Напоминание

" О проблемах современного образования, или каким должно быть образование будущего"


Автор: Воробьева Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СШ д. Охона"
Населённый пункт: Новгородская обл. Пестовский р-он. д. Охона
Наименование материала: статья
Тема: " О проблемах современного образования, или каким должно быть образование будущего"
Раздел: среднее образование





Назад





О проблемах современного образования, или каким должно быть

образование будущего .
Сталкиваясь с жизненными трудностями, не умея решить какую-либо жизненную проблему, невольно ищу ответ на вопрос: «Почему?» и обращаю свой взор в детство . Воспитываясь в семье , я научилась находить для себя увлечения, занимаясь самообразованием, умея находить интересное и полезное в любом начинании. Улица меня не тянула. В школе отдавалась полностью учению и внеклассной работе, радуя учителей. Запоем читала классику, верила в высокие идеалы, училась видеть в жизни только хорошее и расстраивалась, познавая первые разочарования. Чтобы понять, что не так и в чем причина, начала искать подобные мне примеры в жизни и узнала печальный факт: как правило, дети, примерные и послушные, бывшие отличники, оказываются неприспособленными к суровым условиям существования мира, где, к сожалению, не всё идеально. И виноваты в такой неприспособленности не только родители, требующие от своих детей послушания и повиновения, но и учителя, вся образовательная система. Та модель образования, при которой мы учились, зародилась в период расцвета промышленной революции. В ее основу легла стандартизация, абсолютно не учитывающая индивидуального ребенка, его способности и биоритмы, которые, как известно, у всех разные. . В теории это выглядит привлекательно, но на практике приводит к деградации изначально талантливых и умных детей. И интерес к обучению в школе падает только потому, что дети чувствуют и осознают, что школа «тормозит» их развитие. Они прямо говорят, что им неинтересно и скучно в школе. И это объяснимо, ведь образовательная программа негибкая, статичная и не учитывает тенденций развития современной науки и техники, социальных процессов и жизненных потребностей. Те же, кто пошел вслепую получать высшее образование (под давлением родителей или руководствуясь личной фантазией) получают в течение пяти лет специальность (зачастую мало связанную с потребностями рынка труда), выходят из вуза с дипломом, гордые за себя… И лишь спустя некоторое время осознают, что высшее образование – это не пропуск в жизнь, а лишь «корочка», которая в конечном итоге мало помогает в получении высокооплачиваемой работы. Более того, полученное высшее образование дает теорию, малосвязанную с профессиональными навыками, требуемых от специалиста. В результате, после пяти лет высшего образования нужно все начинать с нуля. В чем же смысл такого образования, которое ничего не дает для жизни? Теория - это хорошо, но нельзя же теоретизировать все. Есть ещё одна проблема, характерная в любое время, - это стремление к подавлению эмоционального восприятия мира. Среди нас есть учителя, которые по старинке пользуются так полюбившимся авторитарным методом преподавания. Ведь куда проще сказать так, как думал Достоевский или, к примеру, Тургенев, чем попасть впросак от ошеломляющего ответа ученика, находящего одобрение в классе. Послушные, прилежные ученики, понимая субъективный подход в обучении, часто высказывают не свои мысли, а
мысли, которые ожидает услышать учитель. А ведь если узнать их истинное мнение , то эффективность обучения можно повысить в разы. Если человек ощущает себя здесь и сейчас, когда его чувства работают на пределе возможностей, и он испытывает подлинный интерес от изучаемых предметов, от погружения в настоящее, от самой жизни, то и отношение к изучаемому будет другим. Таким образом, ребенок будет развивать свои творческие способности, учиться их применять на практике, тренировать гибкость ума. Понимая все эти перегибы и недостатки в системе образования, я всё-таки выбрала эту профессию вовсе не с целью спасти мир, а благодаря моему учителю русского языка и литературы Зелык Любови Алексеевны. Дарить людям капельку своей душевной теплоты, учить хорошему и светлому – нравственное кредо, которое я переняла от неё. И можно много пенять на систему образования, но Россия всегда держалась на рабочем человеке, а школа - на Учителе. Ведь основной формой обучения остается урок, и каким он должен быть - дело его рук и мысли. Пережив на собственном примере все плюсы и минусы образования, я стараюсь оградить современных школьников от ошибок моих учителей и откорректировать свою методику работы в соответствии с велением времени. Сегодня, к сожалению, проблем не стало меньше, к перечисленным прибавились новые. Так, в последние годы возникла еще одна проблема: компьютеризация образования имеет не только положительные, но и отрицательные результаты - ученики, «общаясь» с машиной, не имеют навыков общения с людьми, при «живом» контакте они теряются, поэтому, на мой взгляд, уроки должны быть не только уроками нравственности, но и уроками этики. По моему мнению, настоящий, т.