Автор: Линникова Галина Николаевна Должность: учитеь математики Учебное заведение: ГБОУСОШ №250 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Конспект Тема: Конус.Площадь поверхности Раздел: полное образование
ГБОУ СОШ № 250
Конус.Площадь поверхноси
Содержание
Введение................................................................................................................... 3
Из истории конуса................................................................................................... 4
Теория «конус»........................................................................................................ 4
Площадь поверхности.............................................................................................5
Площадь полной поверхности............................................................................... 6
Решение задач.......................................................................................................... 6
Применение в быту и жизни.................................................................................. 7
Заключение...............................................................................................................9
Вывод........................................................................................................................ 9
Введение
2
Как нам всем известно, математика – это царица наук.
Математика – наука, которая изучает числа, количественные отношения и
пространственные формы
.
В её основах нуждается каждый из нас. Геометрия –
это раздел математики, изучающий пространственные изображения и формы,
а также другие отнощения и формы, сходные с пространственными по своей
структуре. В щкольном курсе геомеирии речь идет в основном о фигурах
.
Так
как речь будет идти о реально существующих фигурах и предметах,
представляющих собой тела, имеющие объём, то мы будем говорить о такой
геометрической дисциплине, как стереометрия. В стереометрии объёмные
тела принято называть многогранниками.
Целью работы является изучение конуса,площади поверхности.
Основные задачи проекта:
1)
изучить теорию,
2)
практическое применение,
3)
нахождение конуса в повседневной жизни.
Из истории конуса
3
С именем Евклида связывают становление александрийской
математики (геометрической алгебры) как науки. В XI книге «Начал» дается
следующее определение: если вращающийся около одного из своих катетов
прямоугольный треугольник слева вернется в то же самое положение, из
которого он начал двигаться, то описанная фигура будет конусом.Евклид
рассматривает только прямые конусы, т.е. такие, у которых ось
перпендикулярна к основанию.
Аполлоний Пергский- древнегреческий математик и астроном, ученик
Евклида дал полное изложение теории и основанных им трудов «Конические
сечения» в восьми книгах.У Евклида нет понятия конической поверхности,
оно было введено Аполлонием в его “Конических сечениях”, при этом он
имел в виду обе плоскости конуса
.
В «Началах» Евклида мы находим определение только объёмов
цилиндра и конуса, площадь же боковых поверхностей была найдена
Архимедом.Архимед древнегреческий ученый математик и механик,
основоположник теоретической механики и гидростатики. До нас дошло
тринадцать трактатов Архимеда. В самом знаменитом из них — «О шаре и
цилиндре» он доказал следующую теорему: «Поверхность всякого
равнобедренного (т.е. прямого кругового) конуса, за вычетом основания,
равна кругу, радиус которого есть средняя пропорциональная между
стороной (т.е. образующей) конуса и радиуса круга, являющегося основанием
конуса».
Теория «конус»
Конус- это тело, ограниченное конической поверхностью и кругом с
границей L.
Поверхность, образованная отрезками , проведенными к окружности,
называется конической поверхностью, а сами отрезки- образующими
конической поверхности.
Коническая поверхность называется боковой поверхностью конуса, а
круг –основанием конуса.
Образующие конической поверхности называются образующими
конуса.
Прямая , проходящая через центр основания и вершину , называется
осью конуса.
Конус получен вращением прямоугольного треугольника вокруг катета
Если секущая плоскость проходит через ось конуса, то сечение
представляет собой равнобедренный треугольник, основание которого-
диаметр основания конуса, а боковые стороны- образующие конуса. Это
сечение- осевое.
Виды конуса:
4
Наклонный;
Прямой;
Усеченный
Площадь
поверхности
Sбоковой поверхности конуса
За площадь боковой поверхности конуса принимается площадь ее
развертки.
Площадь боковой поверхности конуса равна произведению половины
длины окружности на образующую.
S
бок.
= πRL
Sусечённого конуса
Одна из частей представляет собой конус, а другая называется
усеченным конусом.
Основание исходного конуса и круг , полученный в сечении этого
конуса плоскостью, называются основаниями усеченного конуса , а отрезок ,
соединяющий их центры ,-высотой усеченного конуса.
Часть конической поверхности, ограничивающая усеченный конус,
называется его боковой поверхностью, а отрезки образующих конической
поверхности , заключенные между основаниями, называются образующими
усеченного конуса.
Усечённый конус получен вращением прямоугольной трапеции вокруг
её стороны
5
Площадь боковой поверхности усеченного конуса равны произведению
полусуммы длин окружностей оснований на образующую.
S=π (r
1
+ r
2
) l
Площадь полной поверхности
Площадь полной поверхности конуса равна сумме площадей его
боковой поверхности и его оснований.
S
полн.
=
π
R (R + L)
Решение задач
А) Длина окружности основания конуса равна 3, образующая равна 2. Найдите
площадь боковой поверхности конуса.
Площадь боковой
поверхности конуса
равна:
Ответ:3
б)
Площадь полной поверхности конуса равна 108. Параллельно основанию
конуса проведено сечение, делящее высоту пополам. Найдите площадь полной
поверхности отсеченного конуса.
6
Формула полной поверхности конуса:
Сечение проходит через середину
высоты параллельно основанию.
Значит радиус основания и
образующая отсеченного конуса будут в 2 раза меньше радиуса и образующей
исходного конуса. Запишем чему равна площадь поверхности отсечённого конуса:
Получили, что она будет в 4 раза меньше площади поверхности исходного, то есть
108:4 =
27.
Ответ:
27
Применение в быту и
жизни
Делая
различные рисунки, мы
можем
заметить, что многие
из
окружающих нас
объектов представляют
собой
конусы. Светильники,
музыкальные
инструменты с
коническими
элементами, башни —
во всем
этом мы найдем
конусы
в той или иной их
форме.
7
Заключение
Конические тела окружают нас повсюду.
Вывод
Узнали что такое конус, и как найти площадь его полной поверхности.
8