Напоминание

Культура здоровья


Автор: Астанина Светлана Михайловна
Должность: учителя истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ№31", МАОУ "Гимназия№4"
Населённый пункт: г.Норильск
Наименование материала: методическая разработка социально-образовательного проекта
Тема: Культура здоровья
Раздел: среднее образование





Назад





«Культура здоровья»
Социально-образовательный проект
Руководители проекта:
учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 31» Астанина С.М., МАОУ «Гимназия №4» Преображенская О.В.
Актуальность:
В РФ огромное влияние на здоровье населения продолжают оказывать экологические проблемы. Низкий уровень экологической культуры и культуры сохранения индивидуального здоровья являются угрозой, как для нынешнего, так и будущего поколения. В связи с этим важнейшим направлением является формирование экологической культуры здорового образа у граждан России. Сегодня высшим руководством страны уделяется большое внимание системным преобразованиям в социальной сфере и здравоохранении.
Проблема:
возрастание негативных тенденций в здоровье молодого поколения, противоречия между потребностями детей и применяемыми способами их воспитания (образования).
Цель:
через музейную педагогику сформировать у учащихся экологическую культуру, культуру здоровья, мотивацию к здоровому образу жизни, приобщить к духовно-нравственным традициям.
Задачи:

-
создание у подрастающего поколения комплекса возможностей становления экологической культуры и культуры здоровья. - развитие мотивации к здоровому образу жизни, укреплению института семьи, сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений; - использование межпредметных связей при формировании экологической культуры и культуры здоровья; - воспитание гражданской позиции школьников в процессе практической деятельности, по изучению и ценностного отношения к жизни, к людям и самому себе.
Основной замысел (гипотеза)
Современные учебники мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, и бытовая сторона нашего народа в своём прошлом для нас почти потеряна. Между тем исследования указывают на множество обычаев, обрядов и воссоздают здоровый образ жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, мифах встречается очень много интересного о вековых традициях сохранения здоровья. Образ домашней жизни, народная медицина, игры, состязания яркий пример физического и духовного здоровья наших предков.
Показатели духовного здоровья – наличие цели и смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения. Грамотная забота о здоровье является обязательным условием образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласовано решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты. Школа, выбирающая приоритет здоровьесбережения – это место проб, развития здоровых потребностей в безопасных условиях; ее предназначение – предоставление комплекса возможностей для становления культуры здоровья посредством формирования соответствующих знаний, способов мышления и деятельности. Норильский промышленный район расположен на Таймырском полуострове и относится к зоне вечной мерзлоты. Суровые климатические условия не позволяют жителям Таймыра совершать ежедневные и даже еженедельные прогулки на природе. В результате длительного ультрафиолетового голодания у школьников возникают расстройства биоритмов – ритмов физиологических функций, снижаются иммунологические свойства организма, понижается сопротивляемость к заболеваниям, снижается интенсивность обменных процессов, повышаются утомляемость и сонливость, склонность к аллергическим состояниям, авитаминозу. Именно эта проблема привела нас к пониманию того, что школьная среда может открыть свой потенциал, способствующий социализации и адаптации детей. Поэтому, мы предлагаем проект «Культура здоровья».
Тип проекта:
долгосрочный. Реализация проекта рассчитана на учащихся 5-11 классов, время реализации: 2015-2016 учебный год


Проект состоит из трёх модулей:
1. Образовательно-просветительский 2. Практический: «Живые шахматы», «Зимний сад»
Этапы реализации с содержанием деятельности:

Этап I Проблемно-поисковый
Знакомство с опытом решения проблемы формирования экологической культуры и культуры здорового образа жизни у школьников. Организация творческой и проектно-исследовательской деятельности.

Методы
 осуществление информационного поиска;  разработка и создание базы данных;  разработка графика проведения консультаций;  подготовка и проведение конференций;  подготовка и проведение двух городских семинаров;  сбор, анализ и подготовка информации для печати в школьной газете и на городском школьном канале «Переменка».
Этап II Конструктивно-проектировочный

Первый модуль

«Образовательно-просветительский»
Разработка синхронизированного курса «Культура здоровья», построенного по принципу поэтапного развития. Структура курса состоит из трёх частей:  Теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о взаимодействии природы, общества и человека.  Практическая часть включает в себя выполнение практических работ во время проведения экскурсий, а также самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации.  Коммуникативная часть направлена на развитие навыков общения, выступления, ведения диалога, умение взаимодействовать при коллективной работе во время проведения игр, бесед… УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СИНХРОНИЗИРОВАННОГО КУРСА «Культура здоровья» № п/
Содержание обучения. Разделы, темы

Кол-во час.

