" О проблемах современного образования, или каким должно быть образование будущего"
Автор: Воробьева Елена Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ"СШ д. Охона" Населённый пункт: Новгородская обл. Пестовский р-он. д. Охона Наименование материала: статья Тема: " О проблемах современного образования, или каким должно быть образование будущего" Раздел: среднее образование
О проблемах современного образования, или каким должно быть
образование будущего .
Сталкиваясь
с
жизненными
трудностями,
не
умея
решить
какую-либо
жизненную проблему, невольно ищу ответ на вопрос: «Почему?» и обращаю
свой взор в детство . Воспитываясь в семье , я научилась находить для себя
увлечения,
занимаясь
самообразованием,
умея
находить
интересное
и
полезное в любом начинании. Улица меня не тянула. В школе отдавалась
полностью учению и внеклассной работе, радуя учителей. Запоем читала
классику, верила в высокие идеалы, училась видеть в жизни только хорошее и
расстраивалась, познавая первые разочарования. Чтобы понять, что не так и в
чем
причина,
начала
искать
подобные
мне
примеры
в
жизни
и
узнала
печальный
факт:
как
правило,
дети,
примерные
и
послушные,
бывшие
отличники,
оказываются
неприспособленными
к
суровым
условиям
существования мира, где, к сожалению, не всё идеально. И виноваты в такой
неприспособленности
не
только
родители,
требующие
от
своих
детей
послушания и повиновения, но и учителя, вся образовательная система.
Та
модель
образования,
при
которой
мы
учились,
зародилась
в
период
расцвета
промышленной
революции.
В
ее
основу
легла
стандартизация,
абсолютно не учитывающая индивидуального ребенка, его способности и
биоритмы, которые, как известно, у всех разные. .
В
теории
это
выглядит
привлекательно,
но
на
практике
приводит
к
деградации изначально талантливых и умных детей. И интерес к обучению в
школе падает только потому, что дети чувствуют и осознают, что школа
«тормозит» их развитие. Они прямо говорят, что им неинтересно и скучно в
школе.
И
это
объяснимо,
ведь
образовательная
программа
негибкая,
статичная и не учитывает тенденций развития современной науки и техники,
социальных процессов и жизненных потребностей.
Те же, кто пошел вслепую получать высшее образование (под давлением
родителей или руководствуясь личной фантазией) получают в течение пяти
лет специальность (зачастую мало связанную с потребностями рынка труда),
выходят из вуза с дипломом, гордые за себя… И лишь спустя некоторое
время осознают, что высшее образование – это не пропуск в жизнь, а лишь
«корочка»,
которая
в
конечном
итоге
мало
помогает
в
получении
высокооплачиваемой работы. Более того, полученное высшее образование
дает теорию, малосвязанную с профессиональными навыками, требуемых от
специалиста. В результате, после пяти лет высшего образования нужно все
начинать с нуля. В чем же смысл такого образования, которое ничего не дает
для жизни? Теория - это хорошо, но нельзя же теоретизировать все.
Есть ещё одна проблема, характерная в любое время, - это стремление к
подавлению
эмоционального
восприятия
мира.
Среди
нас
есть
учителя,
которые по старинке пользуются так полюбившимся авторитарным методом
преподавания. Ведь куда проще сказать так, как думал Достоевский или, к
примеру, Тургенев, чем попасть впросак от ошеломляющего ответа ученика,
находящего одобрение в классе. Послушные, прилежные ученики, понимая
субъективный
подход
в
обучении,
часто
высказывают
не
свои
мысли,
а
мысли, которые ожидает услышать учитель. А ведь если узнать их истинное
мнение , то эффективность обучения можно повысить в разы. Если человек
ощущает
себя
здесь
и
сейчас,
когда
его
чувства
работают
на
пределе
возможностей, и он испытывает подлинный интерес от изучаемых предметов,
от погружения в настоящее, от самой жизни, то и отношение к изучаемому
будет
другим.
Таким
образом,
ребенок
будет
развивать
свои
творческие
способности, учиться их применять на практике, тренировать гибкость ума.
Понимая все эти перегибы и недостатки в системе образования, я всё-таки
выбрала эту профессию вовсе не с целью спасти мир, а благодаря моему
учителю русского языка и литературы Зелык Любови Алексеевны. Дарить
людям капельку своей душевной теплоты, учить хорошему и светлому –
нравственное кредо, которое я переняла от неё. И можно много пенять на
систему образования, но Россия всегда держалась на рабочем человеке, а
школа - на Учителе. Ведь основной формой обучения остается урок, и каким
он должен быть - дело его рук и мысли.
Пережив
на
собственном
примере
все
плюсы
и
минусы
образования,
я
стараюсь оградить современных школьников от ошибок моих учителей и
откорректировать свою методику работы в соответствии с велением времени.
Сегодня,
к
сожалению,
проблем
не
стало
меньше,
к
перечисленным
прибавились новые.
