"Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию".
Автор: Халаева Халимат Ильяс Кызы Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №7 Населённый пункт: Волгоградская область г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: "Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию". Раздел: дошкольное образование
Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию.
В старшей группе особое место занимают занятия по развитию речи и обучению
родному языку.
Цели и задачи этих занятий: Помочь детям 5-6 лет полнее усвоить нормы
литературного языка. Воспитатель должен всеми способами пытаться раскрыть
умственные и речевые способности детей. Обучение осуществляется с учетом
возрастных особенностей, в числе которых можно назвать следующее:
а) становление личностного характера; когда ребенок оценивает происходящее с
позиции общепринятых норм поведения. При этом раскрывается отношение и
оценка ребенка к происходящим вокруг него событиям.
б) потребность в мыслительной деятельности, любознательность, в вопросах
взаимосвязи
предметов
и
явлений
окружающей
среды,
способность
к
умозаключениям.
В
этих
вопросах
воспитателям
помогает
чтение
маленьких
поучительных
рассказов.
В
конце
прочитанного
рассказа
у
каждого
ребенка
появляются
вопросы, на которые мы отвечаем, обсуждая ту, или иную ситуацию. У ребенка
формируется определенное представление, как бы он сам поступил в тех или
иных
ситуациях.
При
обсуждении
затрагивается
разные
вопросы,
в
ответах
раскрывается какой словарный запас, имеет ребенок, насколько может выразить
свои
мысли
самостоятельно.
Роль
воспитателя
в
этом
всячески
поддержать,
подбадривать ребенка, чтобы он сам пришел у тем или иным выводам.
В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь
совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления
рассказов по картинам.
На
занятиях
решается
целый
ряд
задач:
воспитывать
у
детей
интерес
к
составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание;
формировать
умение
связно,
последовательно
описывать
изображенное;
активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно
строить речь и т.д.
В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует
разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов
изображенного
сюжета;
прием
совместных
речевых
действий;
коллективный
рассказ; речевой образец и др.
В
старшей
группе
дети,
воспринимая
речевой
образец,
учатся
обобщенно
подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или
менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам ( в
большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для
того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него
организуется
занятие
по
рассматриванию
картины.
Такое
сочетание
занятий
имеет
место
в
основном
в
первом
полугодии,
когда
дети
приобретают
первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог
проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы
дети
целенаправленнее
и
увереннее
приступили
к
рассказам,
воспитатель
обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной
последовательности
передать
содержание
картины,
отразить
наиболее
существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто
помог девочке достать шар?» ( По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для
детских садов».)
В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет
речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел
шар).
В
ходе
занятия
воспитатель
применяет
различные
методические
приемы,
учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т.е. на
каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или
конце учебного года)
Если, например, занятие в старшей группе проводится вначале учебного года.
Педагог может применить прием совместных действий – он начинает рассказ по
картине, а дети продолжают и заканчивают.
Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по
частям составляют несколько детей.
Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям:
«Рассказ
о
девочке
начну
я,
а
вы
его
продолжите.
Ира
надула
красный
воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было
ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и
смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше?
Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился, и что стала делать
девочка?
Расскажи
об
этом,
Коля».
С
помощью
опорных
вопросов
педагог
наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить
рассказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает
план заключительной
части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто
достает шар?» - и предлагает следующему ребенку закончить рассказ. Когда
рассказ
по
частям
составлен,
полезно
предложить
кому-нибудь
из
детей
повторить его от начала и до конца. Если ребенок не справляется с заданием,
педагог предлагает помочь другому ребенку или предлагает помощь в виде
мнемотаблицы.
От
качества
занятий,
на
которых
дети
учатся
рассматривать
картины
и
высказываться о них в коллективной беседе, во многом зависит эффективность
последующего обучения рассказыванию на материале картин.