Учебные ситуации для развития универсальных учебных действий
Автор: Пахомова Венера Македоновна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МОБУ " Городская классическая гимназия" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Якутск Наименование материала: статья Тема: Учебные ситуации для развития универсальных учебных действий Раздел: среднее образование
Учебные ситуации для развития универсальных учебных действий.
В основе развития УУД в основной школе лежит системно - деятельностный подход.
Правильная
организация
учебной
деятельности
состоит
в
том,
что
учитель,
опираясь
на
потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на
определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися
учебных
действий
(целеполагание,
планирование,
прогнозирование,
контроль,
коррекция,
оценка). Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимают учебные
ситуации. Они могут быть построены на предметном содержании и носить непредметный
характер . Типология учебных ситуаций может быть представлена такими ситуациями как:
Ситуация
–
проблема-
прототип
реальной
проблемы,
которая
требует
оперативного
решения
(с
помощью
подобной
ситуации
можно
вырабатывать
умения
по
поиску
оптимального решения).
Ситуация- иллюстрация -
визуальная образная ситуация, представленная средствами
ИКТ,
вырабатывает
умение
визуализировать
информацию
для
нахождения
более
простого способа ее решения.
Ситуация- оценка- прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением,
которое следует оценить, и предложить свое адекватное решение.
Ситуация-
тренинг-
прототип
стандартной
или
другой
ситуации
(тренинг
можно
проводить как по описанию, так и по ее решению).
Во время урока «Means of communication» упор делается на активную работу учащихся
над
заданиями,
непосредственно
связанными
с
проблемами
реальной
жизни.
Взаимодействие учащихся и учителя должно иметь характер сотрудничества. Видеоролик о
разных
социальных
сетях
позволяет
акцентировать
внимание
учащихся
не
только
на
получение готовой дополнительной информации, но также на высказывание своих гипотез,
обнаружение противоречий между знанием и незнанием. Осуществляется обмен мнениями о
различных социальных сетях, о своих предпочтениях. Использована ситуация- иллюстрация
и
ситуация-
оценка.
Четвертый
этап
урока
нацелен
на
развитие
речемыслительных
способностей учащихся.
Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует использование в
учебном процессе системы таких индивидуальных и групповых учебных заданий, которые
наделяют учащихся функциями организации их выполнения, планирование этапов работы.
План открытого урока. Формирование универсальных учебных действий
Учитель: Пахомова В.М.
Дата: 22.10.13
Класс: 7 класс
Тема урока: The means of communication./ Средства общения.
Цель: Развитие универсальных учебных действий.
Задачи:
Активизация ЛЕ по теме для формирования умений аудирования и говорения
Созданий условий, побуждающих потребность к расширению знаний ученика
Формирование побуждения к мыслительной деятельности
Оборудование:
Мультимедийная доска
Раздаточные листы с текстом
Power Point
CD- ROM
Этап урока
Материал
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
1.Начало
урока.
Слайд с
картинками
1.Озвучивание
темы.
1.Выполняют
мыслительную
Коммуникативные -
участие в
Постановка
учебной
задачи.
Warming up.
CD-
аудирование.
2. Организация
обсуждения темы.
Создает условия
“Warming up”.
Побуждающий
диалог.
Задает вопросы по
теме.
3. Включает
аудирование.
работу.
Размышляют над
поставленной
задачей и
высказывают
свое мнение.
2.Слушают
аудирование и
устанавливают
соответствие.
обсуждении, умение
слушать и вступать в
диалог.
Регулятивные -
управление
познавательной и
учебной
деятельностью,
оценка своей
успешности.
Личностные -
высказывание своей
точки зрения.
2. Работа с ЛЕ
по теме:
Компьютер -
как средство
общения.
Текст « The
Internet»
Слайд с ЛЕ.
Раздаточный
лист с
текстом.
1.Организует
работу по
активизации
лексики.
Предлагает
прочитать слова.
2. Организует
работу с текстом.
1.Читают ЛЕ и
догадываются о
значении слов.
Учащиеся дают
значение этих
слов на
английском
языке.
2.Заполняют
смысловые
пропуски в
тексте.
Познавательные-
работа с
информацией
Регулятивные-
самоконтроль знаний
лексики. Умение
понимать ЛЕ по теме.
Коммуникативные-
участие в
обсуждении значений
слов.
3. Обсуждение
видеоролика
о
социальных
сетях.
Видеоролик
о
популярных
социальных
сетях.
Раздаточные
к а р т о ч к и
с
текстом.
1.Подготавливает
у ч а щ и х с я
к
восприятию
текста.
2.Организует
р а б о т у
с
карточками.
3.После
второго
прослушивания:
побуждает
у ч а щ и х с я
к
г о в о р е н и ю :
к
обсуждению
о
плюсах и минусах
социальных сетей.
1.Слушают и
выполняют
задание
индивидуально.
2.Понимают
текст.
Восстанавливаю
т текст, заполняя
пропущенные
слова в тексте.
3.Работа в
группах: 1
группа
обсуждает
плюсы
социальных
сетей, 2 группа
обсуждает
минусы
социальных
сетей.
Познавательные
-
поиск
и
выделение
необходимой
информации. Умение
структурировать
з н а н и я ,
с т р о и т ь
речевое
высказывание.
Коммуникативные
-
умение
слушать
и
в с т у п а т ь
в
коллективном
обсуждении.
Р е г у л я т и в н а я
-
коррекция
знаний,
осознание качества и
уровня
у с в о е н и я ,
корректировка
высказываний
одноклассников.
4. Правила
пользования
мобильным
телефоном.
Немой
видеоролик.
(представлен
ы разные
ситуации
пользования
мобильного
телефона: в
кафе, на
улице, при
1.Подготавливает
учащихся к
просмотру
видеоролика.
2. Предлагает
озвучить
видеоролик
учащимся и
поделиться
своими мнениями,
1. Описывают
каждую
ситуацию.
Готовят связный
текст.
2.Выражают
свои
эмоционально-
оценочные
суждения.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач, обдуманно
строят речевое
высказывание.
Регулятивные
: контроль,
оценивание действия
вождении
машины
и.т.д.)
высказываниями.
партнера
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой выражать
свои мысли.
6. Рефлексия
Подводит итоги.
Спрашивает, какая
деятельность для
них
предпочтительнее.
Анализируют и
выражают свое
мнение.
Личностные:
оценка собственных
эмоциональных
реакций.
Коммуникативные:
выражение своего
мнения.
Регулятивные:
осознание качества и
уровень усвоения
материала.