Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ


Автор: Томсон Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Лентьевская школа"
Населённый пункт: Вологодская область Устюженский район д. Лентьево
Наименование материала: Статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ.

Автор Томсон Оксана Евгеньевна.

МОУ «Лентьевская школа» 2016 год
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Характерной особенностью сегодняшнего времени является стремление работать по-новому, используя новейшие технологии в обучении детей дошкольного возраста. Одной из наиболее эффективных в современном дошкольном образовании является технология интеграции. В настоящее время в дошкольных учреждениях используется целый ряд отечественных про грамм и технологий нового поколения. Многие современные образовательные программы имеют ту или иную приоритетность: познавательную, эстетическую, экологическую. Нередко они акцентируют одну из линий детского развития в ущерб остальным, что, как правило, приводит к значительной перегрузке детей. Все чаще выдвигается мысль о том, что при организации образовательного процесса в детском саду нередки случаи применения школьных уроков. Перегружая детей подобными формами организации обучения, воспитатель ущемляет права ребёнка на игру, и это приводит к резкому снижению работоспособности детей и сказывается на со стоянии их здоровья. Поэтому остро встает вопрос рациональной организации детей в дошкольном учреждении. Кроме того, Министерство образования Российской Федерации в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» рекомендует использовать технологии, не перегружающие учебный процесс. Интеграцию в педагогическом процессе мы рассматриваем как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений. Модель интегрированного занятия позволяет нам обеспечить: - психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий; - повысить речевую мотивацию; - повысить скорость запоминания в результате разнообразных видов деятельности; - активизировать и восстанавливать высшие психические функции (мышление, память, внимание); - повысить уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение); - повышать стремление расширять горизонты действительности: а) желание понять существующие в мире связи;
б) интерес к новым источникам информации; в) потребность убедиться в своем отношении к миру. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего, с развитием ребенка и общим развитием интеллекта. Дети, имеющие нарушения в речи, очень быстро утомляются, труднее усваивают познавательный, математический материал. Используя интегрированные занятия, можно добиться более высоких результатов. Кроме того, эта новая форма работы позволяет решить на одном занятии комплекс дидактических и методических воспитательных задач. Конечно, интегрированное занятие требует тщательной предварительной подготовки. Педагогу необходимо продумать каждый этап занятия. Мы разработали систему познавательного развития старшего дошкольного возраста. Каждое занятие состоит из 5-6 этапов, различной деятельности. Познавательный рассказ, сказка или игра-путешествие, музыкальное слушание или пение, аппликация или рисование, конструирование, развивающая игра, оргминутка или подвижная игра, в зависимости от тематики занятий. Интегрированные занятие планируем постоянно. На каждом занятии используется игровая ситуация: полет на космическом корабле, пароходе; в гости приходят герои мультфильмов: Почемучка, Буратино, животные, или получаем посылки от инопланетян, которые детям сообщают новые знания, просят о помощи. Часто воспитатель является героем этих занятий: доброй волшебницей, Незнайкой, Карлсоном. Каждое занятие должно иметь элементы новизны, сюрприза. Используются вопросы прямые, наводящие, подсказывающие, побуждающие детей думать, сравнивать, анализировать и делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Стержнем планирования интегрированных занятий являются лексические темы: «Осень», «Зимние забавы», «Солнечная семейка», «Весна - красна», «Перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Полет в космос», «День Победы». Такая система предусматривает обучение не только на занятиях, но и во всех режимных моментах в течение недели и позволяет детям глубже понять смысл всех явлений и понятий, переработать и упорядочить информацию и не приводит к перегрузке различными разрозненными сведениями и фактами, способствует формированию целостной картины мира. Например, работая над темой «Зима», сначала изучили и установили признаки зимы. Используя игру «Кто больше», доказывали друг другу, почему в данное время зима. Вспомнили стихотворение Сурикова о зиме «Вот моя деревня...» и выяснили, что нравится зимой, а что не нравится. Прослушав мелодию песни «Зимушка зима», выбрали зимний пейзаж на выставке картин. В заключение дети нарисовали свои любимые зимние забавы. В процессе этого занятия дети установили причинно-следственные
связи, учились читать и слушать стихотворения, сравнивать, анализировать и выражать свои чувства на бумаге с помощью красок и карандашей. Важно использовать интеграцию не только познавательного цикла, но и математического. Так, при изучении темы «Геометрические фигуры» детям была предложена развивающая игра «Найди пару», в процессе которой дети к геометрическим фигурам подбирали соответствующие предметы. Затем, прослушав две мелодии, «Вальс цветов» и «Щелкунчик», выбрали ту мелодию, которая поможет построить волшебный замок. В конце дети вы полнили аппликацию волшебного замка. На этом занятии основной задачей было закрепление знаний о геометрических формах. Разные виды деятельности помогли быстрее запомнить эти формы. Разнообразие видов деятельности активизировали память, внимание, мышление и воображение. Изучая тему «Домашние животные», сначала закрепили знания о животных в игре «Кто, где живет?». В беседе выяснили полезность этого животного, затем нарисовали корову по клеточкам. Со ставили описательный рассказ о корове и дорисовали пейзаж. На этом занятии не только закрепили знания о домашних животных и их полезности, но и умение считать клетки, ориентироваться на листе бумаги, анализировать и сравнивать величину частей тела. Развивается воображение, творчество; закрепляется умение составлять описательный рассказ о животном, глядя на свою работу. Выполнение подобных заданий вызывает у детей живой интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания. Такая последовательность на интегрированном занятии позволяет процесс обучения сделать интересным и привлекательным и решать задачи умственного и нравственного воспитания. Проводя интегрированное занятие, мы сочетаем в нем несколько направлений: - накопление социального опыта и познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть); - реализация этого опыта в условиях самостоятельной деятельности (сделать, создать); - развивается наглядное образное мышление: пространственное, композиционное.
Таким образом
, использование различных интегрированных занятий позволило обеспечить эффективность обучения и прогнозировать результат педагогической деятельности в образовании дошкольников с ОНР. Наши выпускники при поступлении в школу имеют высокие результаты по обучению, отличаются любознательностью, самостоятельностью, умением общаться со взрослыми и сверстниками. Литература: 1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006. 2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001. 3. Е.А. Лапп «Современный логопедический урок», Ростов-на-Дону, 2011.


В раздел образования