СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Автор: Томсон Оксана Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ "Лентьевская школа" Населённый пункт: Вологодская область Устюженский район д. Лентьево Наименование материала: Статья Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ Раздел: дошкольное образование
МОУ «Лентьевская школа» 2016 год
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что
воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития.
Характерной особенностью сегодняшнего времени является стремление
работать по-новому, используя новейшие технологии в обучении детей
дошкольного возраста. Одной из наиболее эффективных в современном
дошкольном образовании является технология интеграции.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используется целый ряд
отечественных про грамм и технологий нового поколения. Многие
современные образовательные программы имеют ту или иную
приоритетность: познавательную, эстетическую, экологическую. Нередко они
акцентируют одну из линий детского развития в ущерб остальным, что, как
правило, приводит к значительной перегрузке детей. Все чаще выдвигается
мысль о том, что при организации образовательного процесса в детском саду
нередки случаи применения школьных уроков.
Перегружая детей подобными формами организации обучения, воспитатель
ущемляет права ребёнка на игру, и это приводит к резкому снижению
работоспособности детей и сказывается на со стоянии их здоровья.
Поэтому остро встает вопрос рациональной организации детей в
дошкольном учреждении. Кроме того, Министерство образования
Российской Федерации в инструктивно-методическом письме «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организационных формах обучения» рекомендует использовать
технологии, не перегружающие учебный процесс.
Интеграцию в педагогическом процессе мы рассматриваем как фактор
создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как
важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений.
Модель интегрированного занятия позволяет нам обеспечить:
- психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей
во время занятий;
- повысить речевую мотивацию;
- повысить скорость запоминания в результате разнообразных видов
деятельности;
- активизировать и восстанавливать высшие психические функции
(мышление, память, внимание);
- повысить уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение,
обобщение);
- повышать стремление расширять горизонты действительности:
а) желание понять существующие в мире связи;
б) интерес к новым источникам информации;
в) потребность убедиться в своем отношении к миру.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речь следует
формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием,
прежде всего, с развитием ребенка и общим развитием интеллекта.
Дети, имеющие нарушения в речи, очень быстро утомляются, труднее
усваивают познавательный, математический материал. Используя
интегрированные занятия, можно добиться более высоких результатов.
Кроме того, эта новая форма работы позволяет решить на одном занятии
комплекс дидактических и методических воспитательных задач.
Конечно, интегрированное занятие требует тщательной предварительной
подготовки. Педагогу необходимо продумать каждый этап занятия. Мы
разработали систему познавательного развития старшего дошкольного
возраста.
Каждое занятие состоит из 5-6 этапов, различной деятельности.
Познавательный рассказ, сказка или игра-путешествие, музыкальное
слушание или пение, аппликация или рисование, конструирование,
развивающая игра, оргминутка или подвижная игра, в зависимости от
тематики занятий.
Интегрированные занятие планируем постоянно. На каждом занятии
используется игровая ситуация: полет на космическом корабле, пароходе; в
гости приходят герои мультфильмов: Почемучка, Буратино, животные, или
получаем посылки от инопланетян, которые детям сообщают новые знания,
просят о помощи. Часто воспитатель является героем этих занятий: доброй
волшебницей, Незнайкой, Карлсоном. Каждое занятие должно иметь
элементы новизны, сюрприза. Используются вопросы прямые, наводящие,
подсказывающие, побуждающие детей думать, сравнивать, анализировать и
делать простые умозаключения, устанавливать причинно-следственные
связи.
Стержнем планирования интегрированных занятий являются лексические
темы: «Осень», «Зимние забавы», «Солнечная семейка», «Весна - красна»,
«Перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Полет в космос», «День
Победы». Такая система предусматривает обучение не только на занятиях, но
и во всех режимных моментах в течение недели и позволяет детям глубже
понять смысл всех явлений и понятий, переработать и упорядочить
информацию и не приводит к перегрузке различными разрозненными
сведениями и фактами, способствует формированию целостной картины
мира.
Например, работая над темой «Зима», сначала изучили и установили
признаки зимы. Используя игру «Кто больше», доказывали друг другу,
почему в данное время зима. Вспомнили стихотворение Сурикова о зиме
«Вот моя деревня...» и выяснили, что нравится зимой, а что не нравится.
Прослушав мелодию песни «Зимушка зима», выбрали зимний пейзаж на
выставке картин. В заключение дети нарисовали свои любимые зимние
забавы. В процессе этого занятия дети установили причинно-следственные
связи, учились читать и слушать стихотворения, сравнивать, анализировать и
выражать свои чувства на бумаге с помощью красок и карандашей. Важно
использовать интеграцию не только познавательного цикла, но и
математического. Так, при изучении темы «Геометрические фигуры» детям
была предложена развивающая игра «Найди пару», в процессе которой дети к
геометрическим фигурам подбирали соответствующие предметы. Затем,
прослушав две мелодии, «Вальс цветов» и «Щелкунчик», выбрали ту
мелодию, которая поможет построить волшебный замок. В конце дети вы
полнили аппликацию волшебного замка. На этом занятии основной задачей
было закрепление знаний о геометрических формах. Разные виды
деятельности помогли быстрее запомнить эти формы. Разнообразие видов
деятельности активизировали память, внимание, мышление и воображение.
Изучая тему «Домашние животные», сначала закрепили знания о животных в
игре «Кто, где живет?». В беседе выяснили полезность этого животного,
затем нарисовали корову по клеточкам. Со ставили описательный рассказ о
корове и дорисовали пейзаж. На этом занятии не только закрепили знания о
домашних животных и их полезности, но и умение считать клетки,
ориентироваться на листе бумаги, анализировать и сравнивать величину
частей тела. Развивается воображение, творчество; закрепляется умение
составлять описательный рассказ о животном, глядя на свою работу.
Выполнение подобных заданий вызывает у детей живой интерес,
способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению
способов познания. Такая последовательность на интегрированном занятии
позволяет процесс обучения сделать интересным и привлекательным и
решать задачи умственного и нравственного воспитания. Проводя
интегрированное занятие, мы сочетаем в нем несколько направлений:
- накопление социального опыта и познания себя и окружающего мира
(увидеть, услышать, обыграть);
- реализация этого опыта в условиях самостоятельной деятельности (сделать,
создать);
- развивается наглядное образное мышление: пространственное,
композиционное.
Таким образом , использование различных интегрированных занятий
позволило обеспечить эффективность обучения и прогнозировать результат
педагогической деятельности в образовании дошкольников с ОНР. Наши
выпускники при поступлении в школу имеют высокие результаты по
обучению, отличаются любознательностью, самостоятельностью, умением
общаться со взрослыми и сверстниками.
Литература:
1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
3. Е.А. Лапп «Современный логопедический урок», Ростов-на-Дону, 2011.