Выявление инновационного потенциала обучающихся на уроках математики
Автор: Пономарева Анна Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 15" Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Наименование материала: статья Тема: Выявление инновационного потенциала обучающихся на уроках математики Раздел: среднее образование
Выявление инновационного потенциала на математики
На данном этапе развития системы образования в России выявляется явная
недостаточность
теоретического
и
методического
обеспечения
процессов
формирования инновационного потенциала обучающихся [2]. Объектом ис-
следования в нашей работе является процесс формирования инновационного
потенциала старшеклассников в ходе образовательного процесса. Предпола-
гается, что процесс формирования инновационного потенциала учащихся бу-
дет осуществляться успешно, если разработать и использовать систему прие-
мов, направленную на эффективное формирование инновационного потенци-
ала учащихся. Применение в исследовании методик К.Я. Вазиной, О.С. Гре-
бенюка, теста самооценки учащимися своего творческого потенциала, ис-
пользование градации, отражающей уровень формирования инновационного
потенциала обучающихся на уроках, скорректированной Ильницкой А. И. по
А. Г. Ковалеву, В. Н. Мясищеву, позволили объективно оценить эффектив-
ность влияния применяемых механизмов на формирование инновационного
потенциала [1,3,6]. Объектом исследования является процесс выявления ин-
новационного потенциала обучающегося основной ступени образования об-
щеобразовательной организации. В этой связи инновационный потенциал
обучающихся был определен как личностная характеристика, в которой про-
является комплекс реализуемых в ходе учебной и практической работы инно-
вационных знаний, умений и отношений, а также возможностей их примене-
ния в учебной и предстоящей профессиональной деятельности.
Н а этапе формирующего эксперимента было анкетирование и 44 уча-
щихся контрольной и группы.
Методы
исследования.
Диагностическое способностей
детей-под-
ростков по с диагностического инструментария:
Проводя
изменений, в
ходе с системы творческих заданий, отметить
следующее, что обучающихся оценивающих свой , как сократилось с 83% до
80%. произошло увеличение количества , свой потенциал как и высокий. - с
12% до13%, а - с 5% до 7%. результаты так же о позитивных в их самооценке.
Таблица 1
Данные по активной деятельности обучающихся
Умения обучающихся
Уровень развития
Экспериментальная группа, %
Умения деятельности
Низкий
14
Средний
72
Высокий
14
Средний показатель
2,27
Умения деятельности
Низкий
3
Средний
65
Высокий
32
Средний показатель
2,27
Умения стиля общения
Низкий
5
Средний
62
Высокий
33
Средний показатель
2,27
Таблица 2
Данные по тесту самооценки своего потенциала
Качество потенциала
Начало %
Конец %
Любознательность
75
78
Вера в себя
63,6
65
Постоянство
56,8
62,3
Амбициозность
81,8
88
Слуховая
63,5
88,3
Зрительная память
79,5
82,3
Стремление быть независимым
75,3
70,2
умение абстрагироваться
68,1
69,3
Степень сосредоточенности
63,2
65,4
Таблица 3
Оценка характеристик развития инновационного потенциала
Начало иссле-
дования, %
Конец ис-
следова-
ния,%
1. представления об проблемах инновационного потенциа-
ла
72,7
86,3
2. представление о потенциальных развития
38,6
50
3. потенциальные развития потенциала
34,1
61,3
Таблица 5
Оценка характеристик развития потенциала обучающихся
Начало иссле-
дования
Конец исследования
Родители представление об пробле-
мах инновационного своих детей
77,2
79,2
Родители представление о развития
потенциала обучающихся
88,6
89,3
Родители реализации развития по-
тенциала детей
68,1
72,3
Обучающиеся представление
об
проблемах инновационного потен-
циала
73,6
78,3
Школьники представление о потен-
циальных развития
56,8
58,3
Школьники потенциальные
разви-
тия потенциала
59,1
59,3
В таблице отображена динамика родителей об актуальных инноваци-
онного своих , а так же мнение родителей о соответствующих представлений
детей.
Причем оценивают качественные детей выше, чем сами дети. Видимо,
имеет проявление опыта самих родителей.
Таблица 6
Оценка инновационного потенциала по действиям обучающихся, и учителей
респонденты
Начало исследования,%
Конец исследования,
%
обучающиеся
11,3
18
1. имеют об проблемах
инновационного потен-
циала
Родители
34,1
38,6
учителя
62,9
62,9
2. имеют о потенциаль-
ных развития
обучающиеся
15,9
20,4
Родители
72,7
77,2
учителя
62,9
62,9
3 . реализуют развития
потенциала
обучающиеся
11,3
15,9
Родители
11,4
16
учителя
62,9
62,9
В таблице приведены значения обучающихся , родителями и учителя-
ми, из следует , что родителями детей и познания обучающихся себя тенден-
цию к сближению
К факторам, на инновационного потенциала, относят массовой инфор-
мации, школу, социум, учебные заведения.