е. не сиюминутный, а на долгие годы жизни, результат будет тогда, когда на уроках будет уделяться внимание философским, политическим, этическим, психологическим вопросам, логично напрашивающимся текстом художественного произведения. «...Современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок исторических фактов и событий... ужасного оскудения человеческих чувств... Мы должны обновить свое мышление и с его помощью вернуться к мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры», – пишет А. Швейцер. Кстати, о духовности… Причину в своих жизненных трудностях я вижу и в тех высоких нравственных идеалах , вынесенных из классической литературы, и идеях добра и справедливости, которые нес нам учитель. Однако, как ни горько это признать, жизнь диктовала иные законы. Школа и дом – это был один мир, а всё, что находилось за их стенами - представилось совсем другим. И очень долго и болезненно приходилось привыкать жить без «розовых очков», страдая от несоответствия своих представлений о мире. Нет, я не отказалась от воспитательной цели на своих уроках, отличающей уроки литературы от всех остальных научных дисциплин: духовно-
нравственное воспитание – основа основ моих уроков. Где, как не здесь, мы учимся быть людьми? Но нельзя отрывать один мир от другого, нельзя одно делать щитом, а другое – орудием. Мы должны быть готовыми принять этот мир таким, какой он есть, без лишней идеализации, и жить в нем, бороться и делать его лучше. В подтверждение своей мысли хочется привести советы выдающегося американского бизнесмена, основателя корпорации Microsoft, которые он озвучил на своём семинаре в одной из школ : 1. Жизнь несправедлива – привыкните к этому! У многих людей есть такая вредная привычка постоянно уповать на несправедливость. А кто сказал, что всё должно быть иначе? Гораздо проще будет идти по жизни, приняв за правило отсутствие оной. Да и потом: а судьи кто? Кто решает, что справедливо, а что нет? 2. Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно . Мир ждёт от тебя действий. И любому человеку когда-то пришлось начинать всё с нуля, не чувствуя при этом особой уверенности. 3. Вы считаете, что учитель слишком требователен? Вы ещё не видели вашего босса ! В отличие от первого, карьера второго напрямую зависит от ваших действий. А ваш учитель просто хотел вас чему-нибудь научить. 4. Умный человек не боится никакой работы, он делает её, получает опыт и стремится к чему-то большему. 5. Если вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на ошибках . Ваши родители и так сделали для вас очень много, вряд ли вы когда-нибудь сможете им это возместить. Ваши ошибки – это ваши ошибки. Их не нужно бояться – на них нужно учиться. 6. Ваша школа, может быть, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа. Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью. Этим правилам никогда не научат в школе, где излишняя политкорректность и каждодневно внушаемый оптимизм формируют оторванное от реальности мнение: Наши дети мудрее нас и умнее. Так может быть к ним обратиться с вопросом, каким должно быть образование будущего? А вот мнение по этому вопросу ученицы 10 класса Воробьевой Д. « Я думаю, что образование будущего должно быть лучше во много раз. Возможно, система образования в наше время очень развита, существует много способов получения знаний, но всё – таки эта система имеет много изьянов и « пустот», которые надо исправлять… Например, на уроках давать больше ученику творческой самостоятельной работы, в процессе которой он сможет узнать что- то новое и интересное из необъятного мира наук».
Привожу на ваше рассмотрение взгляд на образование будущего выпускницы Охонской школы Хамраевой Динары : « Я вижу образование будущего таким же , какое оно сейчас. Я считаю старое обучение эффективным и отлично подготавливающим учеников к дальнейшей жизни. В школе все предметы нужны и важны, т. к. , не знаешь, какие именно тебе пригодятся. Так или иначе нужно обязательно фундаментальное знание всех предметов.» . Итак, проблемы существуют. Я думаю, они со временем исчезнут, помочь их разрешению должны Федеральные Государственные стандарты. Успехов всем нам !


В раздел образования