ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Автор: Вандышева Татьяна Анатольевна Должность: преподаватель экологии Учебное заведение: "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова" Многопрофильный колледж Населённый пункт: Челябинская область г.Магнитогорск Наименование материала: Статья Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Раздел: среднее профессиональное
Вандышева Татьяна Анатольевна
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
Многопрофильный колледж
преподаватель экологии.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.
Образовательные
стандарты
нормативно
закрепляют
деятельностный
подход в системе школьного образования, трактуют обучение как специально
организованный
процесс,
в
ходе
которого
ребенок
осуществляет
учебную
деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета.
Внешние
предметные
действия,
в
ходе
«вращивания»,
преобразуются
во
внутренние когнитивные процессы.
Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на
окружающую
среду
становилось
все
более
значительным.
Техника
и
промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом,
создали реальную угрозу живому на планете. В связи с этим возникла острая
необходимость
в
правильном
прогнозировании
последствий
воздействия
человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на
этапе
школьного
образования. Разрабатывая мероприятия по экологическому
воспитанию,
педагог
должен
подбирать
такие
формы
работы,
которые
гарантируют желаемый результат, такие как:
работа с информационными источниками позволяет накопить фактический
материал, раскрыть сущность проблемных ситуаций;
игра
даёт
опыт
принятия
правильных
решений,
учит
кооперации
и
взаимопомощи, работе в группе;
экскурсии позволяют на практике увидеть то, о чём рассказывает теория, и
самостоятельно оценить увиденное.
Современное экологическое образование отражает новый социальный
заказ:
формирование
у
обучающихся
способности
проектировать
свою
жизнедеятельность
на
основе
идей
устойчивого
экологиче ского,
экономического и социального развития с учетом последствий для состояния
окружающей среды. Таким образом, экологическая культура рассматривается
как разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия
человека
с
природой,
базирующаяся
на
особой
системе
экологических
ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы.
Активному
вовлечению
детей в процесс экологического воспитания
способствует система принципов внеурочной деятельности:
Повышение уровня экологической культуры проявляется в формировании:
экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее
проявлениях
и
необходимости
ответственного,
бережного
отношения
к
окружающей среде;
умения
применять
эколого-значимые
знания
в
повседневной
жизни
для
объяснения
и
оценки
разнообразных
явлений
и
процессов,
адаптации
к
условиям
проживания
на
определенной
территории
р е г и о н а ,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности;
навыков
безопасного
и
экологически
целесообразного
поведения
в
окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в
своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих.
Во
внеурочной
деятельности
большое
внимание
индивидуальному
подходу,
предоставляется
возможность
формирования
личности
с
высоким
уровнем
развития
субъективного
отношения
к
природе,
человека
как
индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением
в природной среде.
В
процессе
становления
экологической
культуры
можно
условно
выделить три этапа. Первый этап связывается с приобретением школьником
системность
системность
преемственность и постепенного углубление и усложнение знаний
преемственность и постепенного углубление и усложнение знаний
целенаправленность
целенаправленность
практическая значимость
практическая значимость
ожидаемые положительные эмоции
ожидаемые положительные эмоции
использование краеведческого материала
использование краеведческого материала
экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных
состояний
окружающей
среды,
сопровождающихся
разъяснениями
учителя;
первоначальных оценок деятельности людей; обращения с представителями
животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы
и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;
ощущения потребности в знаниях экологического содержания. На данном этапе
эффективной формой работы является коллективная игровая деятельность.
Второй
этап
- это переход от простого наблюдения к наблюдению -
анализу; соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с
действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия -
поиск
и
удовлетворение
потребности
в
знаниях
о
конкретных
объектах
окружающей
среды.
На
этом
этапе
целесообразно
о суще ствлять
мониторинговые исследования на основе краеведческого материала. Например,
проведение
практикума
"Определение
уровня
антропогенной
нагрузки
и
районирование территории".
