Напоминание

"Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию".


Автор: Халаева Халимат Ильяс Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №7
Населённый пункт: Волгоградская область г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию".
Раздел: дошкольное образование





Назад





Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.
В старшей группе особое место занимают занятия по развитию речи и обучению родному языку.
Цели и задачи этих занятий:
Помочь детям 5-6 лет полнее усвоить нормы литературного языка. Воспитатель должен всеми способами пытаться раскрыть умственные и речевые способности детей. Обучение осуществляется с учетом возрастных особенностей, в числе которых можно назвать следующее: а) становление личностного характера; когда ребенок оценивает происходящее с позиции общепринятых норм поведения. При этом раскрывается отношение и оценка ребенка к происходящим вокруг него событиям. б) потребность в мыслительной деятельности, любознательность, в вопросах взаимосвязи предметов и явлений окружающей среды, способность к умозаключениям. В этих вопросах воспитателям помогает чтение маленьких поучительных рассказов. В конце прочитанного рассказа у каждого ребенка появляются вопросы, на которые мы отвечаем, обсуждая ту, или иную ситуацию. У ребенка формируется определенное представление, как бы он сам поступил в тех или иных ситуациях. При обсуждении затрагивается разные вопросы, в ответах раскрывается какой словарный запас, имеет ребенок, насколько может выразить свои мысли самостоятельно. Роль воспитателя в этом всячески поддержать, подбадривать ребенка, чтобы он сам пришел у тем или иным выводам. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т.д. В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др. В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам ( в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него
организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» ( По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года) Если, например, занятие в старшей группе проводится вначале учебного года. Педагог может применить прием совместных действий – он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей. Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать девочка? Расскажи об этом, Коля». С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар?» - и предлагает следующему ребенку закончить рассказ. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала и до конца. Если ребенок не справляется с заданием, педагог предлагает помочь другому ребенку или предлагает помощь в виде мнемотаблицы.
От качества занятий, на которых дети учатся рассматривать картины и высказываться о них в коллективной беседе, во многом зависит эффективность последующего обучения рассказыванию на материале картин.


В раздел образования