Автор: Иванова Надежда Давыдовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ №115" Населённый пункт: город Братск, Иркутская область Наименование материала: Социально –нравственный проект Тема: "Маленькая экскурсия в мир семьи". Раздел: дошкольное образование
Автор проекта
Иванова Надежда Давыдовна , воспитатель МБДОУ
«ДСКВ № 115»; Филоненко Наталья Васильевна,
учитель-логопед МБДОУ «ДСКВ № 115»
3
Вид проекта
Социально –нравственный
4
Сроки реализации
Среднесрочный 1 месяц (Март 2015г.)
5
Участники проекта
Дети группы компенсирующей направленности
Воспитатель речевой группы Иванова Н. Д.
Учитель-логопед Филоненко Н.В.
Родители/законные представители воспитанников
6
Обоснование
6.1.
Проблема:
Мы столкнулись с тем, что не все дети знают, как зовут
родителей. Они не могут их назвать полным именем, по
отчеству. Кем работают их родители, они тоже не знают,
не
могут
назвать
свой
домашний
адрес.
Что
тогда
говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей
знает своих родственников, уходят в прошлое семейные
традиции, праздники. Забыты такие понятия как «род»,
«родословная», «предки».
Каждому
человеку
интересно
узнать,
откуда
он
происходит,
кем
были
его
предки?
Вопрос
с
виду
простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл.
Интерес
к
своему
прошлому,
своим
корням,
знанию
того,
откуда
ты
родом
–
это
в
крови
у
каждого
нормального
человека.
С
семьи
начинается
жизнь
человека,
здесь
происходит
формирование
его
как
личности. Без семьи человек существовать не может .
«Семья – это счастье,
Семья – это дом,
в котором мы живем.
Где любят и ждут, и не помнят о злом».
Осознание
значимости
проблемы,
побудило
к
разработке данного проекта.
6.2.
Актуальность
проблемы:
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с
первых лет его жизни- основная обязанность родителей.
Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей
жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять
значимость
семьи,
воспитывать
у
детей
любовь
и
уважение
к
членам
семьи,
прививать
детям
чувство
привязанности
к
семье
и
дому.
Семье
принадлежит
основная
общественная
функция-
воспитание
детей,
она была и остается жизненно необходимой средой для
сохранения
и
передачи
социальных
и
культурных
ценностей,
определяющим
фактором
формирования
личности ребенка. А семья для малыша- это мир, в
котором закладываются основы морали, отношения к
людям.
Членов
семьи
объединяет
кровное
родство,
любовь, общие интересы.
6.3.
Цели проекта:
1.
Создать условия для формирования у детей понятия
«семья»,
интереса
к
своему
прошлому,
своим
корням.
2.
Воспитания
любви
и
уважения
к
семье,
как
к
людям, которые живут вместе, любят друг друга и
заботятся о родных и близких.
6.4.
Задачи проекта:
1.
Заинтересовать детей, уточнить и
систематизировать их знания по данной теме;
2.
Продолжать развивать познавательные
способности у детей, активно включать их в
творческо-поисковую деятельность.
3.
Обогащать словарный запас детей терминами
родственных отношений, развивать связную речь.
4.
Дать представление о понятиях : «род»,
«родители», «семейное древо», «родословная»,
«семья», «родные», «близкие».
5.
Укреплять детско-родительские отношения.
6.
Способствовать сплочению и единению
представителей разных поколений.
6.5.
Методы реализации
проекта:
Беседы
Выставки
Занятия,
Игровые приемы
Чтение художественной литературы
Экскурсии
Дидактические, сюжетно-ролевые игры
6.6.
Принципы реализации
проекта:
Системность,
Последовательность,
Возрастная адресованность,
Интеграция,
Доступность,
Наглядность,
Индивидуализация,
Креативность,
Повторяемость,
Преемственность взаимодействия с ребенком в
условиях ДОУ и семьи,
Гуманизация.
6.7.
Краткое содержание
проекта: стратегия и
механизмы достижения
поставленных целей,
деятельность по
реализации проекта
(этапы, формы,
содержание, способы
организации)
Деятельность
участников
проекта
направлена
на
формирование у детей понятия «семья»,
интереса к
своему прошлому, своим корням, воспитания любви
и уважения к семье.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I.
Организационно-подготовительный:
Изучение и подбор методического
материала по теме проекта;
Составление плана проекта,
последовательности занятий, сценариев
развлечений;
Сбор информационного, наглядного
материала по теме проекта;
Подбор дидактических игр по теме
проекта.
II.
Практический:
Создание условий для успешной реализации
проекта;
Обеспечение сотрудничества в рамках
«педагог-воспитанники-родители»;
Совместная деятельность с воспитанниками.
III.
Итоговый:
Сбор, обработка практических материалов,
соотнесение поставленных и прогнозируемых
результатов с полученными;
Обобщение материалов проекта;
Создание слайдовых презентаций проекта.
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1.
Организация деятельности с воспитанниками:
Занятия
Беседы
Дидактические игры
Творческая деятельность воспитанников:
Создание рисунков «Моя семья», лепка,
аппликация, конструирование
Выставки детско-родительских работ
(сочинения про папу)
Сюжетно-ролевые игры «День
рождения», «Семейный ужин».
2.
Организация деятельности с
родителями/законными представителями
воспитанников и общественностью:
создание генеалогических древ
Презентация семейного древа
Анкетирование родителей «Хорошие ли вы
родители»
7
Ожидаемый результат
1.
Способствовать формированию у воспитанников
любви, чуткого отношения к близким людям, к своей
семье, выражающееся в повседневной заботе о них.
2.
Пополнить
активный
словарь
детей
теми
понятиями, определениями, эпитетами, пословицами,
касающихся темы «Моя семья».
3.
Укрепление детско-родительские отношения.
4.
Повышение
компетентности
родителей
в
вопросах формирования
у детей
понятий : «род»,
«родители»,
«семейное
древо»,
«родословная»,
«семья», «родные», «близкие».
8
Продукты/результаты
проекта
В результате реализации проекта будет созданы
следующие продукты.
1.
Продукты проекта для воспитанников:
Портреты родителей (рисунки, лепка,
аппликации)
Макеты мебели для родных
Рассказы о своих близких
2.
Продукты проекта для педагогов:
Создание компьютерных презентаций на
тему проекта;
3.
Картотека игр, стихов, загадок
4.
Продукты проекта для родителей/законных
представителей:
Генеалогическое древо семьи
Презентация «Маленькая экскурсия в мир
семьи».
ПРОЕКТ «Маленькая экскурсия в мир семьи».
Описание проекта:
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни- основная
обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей
любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и
дому. Семье принадлежит основная общественная функция- воспитание детей, она
была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных
и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А
семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к
людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Нас заинтересовала тема семьи
, так как
каждому человеку интересно узнать,
откуда он происходит, кем были его предки? Вопрос с виду простой, но на самом деле
имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того,
откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Мы решение провести
опрос, что знают воспитанники нашей речевой группы о своей семье, своих родных.
В процессе опроса выяснилось недостаточная информированность детей о своих
родителях,
родных.
Они
не
могут
их
назвать
полным
именем,
по
отчеству.
Кем
работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что
тогда
говорить
об
их
бабушках
и
дедушках.
Мало
кто
из
детей
знает
своих
родственников.
Таким
образом
возникла
идея
совместного
изучения
родственных
связей,
истории семьи, интересах, традициях семей.
Целью проекта стали:
создать условия для формирования у детей понятия «семья», воспитания
любви и
уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о
родных и близких. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».
Задачи проекта определились следующие:
1.
Продолжать
развивать
познавательные
способности
у
детей,
активно
включать их в творческо-поисковую деятельность.
2.
Обогащать
словарный
запас
детей
терминами
родственных
отношений,
развивать связную речь.
3.
Дать
представление
о
понятиях
:
«род»,
«родители»,
«семейное
древо»,
«родословная», «семья», «родные», «близкие».
4.
Укреплять детско-родительские отношения.
5.
Способствовать сплочению и единению представителей разных поколений.
Для
реализации
данных
задач
обозначены
направления
деятельно сти:
организационная деятельность с воспитанниками и организационная деятельность с
родителями/законными представителями воспитанников.
На
первом
этапе
нами
были
подобраны
соответствующие
материалы
по
теме.
Воспитанники,
а
также
родители
воспитанников
с
удовольствием
включились
в
процесс
сбора
информации:
сведений
о
своих
родственниках,
подбор
семейных
фотографий, проведение бесед с представителями старшего поколения,
Формы реализации проекта:
С воспитанниками группы была организована познавательная деятельность по теме:
занятия по развитию речи «Составление рассказа о маме по портрету», «Семейный
ужин», по развитию лексико-грамматических категорий «Моя семья», «Что такое –
семья? », беседы, проведены экскурсии «Бабушкин сундучок», в Ангарскую деревню,
организованны
сюжетно-ролевые
игры
«День
рождения»,
«Семейный
ужин»,
проведены
дидактические
игры
«Наши
родные:
как
их
называют
?»,
«Семья»,
настольно развивающая игра –лото.
Среди воспитанников группы провели творческий конкурс рисунков «Моя любимая
мама», «Моя семья», «Мой папа- военный» , где дети не только изобразили своих
родителей, но и составили рассказы о них . Была выполнена коллективная работа-
стенгазета к празднику «8 марта». С помощью родителей были созданы картотеки
пословиц, поговорок, загадок, генеалогические древа и их презентации, оформлены
детские сочинения по теме.
Трудно представить жизнь дошкольников в ДОУ без веселых досугов и завлечений.
В
ходе
проекта
была
проведена
викторина
для
детей
и
родителей
«Моя
веселая
семейка», театрализованная постановка «Непослушные ребята», досуг-презентация
«Маленькая экскурсия в мир семьи».
Таким
образом
в
результате
реализации
проекта
обеспечена
эффективная
организация деятельности ДОУ по данной теме
, основанная на сотрудничестве с
родителями нашей группы.
Показатели результативности:
1. Воспитанники группы:
Расширили
представления
о
таких понятиях,
как «род», «родословная»,
«предки», семейные традиции, праздники, семейное древо.
Научились распознавать родственные отношения, называть родных по
именам и отчествам, проявлять интерес к своему прошлому, роду
Обучились
уважительному отношению к родным и близким людям,
привязанности к семье и дому
2. Родители воспитанников:
Изменилось
отношение
к
данной
проблеме,
потому
что
для
подкрепления
самовоспитания
нужен
положительный
пример
взрослых, так как на этом примере ребенок учится проявлять интерес к
своему прошлому, своим корням, понимать значимость семьи.