Третий этап связан с проектной деятельностью учащихся, в результате
которой школьник производит продукт, обладающий субъективной новизной.
Изменение
социальной
позиции
подростка,
его
стремление
занять
определенное
место
в
жизни
находят
отражение
в
резко
повышенной
потребности оценить самого себя как полезного для общества.Современные
условия
развития
общества
требуют
переориентации
обучения
с
усвоения
готовых
знаний,
умений
и
навыков
на
развитие
личности
ребенка,
его
мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой,
а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.В ходе
выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и
обосновывать
причины
ее
возникновения,
разрабатывать
и
проводить
эксперимент,
делать
выводы.
Роль
учителя
строится
на
принципах
сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах
проектов;
привлечение
родителей,
общественных
организаций
к
проектной
деятельности; участие в организации презентации и общественной экспертизы
результатов. Вот несколько тем проектов: "Город без свалок", "Здоровье и
окружающая среда", "Проект озеленения".
Итогом успешной реализации различных экологических программ станет
достижение
качественно
нового
уровня
развития
экологической
культуры
школьников,
что
позволит
повысить
их
личную
ответственность
и
компетентность в решении экологических проблем, расширить
возможности
вести
здоровый
образ
жизни
в
гармонии
с
природой,
проявлять
заботу
о
базовых национальных ценностях, а именно стремиться к обустройству малой
Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли.
Создание нового отношения человека к природе – задача прежде всего
нравственная.
Необходимо
формировать
у
подрастающего
поколения
экологическое сознание и понимание неразрывной связи человека и природы.
Процесс экологического образования должен пониматься не только как
овладение предметными результатами - усвоение определенной системы
экологических
знаний,
умений,
составляющих
инструментальную
основу
учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития
ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей. Именно
поэтому
в
новом
Стандарте
устанавливаются
требования
к
личностным
и
метапредметным результатам экологического образования:
Личностныерезультаты
Метапредметные результаты
О т р а ж а ю т
« ф о р м и р о в а н и е
о с н о в
экологической
культуры
соответствующей
современному
уровню
экологического
мышления,
развитие
опыта
экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической
деятельности
в
жизненных
ситуациях»:
стремление к получению новых знаний;
умение корректно отстаивать свою точку
зрения;
умение работать в команде;
желание делиться освоенным опытом;
развитие
параметра
эмоционально-
мотивационной
сферы
«Отношение
к
учебной деятельности»;
развитие
параметра
эмоционально-
мотивационной
сферы
«Отношение
к
взаимодействию в коллективе».
О т р а ж а ю т
« ф о р м и р о в а н и е
и
развитие экологического мышления, умение
п р и м е н я т ь
е го
в
п о з н а в а т е л ь н о й ,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации»:
способность
выбирать
целевые
и
смысловые установки в своих действиях
по
отношению
к
объектам
живой
природы;
умение
реализовать
собственные
творческие идеи в сфере экологического
волонтерства.
умение
работ ать
с
р а з л и ч н ы м и
источниками информации;
умение формулировать проблему;
умение
предлагать
способы
решения
проблем;
умение делать обобщения и выводы по
материалам исследования.
Педагогу
необходимы
критерии
для
оценки
личностного
развития,
усвоения
обучающимися
системы
знаний
и
формирования
у
них
компетентностей. Сегодня
существуют
апробированные
диагностические
методики, в том числе и авторские, позволяющие осуществлять мониторинг
результативности
педагогической
работы
по
экологическому
воспитанию
и
образованию. Очень интересна методика "Альтернатива", которая направлена
на
диагностику
ведущего
типа
мотивации
взаимодействия
с
природными
объектами: эстетического, когнитивного (исследовательского), практического
или прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий
для
него»
вариант
вида
деятельности.
Предпочитаемый
вид
деятельности
позволяет судить о характере мотивации.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а
веление
времени,
продиктованное
самой
жизнью:
для
того
чтобы
сегодня
выжить
и
обеспечить
существование
человека
в
будущем,
нынешнему
поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии
с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.