Напоминание

План-конспект урока физической культуры по гимнастике для учащихся 4 класс


Автор: Осипова Ольга Николаевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: БОУ город Омск "Средняя общеобразовательная школа №802
Населённый пункт: Омская область
Наименование материала: конспект
Тема: План-конспект урока физической культуры по гимнастике для учащихся 4 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Технологии интерактивного обучения.
Из многообразия современных методов обучения, как ведущие я выбрала интерактивные. Данные методы, как ни какие другие, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся и активизируют их познавательную активность. Доминирование интерактивных методов в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь их преобладание. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Структура интерактивного урока Этап урока Методическая цель Примерные методики 1 этап. Мотвация Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. «Блицопрос», «Микрофон», « Мозговой штурм» 2 этап. Оглашение темы и задач Обеспечить понимание у ч а щ и м и с я и х деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока. Через эпиграф, слово, название. 3 этап. Получение необходимой информации Инструктаж учащихся д л я в ы п о л н е н и я задания. Презентация домашнего з а д а н и я . О з н а к о м л е н и е с раздаточным материалом. Мини-лекция 4 этап. Интерактивное задание Практическое усвоение материала « Аквариум», « Пресс», « Карусель», « Дебаты» , «Семинар», «Снежный ком», « Микрофон», « З а щ и т а п р о е к т а » , Работа в малых группах. 5этап. Подведение итогов Обсуждение с целью закрепления материала “Большой круг” “Неожиданное предложение” “Снежный ком” “Творческое задание” “Проект” “Пресс”
Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Примером может служить использование такого приёма интерактивного обучения, как “Ожидания”. Указанный приём применяю в начале урока, когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы. Совместная работа в режиме учитель - ученики на данном этапе контролируется мной так, чтобы были сформулированы цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей. Анализируя “Ожидания” я, как учитель, могу: - узнать, какие вопросы интересуют детей по теме урока; - выявить первоначальное представление ребенка по теме; - получить информацию о способностях детей, для того, чтобы знать, какие сложности в обучении можно ожидать; - помочь детям понять свою мотивацию; - почувствовать себя личностью, желание которой учитывается; - сравнить достигнутые результаты с “Ожиданиями”; - разделить с детьми ответственность за результат. Учащиеся при применении на уроке этого элемента имеют возможность рефлексировать по поводу того, что знают и думают. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. .
. Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в малых группах.
Работа в диадах
. Парная работа в диаде строится на базе -пересказ друг другу правила, доказательства теоремы, устный счёт, работа с карточками, « Проверь себя»; -взаимопроверка проделанной работы; -работа в режиме интервью. Работа может быть в постоянных так и в динамических парах. Часто использую такую форму работы как «Хоровод» Эта форма работы предполагает наличие большого пространства, поэтому я детей выстраиваю не в круг, а в шеренгу. После каждого мини-диалога делают шаг вправо и оказываются перед новым собеседником. Учебный диалог повторяется вновь и вновь. На первый взгляд работа носит репродуктивный характер, но каждый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (интонациями, паузами, вопросами) Степень усвоения материала вследствие многократного проговаривания и прослушивания повышается.
Работа в триадах
. Эффективность работы в тройках зависит от организации учебного пространства. Надо расставит парты так, чтобы ученики сидели лицом к друг другу. Вначале урока ученики выбирают себе карточки с буквенными индексами А, В,С. Затем технология осуществляется в четыре этапа. 1 этап – все ученики выполняют одинаковое задание. В итоге работы каждый ученик должен иметь решение, которое отражает мнение всей группы. 2этап- учащиеся покидают первичные группы и объединяются в пары А-А, В-В, С-С. 3этап-работа в парах, но уже с новыми партнёрами. 4-этап-учащиеся возвращаются в свои тройки, и уже зная мнение других групп, имеют возможность выбрать наиболее полное решение и затем представить своё решение.

Что даёт технология?

Конкретному ученику
: -осознание включенности общую работу; -развитие личностной рефлексии ; -застенчивые ученики чувствуют себя более комфортно, такая работа благотворно влияет на самоощущение и самооценку таких детей. -помогает сохранить здоровье, так как дети двигаются.
Ученическому классу:

-
повышение познавательной активности класса. -развитие навыков анализа и самоанализа в процессе группой рефлексии.
Интерактивные компьютерные технологии
Совершенно новое качество идея интерактивного обучения приобретает с использованием интерактивных компьютерных технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием таких технических средств обучения, как интерактивная доска. На мой взгляд, осмысление роли данных интерактивных средств в обучении, разработка для них соответствующих дидактических пособий способны принципиально изменить традиционное обучение, поднять его на новый качественный уровень. Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, я соединяю интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. . С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения ИКТ технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Осуществляться компьютерные технологии могут в следующих вариантах: Проникающая технология; Основная технология; Монотехнология. На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям: -подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher); -создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов; и с п о л ь з о в а н и е т е м а т и ч е с к и х C D « О т к р ы т а я м а т е м а т и к а (алгебра,геометрия)», «Виртуальная школа. Уроки К&M.Геометрия8-9кл», «Семейный наставник-6 класс» для организации деятельности обучающихся; -использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера ;участия в Международной Олимпиаде по основам наук. -применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся (тесты создаются в MS Office Excel, MS Office FrontPage, MS Office PowerPoint, конструкторе тестов). Это направление на стадии изучения. -использование Интернета для подготоки к ОГЭ и ЕГЭ( работа с тестом в режиме on line).
Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока. -Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др. -На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. - Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы. -На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. -На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. -Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения ЗУН обучающимися или обучающее -корректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа. Я считаю, что тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на
бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля). Таким образом использование ИКТ на уроках позволяет:  Активизировать познавательную деятельность учащихся;  Обеспечить дифференциацию обучения;  Повысить объем работы, выполняемой на уроке;  Усовершенствовать контроль знаний;  Формирует навыки исследовательской деятельности;  Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам и др. информационным ресурсам. Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное ко Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом и активизирует их познавательную активность, развивает интерес к химии. С помощью интерактивной доски у меня получается всецело завладеть вниманием учеников на уроках. Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Преимущества работы с интерактивной доской: 1. Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
2. Часть изображения можно закрыть “Шторкой” или высветить “Прожектором” 3. Моделирующая среда позволяет решать широкий круг задач путем их визуального проектирования на основе моделей объектов, явлений, эффектов и свойств, с последующим управлением моделями и наглядным представлением результатов расчета. 4. Создание “Скрин-шотов”. 5. Дополнительная акцептация внимания на важных и сложных моментах 6. Освобождение от рутинных записей 7. Возможность фиксации ключевых моментов 8. Предоставление необходимого справочно-иллюстративного материала по уроку 9. Материал для самостоятельной работы 10.Сделать “Фотоаппаратом” снимок предыдущей страницы и сохранить В результате урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Сочетаю различные виды материалов - фото, плакаты, тексты, видео, схемы, диаграммы. Интерактивная доска использует различные стили обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Хочу привести слова Крец Светланы Владимировны, учителя математики:«..следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения».
Заключение



Новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг, я считаю необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроках математики.


В раздел образования