Автор: Бесштанова Татьяна Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с 63 Населённый пункт: Таганрог, Ростовской обл Наименование материала: статья Тема: "Значение поговорок и пословиц для дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Пословицы и поговорки в воспитании старших дошкольников
Пословица
–
коротенькая
притча.
Это
суждение,
приговор,
поучение.
Поговорка – сложное, короткое — высказывание которое бытует в народе, но не
составляет полной — пословицы
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли
прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью
можно
выразить
не
только
своё
восхищение,
но
и
деликатно
высказывать
осуждение.
Пословицы
и
поговорки
отличаются
простотой
и
сжатостью,
логической
завершённостью,
образной
выразительностью.
Всё
в
них
целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир
чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — В
них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум,
трудолюбие.
Пословицы
и
поговорки
раскрывают
разные
стороны
поведения
человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к
родной
земле,
родине,
Отечеству.
В
них
обобщён
опыт
нашего
народа,
сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица или
поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное
подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом
предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Можно создать
копилку пословиц и поговорок по разным темам: «Родина», «Смелость, трусость»,
«Терпение, вежливость, кротость», «Совесть и честь», «Правда, ложь». Такая
«копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во
всех
видах
деятельности.
Так,
удачное
применение
пословиц
и
поговорок
способствует
исправлению
тех
или
иных
личностных
недостатков
ребёнка.
Образность
пословиц
делает
их
эффективным
средством
убеждения,
а
определённый ритм облегчает детям их запоминание.
Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал
для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми
способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и
словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки
связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Кроме того, для умственного использования пословицы ребёнок должен в уме
соотнести сложившуюся ситуацию с имеющейся у него запасом пословиц и
подобрать соответствующую. Организуя работу с детьми, необходимо
продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием
пословиц и поговорок. Давать задания в привлекательной форме, используя
игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить
внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов,
иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию
таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
1. Упражнение: «Закончи пословицу»
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны
подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать
правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
2. Упражнение: «Завиральные пословицы»
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети,
услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
3. Упражнение: «Кто знает, пусть продолжает»
Первый ребёнок произносит пословицу, следующий — проговаривает другую, но
обязательно соответствующую заданной теме.
Упражнение: «Обьяснялки
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может
быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и
т.д. Уместно и использование вопросов типа: «О ком можно сказать, что он дрожит
как осиновый лист? «, «Кому следует говорить: не спеши языком — торопись
делом?», «Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?»,
«Почему голова без ума — лукошко?».
5. Иллюстрирование пословиц:
При выполнении данного задания детям можно кроме изобразительных средств
предложить разнообразные картинки для выкладывания сюжета на фланелегафе
или магнитной доске.
6. Моделирование пословиц:
С помощью кукол дети разыгрывают разнообразные ситуации. С этой целью они с
удовольствием используют персонажей разных видов театра.
7. Инсценирование пословиц:
Дети с помощью мимики, жестов показывают то, как они понимают содержание
пословицы.
8. Подбор пословиц к определённому тексту:
Это могут быть знакомые сказки, рассказы. Можно придложить детям несколько
пословиц, а они должны выбрать только одну, подходящую по смыслу к тексту.
Дети любят придумывать ситуации или подбирать соответствующие иллюстрации,
которые бы подтвердили прозвучавшие пословицы или поговорки. Эффективно
сочетать работу по введению тех или иных правил поведения детей с изучением
соответствующих пословиц. Например, закрепляя правило о том, что вещи нужно
убирать на место, произносим: «Каждой вещи — своё место». А можно идти от
обратного: сначала проговорить пословицу (например, «Кончил дело — гуляй
смело»), а потом предложить детям попытаться сформулировать правила
поведения. Пословицы как дидактический материал применяются при подготовке
к обучению грамоте.
9. Упражнение: «Восстанови пословицу и объсни её»:
Век живи тем больше дров. Как аукнется твоя неделя. Делу время людей
насмешишь. Мели, Емеля так и откликнется. Чем дальше в лес век учись.
Поспешишь потехе час.
10. Упражнение: «Соедини слова в предложение и объясни значение
пословицы».
Даются слова, например: дороже. добрая, слава, богатства. Из них нужно
составить пословицу. (Например, «Добрая слава дороже богатства»).
11. Упражнение: «Добавь слог в конец слов и прочитай всё предложение
свекрху вниз». (по усмотрению воспитателя).
Вра + ки = Враки, дово + дят = доводят, до дра + ки =драки.
12. Упражнение: «Собери слоги в слова, слова в предложения».
Детям предлагаются, например, слоги: чил, кон, до, де — ляй, гу, ло, сме («Кончил
дело — гуляй смело»).
Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего
надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям
смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления
предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного
значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём «переделывания»
пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем.
Сравниваем звучание полученной фразы и пословицы приходим к выводу, что
последняя за счёт использования необычных волшебных слов звучит красивее.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать
наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.
Проводимая работа позволила сделать вывод, что пословицы и поговорки —
эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание
нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, психических
процессов; формирования рече - мыслительной деятельности детей, обогащение и
уточнение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт
ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.