Родители обучающихся к относят школу, семью массовой информации,
социум.
Так же говорят о том, что к или по и инновационного относят: в олим-
пиадах, конкурсах, курсах, творческих и работ, написание рефератов, с людь-
ми, книг, энциклопедий, в конференциях, в играх и марафонах.
Учителя, с категорией обучающихся, к или п о и инновационного по-
тенциала обучающихся относят: готовность к саморазвитию, самовоспита-
нию, обучающихся в условиях обучения.
В ходе эксперимента вывить , что формирование потенциала является
поэтапным многоуровневым процессом, в ходе необходимо целого ряда
Для потенциала также использовать методику психологического свойств лич-
ности "Калифорнийский опросник" (Макалистер)
В 7 результаты свойств подростков, по «Калифорнийскому опроснику»
(Макалистер).
Таблица 7
Таблица оценки личностных свойств подростков
( "Калифорнийский опросник" (Макалистер).
Личностные свойства
Количество
человек,
%
Превосходство, влиятельность, на взаимодействие, компе-
тентность в взаимоотношениях
42,1
Сдержанность, отстаивать свои права
51
Контроль над поведением, долга и к риску
52,3
Продолжение таблицы 7
Неосмотрительность, от факторов, и к риску
44,8
Направленность и к достижениям, высокими в плане
45,3
Внимательность, осторожность, идти по прямой
51,1
Любопытство и индивида, восприятия, и к окружению
51,1
Стремление
к восприятию
действительности,
прозаич-
ность, сухость
43,8
А для важных инноваторских способностей по методике «Личностные
принятия решений» (Т.В. Корнилова)
Результаты «Личностные факторы решений» (Т.В.Корнилова) для раци-
ональности и к показали, что в группе завышенный тип оказался для 18,3%, –
для 58,2%, заниженный – 24,5%. готовности к выявила индивидуальный по-
казатель к у 32,8% подростков, – у 55,2% и – у 18,0% подростков.
Обучающиеся характеризуются обдумывать свои решения и при воз-
можно полной в ситуации, что может характеризовать разные, в том и реше-
ния субъекта.
Однако много в группе подростков (43,9%), всегда обдумывать свои и
не при более ориентировке в ситуации. Этим подчеркнуть свою в решений,
что характерно для возраста. отметить и тот факт, что в наблюдаются оценки к
и рациональности (23,4%).
В 8 результаты рациональности и к риску подростков, по Т.В.Корнило-
вой.
Таблица 8
Таблица результатов и к
подростков
Индивидуальный / принятия
Рациональность, %
Готовность
к
риску,
%
Завышенный
18,3%,
32,8%
Типичный
58,2%
55,2%
Заниженный
24,5%.
18,0%
Таким в выявления инновационного обучающихся основной образова-
ния организации необходимо на те функции, необходимо развивать, то есть
на перспективу. исследования показали, что потенциала основной образова-
ния общеобразовательной организации можно рассматривать как реализуе-
м у ю
в
х о д е и
практической
деятельности
в
инновационных
преобразований[7].
Целью опытно-экспериментальной являлось и результатов выявления
инновационного основной образования общеобразовательной организации.
Констатирующий показал, что для инновационного обучающегося не всегда
форма учебного процесса,
которая на основе, не подходит для инноваци-
онного обучающегося.
Основными эффективности проведения выдвигались:
-
Предварительно анализ явления;
-
ясная эксперимента;
-
разработка и показателей, по будут результаты;
-
доказательства и сделанных выводов.
Главным количественно-информативным послужили проведенного мо-
ниторинга.
Из следует вывод, что в экспериментальной работы положительная из-
менения и уровней сформированности потенциала экспериментальной груп-
пы по всем и снижение уровня.
Литература:
1.
Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация об-
разовательного пространства. – Челябинск: ГУПТО, 1997. – 240 с.
2.
Головчин М.А. Интеллектуальный потенциал населения: территориаль-
ный аспект // В мире научных открытий. – 2011. – № 3(15). – С. 137-
145.
3.
Горенков Е.М. Инновационный потенциал субъектов образовательного
процесса как целостная социально-педагогическая система : моногра-
фия / Е.М. Горен- ков. — М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астра-
ханский университет», 2016. — 98 c
4.
Гребенюк О.С. Теория обучения. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с
5.
Заир-Бек Е. С., Тряпицына А. П. З 17 Подготовка специалистов в обла-
сти образования к участию и использованию ме- ждународных про-
грамм оценки качества образования для всех: национальное видение:
Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г.
А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 63 с.
6.
Зенов С.С., Миненко Г.Н. Разработка системы контроля успехов уча-
щихся и достижений педагогов // Дополнительное образование и вос-
питание. – 2011. – № 4. – С.28-29.
7.
Корнилова Т. В. Диагностика «личностных факторов» принятия реше-
ний // Вопр. психологии. 1994. № 6; Она же. Психология риска и приня-
тия решений: Учеб. пособие. М., 2003. Т. В. Корнилова