Так,
в
последние
годы
возникла
еще
одна
проблема:
компьютеризация
образования имеет не только положительные, но и отрицательные результаты
- ученики, «общаясь» с машиной, не имеют навыков общения с людьми, при
«живом» контакте они теряются, поэтому, на мой взгляд, уроки должны быть
не только уроками нравственности, но и уроками этики.
По моему мнению, настоящий, т.е. не сиюминутный, а на долгие годы жизни,
результат
будет
тогда,
когда
на
уроках
будет
уделяться
внимание
философским,
политическим,
этическим,
психологическим
вопросам,
логично напрашивающимся текстом художественного произведения.
«...Современный
человек
превратился
в
сверхзанятое,
неспособное
сосредоточиться
существо,
современный
человек
потерял
духовную
независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок
исторических фактов и событий... ужасного оскудения человеческих чувств...
Мы
должны
обновить
свое
мышление
и
с
его
помощью
вернуться
к
мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры», – пишет
А. Швейцер.
Кстати, о духовности… Причину в своих жизненных трудностях я вижу и в
тех
высоких
нравственных
идеалах
,
вынесенных
из
классической
литературы, и идеях добра и справедливости, которые нес нам учитель.
Однако, как ни горько это признать, жизнь диктовала иные законы. Школа и
дом – это был один мир, а всё, что находилось за их стенами - представилось
совсем другим. И очень долго и болезненно приходилось привыкать жить без
«розовых очков», страдая от несоответствия своих представлений о мире.
Нет, я не отказалась от воспитательной цели на своих уроках, отличающей
уроки
литературы
от
всех
остальных
научных
дисциплин:
духовно-
нравственное воспитание – основа основ моих уроков. Где, как не здесь, мы
учимся быть людьми? Но нельзя отрывать один мир от другого, нельзя одно
делать щитом, а другое – орудием. Мы должны быть готовыми принять этот
мир таким, какой он есть, без лишней идеализации, и жить в нем, бороться и
делать его лучше.
В
подтверждение
своей
мысли
хочется
привести
советы
выдающегося
американского
бизнесмена,
основателя
корпорации
Microsoft,
которые
он
озвучил на своём семинаре в одной из школ :
1. Жизнь несправедлива – привыкните к этому! У многих людей есть такая
вредная привычка постоянно уповать на несправедливость. А кто сказал, что
всё должно быть иначе? Гораздо проще будет идти по жизни, приняв за
правило
отсутствие
оной.
Да
и
потом:
а
судьи
кто?
Кто
решает,
что
справедливо, а что нет?
2. Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от Вас
закончить дело ДО того, как Вы почувствуете себя уверенно . Мир ждёт от
тебя действий. И любому человеку когда-то пришлось начинать всё с нуля, не
чувствуя при этом особой уверенности.
3. Вы считаете, что учитель слишком требователен? Вы ещё не видели
вашего босса ! В отличие от первого, карьера второго напрямую зависит от
ваших действий. А ваш учитель просто хотел вас чему-нибудь научить.
4. Умный человек не боится никакой работы, он делает её, получает опыт и
стремится к чему-то большему.
5. Если вы сели в лужу, это не вина ваших родителей, не хнычьте, учитесь на
ошибках . Ваши родители и так сделали для вас очень много, вряд ли вы
когда-нибудь сможете им это возместить. Ваши ошибки – это ваши ошибки.
Их не нужно бояться – на них нужно учиться.
6.
Ваша
школа,
может
быть,
и
покончила
с
делением
на
лидеров
и
неудачников, но жизнь НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и
дают вам столько попыток, сколько вам требуется для правильного ответа.
Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью.
Этим правилам никогда не научат в школе, где излишняя политкорректность
и каждодневно внушаемый оптимизм формируют оторванное от реальности
мнение:
Наши дети мудрее нас и умнее. Так может быть к ним обратиться с вопросом,
каким должно быть образование будущего?
А вот мнение по этому вопросу ученицы 10 класса Воробьевой Д. « Я думаю,
что образование будущего должно быть лучше во много раз. Возможно,
система образования в наше время очень развита, существует много
способов получения знаний, но всё – таки эта система имеет много изьянов
и « пустот», которые надо исправлять… Например, на уроках давать больше
ученику творческой самостоятельной работы, в процессе которой он сможет
узнать что- то новое и интересное из необъятного мира наук».
Привожу на ваше рассмотрение взгляд на образование будущего
выпускницы Охонской школы Хамраевой Динары : « Я вижу образование
будущего таким же , какое оно сейчас. Я считаю старое обучение
эффективным и отлично подготавливающим учеников к дальнейшей жизни.
В школе все предметы нужны и важны, т. к. , не знаешь, какие именно тебе
пригодятся. Так или иначе нужно обязательно фундаментальное знание всех
предметов.» .
Итак, проблемы существуют. Я думаю, они со временем исчезнут, помочь их
разрешению должны Федеральные Государственные стандарты. Успехов
всем нам !