных документов. Экономика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 3. Профессиональное будущее Якутии. Предпринимательство: учеб.пособие для учащихся 9-11 классов. - Хоренко Н.А., Дмитриева О.А., Батюшкина А.М.- М. : Издат. Центр «Академия», 2012. 4. Абчук В.А. Путь к успеху, или курс бизнеса. Учеб. Пособие для учащихся – СПб: Интерлайн, 1998. 5. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: Вита-Пресс, 2008. 6. Экономика (книга 1) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс». 7. Экономика (книга 2) И.В. Липсиц. М.: Издательство «Вита-Пресс». 8. В.А. Напёров. Увлекательный менеджмент. – М.: Педагогическое общество России, 2007. 9. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Учебн.пособие.-М.: Вита –Пресс, 2005.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники