Напоминание

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста".


Автор: Болсуновская Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №323
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение опыта работы по теме: «
Организация познавательно-

исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л.С.Выгодский. На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Актуальность .
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Задачапедагогов

помогать развитию

исследовательской , познавательной активности детей. Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: -ребенок склонен экспериментировать , наблюдать; -ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность; -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь. на свои знания и умения. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную. В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. На сегодняшний день существует проблема повышения познавательной активности детей и поэтому очевидна актуальность этой темы. В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.Учитывая противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию актуальной становится разработка системы по
осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Идея опыта
: Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, что детское экспериментирование имеет большое значение в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Новизна данного опыта
- комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
Цели:
Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
, которые решаются в процессе познавательно-исследовательской деятельности: - поддержание у детей инициативы, сообразительности, критичности, самостоятельности ; - формирование у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств ; - расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия .
Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно – исследовательской деятельности лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В.Дыбиной, Н.Н.Подьякова, А.Л.Венгер в основе их работ лежит деятельный подход. Разработчики отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы. Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах: − сюжетно-ролевая игра; − рассматривание; − наблюдение; − беседа; − экскурсии; − конструирование; − экспериментирование; − исследовательская деятельность; − коллекционирование; − развлечения, викторины, конкурсы. Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания. Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт. Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов. Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего
определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей. Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Исследовательская деятельность как особая форма познавательно- исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно- развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе. Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. Мой тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше
возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно- климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.) 2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.) 3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников ,которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность: Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов; Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников; Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции; Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности; Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура). Одно из главных условий успешной организации познавательно- исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности. При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала,
доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Моими первыми помощниками в решении задач по поисково- исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вместе с детьми экспериментировать и проводить опыты. Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Приложение

Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Зеленые

витамины для птиц».
Сюжетно - ролевая игра. Тема: «Зеленые витамины для птиц» Цель: дать представление детям о том, что птицы тоже нуждаются в витаминах. Задача: Предварительная работа: исследовательская работа с семенами гороха, фасоли, арбузы. Ход игры.
Роли: Тетушка Сорока, птенцы воробышки, синички, голубки. Тетушка Сорока: Здравствуйте птенчики, что вы так громко пищите, ведь еще очень рано. Птенчики: Здравствуйте тетушка. Светят первые лучи солнца, и хочется петь. Тетушка Сорока: Хорошо поете! Ой, да сколько вас много, скажите что вы за птички, а то стара стала, не вижу. Птенчики: Мы голубята, воробушки и мы - синички. Тетушка Сорока: Замечательные птенцы! Любите петь песни, молодцы! А играть любите? Птенчики: Да любим. Тетушка Сорока: Будем играть. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. Расправили свои крылья и полетели, летали, летали, увидели лужи, стали плескаться в ней. Плещутся воробушки В лужице на солнышке, После зимней стужи Моют лапки в луже. И снова полетели. Летали и проголодались. Опустились на землю. Птенчики: Мы проголодались. Тетушка Сорока: Что вы любите кушать? Птенчики: Семена, семечки, хлеб, гречневые семечки. Тетушка Сорока: А вы знаете, откуда берутся вкусные зернышки? Птенчики: Знаем! Зернышки попадают в землю, сначала прорастает росток, росточек растет, появляется корешочек и стебелек.
Тетушка Сорока: Какие умные птенцы. Правильно с зернышка появляется много полезных растений. Птенчики: И они очень сочные и очень вкусные. Тетушка Сорока: Правильно трава сочная и очень вкусная. Птенчики: Мы хотим сочную травку. Мы проголодались. Тетушка Сорока: А я знаю, где есть очень вкусная трава, на поляне у старого тополя. Вам показать, где она находится? Птенчики: Да хотим очень. Тетушка Сорока: Тогда полетели. Летим за мной не отставать. ( птенцы летят за сорокой). Посмотрите там, в дали старый тополь. Летим аккуратно, сейчас будет парк с березовой рощей. Внимательно летим между деревьями. Сначала, поворачиваем налево , потом направо . Молодцы у вас все получается. Птенчики: Мы за вами! Тетушка Сорока: Мы подлетаем. Опускаемся на землю, сложим свои крылья. Посмотрите что здесь? Птенчики: Здесь сочная трава и мы сейчас будем ее кушать! Ура! Тетушка Сорока: Это трава не только вкусная, но она очень полезная. Ее еще называют зеленые витамины. Птенчики: А почему их так называют? Тетушка Сорока: Трава бывает разная, например листья одуванчика, подорожника, клевера и много других полезных трав , которые помогают нам птицам не заболеть. Весной нашим перышкам нужны витамины, чтобы они не выпадали, косточки были крепкими, а глазки хорошо видели. Это наше лекарство или витамины. Поэтому они очень полезны и мы их с вами сейчас будем кушать. А теперь кушайте, пожалуйста. Приятного аппетита.
Птенчики: Какая вкусная трава. Голубка: Она очень полезная. Синички: И у нас будут красивые перышки, крепкие косточки. Воробушки: А глазки будут хорошо видеть. Тетушка Сорока: Вы молодцы все запомнили! Птенчики: А мы еще сюда прилепим? Тетушка Сорока: Можем прилететь еще раз! А совсем скоро такой травы будет много повсюду . Птенчики: Когда будет, лето мы знаем. Мы его очень ждем. Тетушка Сорока: Правильно, летом будет много сочной травы. А теперь будем собираться лететь к себе во двор. Птенчики: Мы летим за вами. Тетушка Сорока: Не забудьте по пути быть внимательными! Птенчики: Хорошо. Тетушка Сорока: Вот мы и во дворе. Вам понравилось наше небольшое путешествие? Птенчики: Да, очень! Синички: На лесной полянке кушать вкусную полезную травку. Воробушки: Полезную траву еще называют зеленые витамины. Голубки: Мы станем очень красивыми, если будем кушать наши зеленые витамины. Тетушка Сорока: Все правильно. А сейчас давайте прощаться до завтра. Птенчики: До свидания, тетушка Сорока! Тетушка Сорока: До свидания, птенчики!

Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Почему

первые птицы не летают»

Рассматривание «Почему первые птицы не летали»
Цель: выяснить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. Задачи: дать представление детям об обитателях древнего мира; обогащать словарный запас (доисторический, планировать, дино – птицы); развивать познавательный интерес путем включения в мыслительные операции. воспитывать бережное отношение к природе; любовь к истории. Материалы: компьютер, проектор, экран, энциклопедии, картинки древних птиц, перо птицы. Ход рассматривания Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в доисторический мир. На много миллионов лет назад. В прошлое нашей планеты. Интересно, кого мы тут увидим? (Показ слайдов с изображением дино – птиц: археоптерикс, каудиптерикс, микрораптор). Дети: Динозавров. Воспитатель: Давайте их внимательно рассмотрим. Некоторые из них похожи на птиц. Посмотрите, передние лапы похожи на крылья, а тело покрыто не шерстью, а перьями, челюсти напоминают клюв. А как вы думаете, могут ли дино-птицы летать? Дети высказывают свои предположения. Воспитатель: Вы правы. Летать они не могли, потому что тело у них большое, а крылья маленькие. Хотя туловище покрыто перьями, но они короткие и
простые. И служат больше для защиты тела от холода. Дино-птицы могли только подпрыгивать с земли за добычей, планировать с дерева на дерево. Рассматриваем картинки, энциклопедии современных птиц и строения пера. Воспитатель: А теперь давайте вернемся домой, в наше время и рассмотрим современных птиц. После рассматривания дети приходят к выводу, что в наше время птицы совсем другие. Туловище стало небольшим, а крыло увеличилось в размерах, изменилось строение и величина пера, что позволяет птице летать. Давайте вспомним, все ли птицы летают в настоящее время? Дети: Страус, пингвин. Воспитатель: Что не позволяет им летать? Дети: Большое тело и маленькие крылья. Воспитатель: Попробуйте нарисовать то, что вам больше запомнилось. По окончании работы оформляется выставка «Доисторические птицы»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Вершки

-корешки».
Тема наблюдения
«Вершки – корешки»
Цели: закрепить знания детей о растениях их строении; уточнить представления о том, что растения вырастают из семян; учить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли; Развивать речь, мышление, мелкие мышцы пальцев, поддерживать интерес к комнатным растениям. Ход наблюдения
Беседа, уход за комнатными растениями, серия наблюдений за комнатными растениями: особенности внешнего вида, строение. Серия опытов: посадка растений, длительные наблюдения за их ростом, составление описательных рассказов о растениях. Каждый ребенок получает несколько семян гороха. Обращается внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Сравнение с семенами фасоли. Объяснить необходимость влаги для проращивания семян гороха. Семена гороха замачивают, и перед детьми ставится задача наблюдать за их изменением. Следующее наблюдение проводится при появлении ростков на семенах. Предложить детям сравнить сухие и проросшие семена. Обращается внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков. Устанавливается связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги. Обращаем внимание детей на то, что из семени сначала проклевывается росток, затем его садим в землю. У ростка в земле развивается корешок, а наверху вырастает стебель с листочками. На стебельках завязываются цветочки. После того, как они отцветут, появляются стручки с плодами.
Приложение №5 Конспект непосредственно- образовательной

деятельности : «Вода источник жизни».

Беседа: «Вода – источник жизни»

Программное содержание.
- показать значение воды в жизни живой природы; - рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома; - формировать привычку бережно и разумно использовать воду. - закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Материал: Глобус, звуки воды (аудиозапись), трехлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы
бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской водой. Ход беседы Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море) А сейчас я вам перескажу разговор мальчиков… - Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пистолеты и пошли па улицу. - Кран-то закрыли? - Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем. - Что потом делали? - Стали брызгать друг в друга из водяных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было. Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чистой воды на Земле мало) Послушайте стихотворение. Вы слыхали о воде? Говорят, она вез
Мы ее не замечаем. Мы привыкли, что вода — Наша спутница всегда. Воспитатель: Дети, а кому нужна вода? Дети: Деревьям, птицам, животным, людям. Воспитатель: Давайте проверим, всех ли мы перечислили А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды — всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало? Дети. Много, очень много. Воспитатель: У меня в руке яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть — суша, а вот эта большая часть — вода. Так много или мало воды на планете? Дети. Много. Воспитатель: Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус? Дети. Горькая, соленая, невкусная. Воспитатель: Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус? Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.
Воспитатель: Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют поваренную соль. Посмотрите на неё . Давайте сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли? Дети. Крупная, сероватая, горькая. Воспитатель: А поваренная? Дети. Мелкая, белая, соленая. Воспитатель: Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды? Дети. Мало. Воспитатель: У воды великая забота - поить всех обитателей Земли. А как человек использует воду? Давайте посмотрим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы». Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко припекает солнышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их еще раз поливаю водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы уже знаете: чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары-отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый стакан. Что вы видите на марле? Дети. Вся грязь осталась на марле.
Воспитатель: А какой стала вода в стакане? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде? Дети. Бережно, разумно, экономно, по-хозяйски. Воспитатель: Знайте, если из крана целый день будет капать вода, то наберется целое ведро. Если, пока вы чистите зубы, из крана течет вода, израсходуется впустую 3 литра воды. Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды? Дети. Включать воду тонкой струей, хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны. Воспитатель: А закончим мы наш разговор пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». А вам такое задание - нарисуйте рисунки на тему «Берегите воду!».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Цветочная

клумба».
"Цветы на клумбе"
Задачи
: Познакомить детей со строением цветочных растений (стебель, листья, цветок). Показать разнообразие цветочных растений, сравнить цветы (иван-чай и бархатцы). Воспитывать бережное отношение к растениям. Словарная работа: Строение, стебель, иван-чай, бархатцы. Ход экскурсии
Педагог: Ребята, сегодня к нам прилетела в гости пчела и прошептала, что на нашей клумбе растут очень красивые цветы. А вы хотели бы их увидеть? Дети: Да, очень. Педагог: Тогда вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к нашей клумбе. Как вагоны говорят? Дети: Чух – чух; чух – чух. Педагог: Вот мы и приехали. А вот и пчелка, она тоже прилетела посмотреть вместе с нами клумбу.(Воспитатель обращает внимание детей на клумбу). Вам нравится наша клумба? Почему? Дети: Очень нравится. Здесь красиво, много цветов, жёлтенькие цветочки, красные. Педагог: Ребята, а пчелка мне говорит, что она знает, как называются цветы на клумбе. А вы, знаете? (Ответы детей). Кто покажет желтые цветы? (Дети показывают на цветы, которые растут ближе к ним). Педагог: Ребята, это – бархатцы их так назвали потому, что цветок очень напоминает бархат такой же нежный. Давайте все вместе скажем, как называется этот цветок? Дети: Бархатцы (хоровые и индивидуальные ответы). Педагог: Посмотрите, а у нас на клумбе растут не только бархатцы, но и другие цветы. Вот эти жёлтые цветы называются ноготки. Они такого же цвета и величины, что и бархатцы. Одни растения на клумбе низкие, а другие высокие, почти с вас ростом. Это Иван-чай. Повторяйте со мной. (Хоровые и индивидуальные ответы). А сейчас посмотрите вокруг, и скажите, где ещё среди цветов затерялся иван- чай. (Показывают и повторяют название цветка). Педагог: Дети, смотрите, у иван-чая есть стебель, на нем растёт что?
Дети: Листья. Педагог: У бархатцев тоже есть стебель, а на нём листочки. А если мы посмотрим на оба цветка сразу, то увидим, что на верхушке стебля у каждого растения есть цветок. (Рассматривание соцветий). Давайте их понюхаем. (Дети нюхают соцветия. Вкусно, ароматно). А теперь, понюхаем бархатцы. (Дети нюхают.). Одинаково пахнут бархатцы и иван-чай? (Ответы детей). Ребята, цветы не только украшение нашего двора, но ещё и польза. Перелетая с цветка на цветок, пчёлы собирают мёд. Пчелка говорит, что мёд, который она собирает с цветов тоже разный. И чтобы собрать много мёда, она должна летать очень далеко. Как мы можем помочь пчелке? Дети: Не ломать и не рвать цветы. Педагог: Вот и сейчас пчелка полетела дальше собирать мёд, чтобы зимой ей было что кушать. До свидания, пчелка, спасибо тебе. Дети: До свидания, пчелка. Педагог: Ребята, с какими цветами вы сегодня познакомились? (Ответы детей). Где растут все цветы? (Ответы детей). Педагог: Можно рвать и топтать цветы? Дети: Нет. Будет некрасиво. Пчелки могут остаться без еды. Педагог: Наша экскурсия подошла к концу. Поедем на свой участок. Вставайте друг за другом – паровозиком. Я буду паровозом, а вы вагончиками – поедем к себе на участок.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности: «Какие корни

у растений тундры»

Тема: «Какие корни у растений тундры» (экспериментирования).

Цель:
учить детей производить взаимосвязь роста корневой системы и почвы в условиях тундры.
Задачи: формировать представления детей о национальной культуре жителей Севера; закреплять знания детей о растительном мире тундры; развивать способность детей проводить опыты, анализировать и устанавливать связь роста корней растений и состояния почвы; воспитывать бережное отношение к природе. Проблемная ситуация: что особенного в корневой системе растений тундры. Словарь: корневая система, вечная мерзлота. Методы и приемы: Словесные : выводы ,беседы ,рассказы детей. Наглядные: картины, макет Практические: экспериментирование Продуктивные: рисование Предварительная и последующие работы: проращивание бобов и дальнейшее наблюдение за ростом их корневой системы в емкостях с землей. Оборудование: картины с изображением тундры ,растительности тундры , стада оленей ;макет чума ,волшебная палочка ,на каждую пару детей емкость с землей и водой ,стеки ,пророщенные бобы ,материал для изо- деятельности. Ход занятия: - Уважаемые исследователи !Да-да, именно исследователи ,потому что я вам предлагаю сегодня отправиться в научно- исследовательскую экспедицию по Северной территории ,а именно тундры(показать картину с изображением тундры).А мы с вами уже знаем ,что это интереснейший край ,где растет множество разнообразных растений ,где водится разнообразное количество животных и где происходит завораживающее зрелище-Северное сияние. Будем проводить эксперимент,
делать обобщения и доказывать взаимосвязь между почвой тундры и ее растительностью. -Ну что ж ,для начала мы с вами должны будем определиться ,на чем мы отправимся в эту экспедицию.(вертолет, снегоход…Н :оленья упряжка)Хорошо ,я буду в качестве проводника-исследователя .Присаживайтесь ,пожалуйста .Ну ,что поехали! Ой, беги-беги олень, Через тундру веселей Хэй, хэй ,хэй! Ребята ,а что же это нам встретилось на пути? (чум) Давайте обследуем это место.(проводится беседа о том ,как называется это сооружение ,для чего оно служит, как называют людей живущих здесь.) - Я предлагаю присесть вокруг чума и поиграть в игру .Мы будем передавать этот волшебный предмет друг другу и рассказывать ,кто что знает о тундре. - Молодцы ,ребята .Присаживайтесь в оленью упряжку и поехали дальше! Ой, беги, беги олень, Через тундру веселей Хэй, хэй ,хэй! - А кого же мы видим вдалеке? (стадо оленей) - А что же они здесь делают? (ответы детей) - А если здесь есть животные ,то что мы можем сказать? (Значит здесь растут растения ,чтобы животным было чем питаться…) А что нужно для роста растений?
(свет, тепло и вода) (показ картины с изображением растительности тундры, беседа, какие по росту, в каком положении растут .) - А мы знаем, что почва в тундре, какая? (Ответы детей: Почва в тундре промерзает на большую глубину и поэтому ее называют « вечная мерзлота». - А так как вы у нас юные исследователи я предлагаю вам стать еще и экспериментаторами и пройти в нашу научную лабораторию для проведения опыта. А для этого вам предстоит разбиться по парам и каждой паре подойти к своим приборам. Опыт: (перед детьми по две одинаковых прозрачных емкости заполненных землей. В одной емкости просто земля, а в другой-земля перекрыта внутри стеклом , либо клеенкой, и по две емкости с одинаковым количеством воды Дети наливают в каждую емкость с землей одинаковое количество воды и наблюдают ,что происходит .В обоих ли горшках вода просочилась одинаково ?А почему это произошло ? (ответы детей) Давайте стекой раскопаем землю в этой емкости, что мы там видим? (стекло). Какой мы можем сделать вывод: Что в тундре вместо стекла промерзшая земля .А лето как мы знаем там очень короткое и почва оттаивает очень не глубоко, и вода из-за промерзшей почвы не может проникнуть вглубь , а стоит на поверхности .Поэтому большая часть территории тундры-болото.) -А теперь представьте, какие корни будут в первом стакане? А во втором, какие корни будут здесь? Почему? (Они не могут расти глубоко, корневая система не развита, так как почва, промерзшая и корням ничего делать не остается, как стелиться по поверхности земли. От этого растения в тундре низкорослые.) - Ребята, я предлагаю вам посадить в эти емкости с землей пророщенные бобы и в дальнейшем вы понаблюдаете за ростом и направлением их корневой системы и сделаете сравнение. Итог занятия:
Короткие корни – из-за вечной мерзлоты. Растения низко стелятся по земле от сильного ветра, так им теплее. - А сейчас мы можем присесть и зарисовать то ,как вы представляете себе почву тундры , ее растительность и корневую систему.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности: « Жизнь диких

и домашних животных».

«Домашние и дикие животные»
(дети вместе с родителями и воспитателем собирали материал о домашних и диких животных- занимались исследованием ) Цель: обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях. Задачи: - закреплять знание детей об отличительных особенностях домашних и диких животных; - закреплять знания детей в назывании детенышей животных; - развивать внимание, мышление и воображение, речевую активность; - воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям. Содержание занятия: - Сегодня мы еще раз вспомним домашних и диких животных. Вспомним, как зовут детенышей животных. Какую пользу людям они приносят. - Скажите, в чем отличие домашних животных от диких? (место проживания, добывание пищи). А теперь отгадайте загадки: 1. По веткам скачет, да не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка)
Чем белка питается? Где ее домик? Как зовут ее детенышей? 2. А я, ребята, летом серый. А вот зимой, как снег я белый. Все говорят, что я трусишка. А я лишь маленький… (Зайчишка) Посмотрите на картинки: зачем зайчик меняет свою шерстку с серой на белую зимой? Чем зайцы отличаются от других животных? Чем питаются зайцы? Что они умеют хорошо делать? Кто живет в заячьей семейке: папа – заяц, мама - …, детки - ... 3. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса, А зовут ее – … (Лиса) Какая лиса? Чем питается? Где живет? Как зовут детенышей лисы? 4. У него рога ветвисты, Ноги тонки, ноги быстры! (Олень) - посмотрите, ребята, какой он стройный, величественный, красивый. Какие у него ветвистые рога. Красивый олень? Мама – олениха заботится о своем … (олененке). 5. Летом ходит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь) Почему же медведь спит зимой ? (нечего есть), какой медведь? … как называют медведя? (косолапый) Он самый большой в лесу. Его зовут царем зверей. Мама - медведица заботится о своих … (медвежатах) 6. Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками за мышами. (Еж) Какой еж? Чем отличается от других зверей? ? Что умеет делать? Кто живет в ежином семействе? Давайте посчитаем ежат, сколько их у мамы – ежихи? Где у них домик ? Физминутка Жил в лесу колючий ежик, Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи) Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши). Не умел он топать —Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах). Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли, Ежика в лесу нашли, Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши). Научили топать — Топ-топ-топ. (Выполняют "топотушки"). Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах). Научили бегать… Бегают на месте 7. На собаку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) Волка называют серым разбойником, как вы думаете, почему? Какой волк? Назовите всех, кто живет в волчьем семействе? Где у них домик? Как называется? (логово). 8. Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он. (Кабан) Кто такой кабан? На кого похож из домашних животных? Кабан – это дикая свинья. А чем отличается от свиньи? (шерсть длинная) зачем ему такая шерсть? Чем питается? У мамы - кабанихи – есть маленькие … кабанята. Они какие? (полосатые, шустрые). Что делают? (быстро бегают, визжат).
О каких животных мы сейчас говорили? Где они все живут? Кто их кормит? Чем мама кормит малышей? (Молоком). Кто строит им дом? Они сами добывают себе пищу и строят жилище. Это дикие животные! А теперь вспомним домашних животных. 1. Голодная – мычит, Сытая – жует, Всем ребятам молоко дает. (Корова) И своего теленочка поит молочком ! Как мычит корова? Что она любит кушать? Какую пользу она приносит людям? (молоко дает). А из молока что делают? Как называют детеныша коровы? Где живет корова? (в коровнике). 2. К своим ласкается, На чужих ругается. У своего теремочка Сидит на цепочке. (Собака) Собаки бывают разные: большие и маленькие, белые и черные, рыжие, с пятнами, с длинной шерстью и короткой, но все они умеют… что делать? (лаять, охранять дом, хвостом вилять…..). Что любят есть собаки? Кто их кормит? Где живут? Кто им строит дом? Назовите детенышей собаки. Чем мама их кормит, когда они маленькие? 3. Хвостик – розовым крючком, Носик – круглым пятачком, Не щенок я, не теленок,
А чумазый … (Поросенок) Как зовут маму у поросенка? Где они живут? (в свинарнике). 4. А это кто? (овца). Какая она? Какую пользу приносит людям? Давайте вспомним как зовут всех, кто живет в овечьем семействе. Как они кричат? Спокойный, важный и усатый, Похож на тигра, – полосатый. Он припеваючи живет – Большой и рыжий Васька – … (Кот) 5. А на картинке кто изображен? (Кошка с котятами). Сколько котят? Какие они? Что делают? Мама – кошка о них заботится, как? (вылизывает, следит, чтобы не убежали далеко, кормит молочком…, учит ловить мышей…) Как кошка просит есть? Давайте споем песенку. А кроме молочка , что любит кошка кушать? Рыбку, мышей. Мышки боятся кошек? Да уж! Давайте станцуем танец мышек. 6. А это кто? Лошадь с жеребенком. Слова со слайда. Какие они? Что они делают? Как они человеку помогают? Чем питаются? Где живут? Кто за ними ухаживает? (конюх) 7. С бородою, а не старик, С рогами, а не бык, Не конь, а брыкается, Доят, а не корова, С пухом, а не птица, Лыко дерет, а лаптей не плетет.
Кто это? (Коза) Вот какая коза, дикие козы хорошо лазают по горам, запрыгивают на камни, перепрыгивают через овражки, да и домашняя коза умеет залазить на скамейку, на стол и даже на сарай может запрыгнуть! Что еще умеет коза? Какую пользу приносит? Где живет? Кто за ней ухаживает? Про каких животных мы говорили? Про домашних. Где они живут? Кто за ними ухаживает? Могут они сами себе пищу добывать ? А что же общего у диких и домашних животных? Все они покрыты шерстью, кормят своих детенышей молочком!


Перспективный план познавательно – исследовательской

деятельности в старшей группе.

месяц

Познавательно –

исследовательская

деятельности

Формы работы

Задачи

исследования

Интегрируемые

образовательные

области

Материал
сентябрь Может ли растение дышать? (исследование + опыт) Наблюдение Моделирование Проблемная ситуация Беседа Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании. Познание Коммуникация Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке. сентябрь Для чего корешки? (опыт) Моделирование Наблюдение Рисование Беседа Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. Познание Коммуникация Художественное творчество Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага. октябрь Как устроены перья у птиц? (исследование) Рассматривание Моделирование Обсуждение Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Познание Коммуникация Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.
Беседа. октябрь Почва. (опыты) Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыт Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Познание Коммуникация Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой. ноябрь Кто чистит аквариум? (исследование) Проблемная ситуация Рассматривание Наблюдение Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд». Познание Коммуникация Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани. ноябрь Упрямый воздух. (опыты) Рассматривание Беседа Опыт Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Познание Коммуникация Шприцы, емкость с водой (подкрашенной) декабрь «Сухой из воды». (опыты) Моделирование Наблюдение Выдвижение гипотез Опыт Определить, что воздух занимает место. Познание Коммуникация Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками. декабрь Сравнить жизнь диких и домашних животных. (исследование) Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких. Познание Коммуникация Видеофильмы, энциклопедии.


В раздел образования