п 1 Тема 1. «Древняя Греция. Приоритет здоровья» 1 2 Тема 2. «Физические данные средневекового рыцаря» 1 3 Тема 3. «Русские богатыри» 1 4 Тема 4. «Русский воин» 1 5 Тема 5. «Сельский труд – физический труд» 1 6 Тема 6. «Экология русского дома» 1 7 Тема 7. «Семейные традиции» 1 8 Тема 8. «Народная медицина» 1 9 Тема 9. «Русская баня» 1 10 Тема 10. «Традиционные спортивные игры народов Таймыра» 1 11 Тема 11. «Социальное здоровье» 1 12 Тема 12. Инсталляции «Я в природе» 1 13 Тема 13. «Спорт как образ жизни» 1 14 Тема 14. «Олимпиада один из факторов формирования здоровой нации» 1 15 - 17 Защита проектов 3 Итого 17
Второй модуль

(Практический)

«Живые шахматы», «Зимний сад»,

«Есть в Красноярском

крае такие места!»:
«Живые шахматы» будет способствовать привлечению учащихся к спорту, здоровому образу жизни. «Зимний сад» - как специальный природно-игровой исследовательский комплекс. Обустройство сада направлено на то, чтобы ребенок мог в полной мере использовать все органы чувств для игровой и познавательной деятельности. Модуль включает различные биогруппы растений, сенсорную дорожку для хождения босиком, мини-фонтаны, сенсорную стенку, специальное освещение, мольберты для живописи, баннеры, пано.
Оформление тематических школьных рекреаций
« Е с т ь

в

Красноярском крае такие места!»:
1. Плато Путорана 2. Озеро Лама 3. Красные камни 4. Государственный природный заповедник «Столбы» 5. Саяно-Шушенский биосферный государственный заповедник 6. Чинжебский водопад
Этап III Апробационный
Реализация программы модулей. Маниторинг.
Мониторинг проекта
 сбор информации о ходе реализации проекта;  формирование отчетности по проекту;  формирование аналитических материалов по проекту:  формирование прогнозов по проекту;  выявление причин возможных будущих отклонений и выработка вариантов их предотвращения;  разработку решений по проекту, в части внесения изменений в проект, с целью снижения рисков и сокращения сроков реализации проекта; администрирование необходимого программного обеспечения: систем календарного планирования и других приложений;  оказание консультационно-методологической поддержки участникам проекта. Анализ его результатов даст информацию об эффективности курса, позволит разработать прогнозы развития и дальнейшего использования.
Результаты:
Проект получил поддержку образовательным учреждением МБОУ «СОШ № 31». Синхронизированный курс «Культура здоровья» введен как модуль в программу школьного музея « Колесо памяти». • Проект будет способствовать развитию экологического образования школьников, формированию активной гражданской позиции. • Участвуя в эколого-творческой, учебно-исследовательской и поисково- краеведческой работе, учащиеся учатся понимать важность решения региональных эколого-краеведческих проблем, ставить научно обоснованные задачи, применять достоверные методы исследования. • Получат практические навыки по изучению и сохранению ценных природных территорий. • П р о е кт п р и вл еч ё т н о в ы е г ру п п ы а кт и в и с то в в о б щ у ю природоохранную работу;
• Обобщение полученного опыта для использования в дальнейшей работе, размещение информации на школьном сайте, страницах школьной и городских газет, ТВ.
Реализованные проекты
 Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу управы района)  «Живые шахматы»  Дневник путешествия (видеомонтаж с собственным комментарием).
Ресурсное обеспечение:

Нормативно-правовые ресурсы
Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Устав МБОУ «СОШ № 31", Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются учителя истории, географии, литературы, информатики, библиотекарь, МХК.
Информационные ресурсы
• Ресурсы сети Интернет • Библиотека МБОУ «СОШ № 31", городская библиотека • Норильский городской архив • Музей развития НПР города Норильска • Школьный музей «Колесо памяти»
Материально-технические ресурсы:
 методического обеспечения программ  литература  подписка на СМИ  ресурсы сети Интернет  строительные и отделочные материалы.
Возможные риски и способы их преодоления

Особенности определённых социально-психологических качеств подростков (отсутствие доверия, неумение выходить из конфликта, отсутствие длительных целей, внутренняя противоречивость), существование специфической молодёжной субкультуры может повлиять на формирование представлений у школьников о здоровом образе жизни. Способы преодоления: освоение новых социальных ценностей, активный поиск своего места в жизни, благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.
Ожидаемые результаты

Выполнение поставленных задач даст возможность:
 располагать новой информацией по вопросам;  развивать экологическое образование школьников, формировать активную гражданскую позицию.  знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;  знать и соблюдать правила личной гигиены, обихода, физической культуры человека;  привлечь новые группы активистов в общую природоохранную работу.


В раздел образования