Напоминание

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА


Автор: Вандышева Татьяна Анатольевна
Должность: преподаватель экологии
Учебное заведение: "Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: Челябинская область г.Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Вандышева Татьяна Анатольевна «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Многопрофильный колледж преподаватель экологии.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА.
Образовательные стандарты нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета. Внешние предметные действия, в ходе «вращивания», преобразуются во внутренние когнитивные процессы. Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу живому на планете. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Разрабатывая мероприятия по экологическому воспитанию, педагог должен подбирать такие формы работы, которые гарантируют желаемый результат, такие как:  работа с информационными источниками позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемных ситуаций;  игра даёт опыт принятия правильных решений, учит кооперации и взаимопомощи, работе в группе;  экскурсии позволяют на практике увидеть то, о чём рассказывает теория, и самостоятельно оценить увиденное. Современное экологическое образование отражает новый социальный заказ: формирование у обучающихся способности проектировать свою жизнедеятельность на основе идей устойчивого экологиче ского, экономического и социального развития с учетом последствий для состояния окружающей среды. Таким образом, экологическая культура рассматривается
как разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы. Активному вовлечению детей в процесс экологического воспитания способствует система принципов внеурочной деятельности: Повышение уровня экологической культуры проявляется в формировании:  экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  умения применять эколого-значимые знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории р е г и о н а , самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;  навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Во внеурочной деятельности большое внимание индивидуальному подходу, предоставляется возможность формирования личности с высоким уровнем развития субъективного отношения к природе, человека как индивидуального природопользователя с его эколого-оправданным поведением в природной среде. В процессе становления экологической культуры можно условно выделить три этапа. Первый этап связывается с приобретением школьником
системность

системность

преемственность и постепенного углубление и усложнение знаний

преемственность и постепенного углубление и усложнение знаний

целенаправленность

целенаправленность

практическая значимость

практическая значимость

ожидаемые положительные эмоции

ожидаемые положительные эмоции

использование краеведческого материала

использование краеведческого материала

экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей; обращения с представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания. На данном этапе эффективной формой работы является коллективная игровая деятельность. Второй этап - это переход от простого наблюдения к наблюдению - анализу; соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды. На этом этапе целесообразно о суще ствлять мониторинговые исследования на основе краеведческого материала. Например, проведение практикума "Определение уровня антропогенной нагрузки и районирование территории". Третий этап связан с проектной деятельностью учащихся, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной новизной. Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы. Роль учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций к проектной деятельности; участие в организации презентации и общественной экспертизы
результатов. Вот несколько тем проектов: "Город без свалок", "Здоровье и окружающая среда", "Проект озеленения". Итогом успешной реализации различных экологических программ станет достижение качественно нового уровня развития экологической культуры школьников, что позволит повысить их личную ответственность и компетентность в решении экологических проблем, расширить возможности вести здоровый образ жизни в гармонии с природой, проявлять заботу о базовых национальных ценностях, а именно стремиться к обустройству малой Родины как процветающему экологически комфортному уголку Земли. Создание нового отношения человека к природе – задача прежде всего нравственная. Необходимо формировать у подрастающего поколения экологическое сознание и понимание неразрывной связи человека и природы. Процесс экологического образования должен пониматься не только как овладение
предметными результатами
- усвоение определенной системы экологических знаний, умений, составляющих инструментальную основу учебно-познавательной деятельности обучающихся, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, принятия экологических ценностей. Именно поэтому в новом Стандарте устанавливаются требования к личностным и метапредметным результатам экологического образования:
Личностныерезультаты

Метапредметные результаты

О т р а ж а ю т « ф о р м и р о в а н и е о с н о в экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»:  стремление к получению новых знаний;  умение корректно отстаивать свою точку зрения;  умение работать в команде;  желание делиться освоенным опытом;  развитие параметра эмоционально- мотивационной сферы «Отношение к учебной деятельности»;  развитие параметра эмоционально- мотивационной сферы «Отношение к взаимодействию в коллективе». О т р а ж а ю т « ф о р м и р о в а н и е и развитие экологического мышления, умение п р и м е н я т ь е го в п о з н а в а т е л ь н о й , коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»:  способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к объектам живой природы;  умение реализовать собственные творческие идеи в сфере экологического волонтерства.  умение работ ать с р а з л и ч н ы м и источниками информации;  умение формулировать проблему;  умение предлагать способы решения проблем;  умение делать обобщения и выводы по материалам исследования. Педагогу необходимы критерии для оценки личностного развития, усвоения обучающимися системы знаний и формирования у них компетентностей. Сегодня существуют апробированные диагностические методики, в том числе и авторские, позволяющие осуществлять мониторинг результативности педагогической работы по экологическому воспитанию и образованию. Очень интересна методика "Альтернатива", которая направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного (исследовательского), практического или прагматического. Обследуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности. Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации. Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.


В раздел образования