Автор: Смирнова Лариса Вадимовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78" Населённый пункт: город Кострома Наименование материала: методическая разработка Тема: Путешествие на телевидение. Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка развлечения в подготовительной к школе
группе для детей с ТНР на тему : Экскурсия на телевидение.
Автор: Смирнова Лариса Вадимовна
учитель-логопед МБДОУ города Костромы
"Детский сад №78"
Описание материала: Предлагаю вам конспект развлечения в
подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме: Экскурсия на
телевидение. Звуки Л-ЛЬ и буква "Л".Этот материал будет интересен
учителям-логопедам , воспитателям групп для детей с ТНР, воспитателям
массовых групп старшего возраста, он направлен на закрепление у детей
навыков выделять звуки Л,Ль из слов, делить слова на слоги,
совершенствовать навык звукового анализа слов через игровые ситуации.
Цель: Дифференциация звуков "Л-ЛЬ".
Задачи:
1.Закреплять умения детей дифференцировать звуки л-ль по
признаку твёрдости - мягкости.
2. Совершенствовать звуковой анализ.
3. Закрепить связь звука и буквы.
4. Закрепить умение детей определять место звука в слове.
5.Учить делить слова на слоги.
6. Развивать слуховое и зрительно- пространственное восприятие,
логическое мышление.
7. Учить писать букву "Л".
8. Учить детей слушать друг друга, действовать сообща, учить
овладевать культурой диалога. Активизировать речевую
деятельность детей.
Демонстрационный материал: фигурные картинки героев мультфильмов:
Карлсон, Малыш, Крокодил, Лунтик, Мальвина, Чипполино, Бармалей,
Король, Лягушёнок; предметные картинки: ложка, лиса; образец написания
буквы "Л", наборное полотно, пособие "Магазин", цветок-ромашка с
лепестками синего и зелёного цвета, плакат для выполнения гимнастики для
глаз, пособие "Дерево настроения", конверт с заданием.
Раздаточный материал: индивидуальные коврики , пеналы для звукового
анализа, тетради , карандаши, предметные картинки: булка, лаваш, вафли,
сыр, колбаса, масло, котлеты, блины; "волшебные палочки"(специальная
проволока в тканево-паралоновом чехле.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, использование
здоровьесберегающих технологий, продуктивная деятельность детей.
Ход:
1. Орг. момент . Дети стоят в кругу.
Логопед: Я буду произносить по два слова. Вы повторяйте только слово со
звуком "Л" или "Ль":
рассказ - фильм ведущий - телезритель лампа - экран
журнал - книга любопытный - интересный весёлый - громкий
кабель - провод фотоаппарат - телекамера сказка - мультфильм
передача - телевизор песня - музыкальный салон - студия...
2. Сообщение темы:
Логопед: Слова с какими звуками вы повторяли?
Д: Мы повторяли слова со звуками "Л" "Ль".
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки "Л-Ль" и познакомимся
с буквой "Л".
3. Характеристика звуков л-ль.
Дети делятся на две группы , отделив от цветочка лепестки синего и зелёного
цвета. Одна группа рассказывает всё о звуке "Л", а другая всё о звуке "ЛЬ".
Логопед: Расскажите, что вы знаете о звуке "Л"?
Дети: Звук "Л" - согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Докажите, почему звук"Л" согласный?
Дети: звук"Л" согласный, потому что его нельзя петь и тянуть.
Логопед: Докажите, почему звук"Л" твёрдый?
Дети: звук"Л" твёрдый, потому что мы его произносим твёрдо, отрывисто.
Логопед: Докажите, почему звук"Л" звонкий?
Дети: звук"Л" звонкий, потому что мы его произносим с голосом.
Логопед: Расскажите, что вы знаете о звуке "Ль"?
Дети: Звук "Ль" - согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: Докажите, почему звук"Ль" согласный?
Дети: звук"Л" согласный, потому что его нельзя петь и тянуть.
Логопед: Докажите, почему звук"Ль" мягкий?
Дети: звук"Ль" мягкий, потому что мы его произносим мягко, с улыбочкой.
Логопед: Докажите, почему звук"Ль" звонкий?
Дети: звук"Ль" звонкий, потому что мы его произносим с голосом.
4. Дифференциация звуков "Л"-"Ль" в слогах.
Логопед: Сегодня мы с вами отправимся на телевидение. На двери первой
студии голосовой код. Повторите за мной цепочки слогов и вы узнаете, какую
передачу там снимают.
ЛА-ЛЯ-ЛА ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ ЛЭ-ЛЕ-ЛЕ-ЛЭ
ЛО-ЛЁ-ЛО ЛИ-ЛЫ -ЛИ-ЛЫ ЛЮ-ЛУ-ЛУ-ЛЮ
Логопед: Молодцы! Оказывается в этой студии снимают мультфильмы.
5. Выделение звуков "Л"-Ль" из названия картинок. Определение места
звука в слове.
Логопед: Посмотрите на героев мультфильмов. (фигурные картинки на
доске)или на экране.
Назовите героев мультфильмов со звуком "Л" в середине слова.
Дети: Карлсон, Малыш, ...
Логопед: Назовите героев мультфильмов со звуком "Л" в конце слова.
(Крокодил)
Логопед: Назовите героев мультфильмов со звуком "Л" в начале слова.
(Лунтик)
Логопед: Назовите героев мультфильмов со звуком "Ль" в середине слова.
Дети: Мальвина, Чипполино, Бармалей ...
Логопед: Назовите героев мультфильмов со звуком "Ль" в конце слова.
(Король)
Логопед: Назовите героев мультфильмов со звуком "Ль" в начале слова.
(Лягушонок)
6. Звуковой анализ слов ЛИСА, ЛОЖКА.
Логопед: А вот и вторая телестудия. Здесь снимают передачу "Поле чудес".
Отгадайте загадки, выложите звуковые схемы слов отгадок.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Пушистый хвост-краса. Кто же это?...(Лиса)
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Дети отгадывают загадки, выкладывают звуковые схемы на индивидуальных
ковриках. Проводится звуковой анализ слов, сравнение звуков.
Логопед: В каком слове есть звук "Л"? А в каком - звук "Ль"?
7. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз.
8. Деление слов на слоги.
Логопед: А в третьей студии снимают передачу "Контрольная закупка".
Давайте узнаем, на каком этаже продаются продукты питания, которые
находятся у вас на столах.
Если в названии продукта один слог, он продаётся на первом этаже.
Если в названии продукта два слога, он продаётся на втором этаже.
Если в названии продукта три слога, он продаётся на третьем этаже.
Дети в парах определяют количество слогов в названии продукта питания,
выходят к доске и ставят картинку на соответствующий этаж
пособия"Магазин".
Логопед: А теперь подумайте и скажите, о каком продукте пойдёт речь в
передаче "Контрольная закупка"?
(Булка, лаваш, вафли, сыр, колбаса, масло, котлеты, блины)
Дети: В передаче "Контрольная закупка" речь пойдёт о сыре, так как в этом
слове нет звуков "Л" и "ЛЬ".
9.Написание буквы"Л".
Давайте заглянем в последнюю телестудию. Ой, да тут снимают самую
любимую детскую передачу. Догадались? Верно, это передача: "Спокойной
ночи, малыши!"
(на доске пчёлка Чила, Лунтик, образец написания буквы "Л")
Логопед: Посмотрите, Пчёлка Чила учит Лунтика писать букву"Л". А вы
хотите научиться писать эту букву? Рассмотрите, из скольких элементов
состоит буква?
Дети: Буква "Л" состоит из двух элементов.
Логопед: Из каких двух элементов состоит буква "Л"?
Дети: Буква "Л" состоит из двух наклонных палочек
Логопед: На что похожа буква "Л"?
Дети: Буква "Л" похожа на ...(треугольник, клык, зуб, сосульку, крышу, шапку,
скалу, гору, ...)
Логопед: Давайте нарисуем букву "Л" в воздухе, а теперь на столе.
А сейчас возьмём "волшебные палочки" и сконструируем из них букву "Л".
Откройте тетради и запишите пять заглавных и пять строчных букв "Л".
10. Итог.
Где мы с вами сегодня побывали? Какие задания выполняли? Какое задание
понравилось больше? Какое у вас настроение? Пройдите к нашему "Дереву
настроения" и повесьте на него листочки.....
11. Переход к самостоятельной деятельности детей.
Логопед: Ой ребята, посмотрите, кто-то оставил нам "КОНВЕРТ", а в нём
задание: рассмотрите картинку, найдите предметы в названии которых есть
звуки "Л"или "ЛЬ" и раскрасьте их. Детям выдаются индивидуальные
карточки-раскраски с наложенными предметами и предлагается выполнить
задание перед обедом.