Автор: Астанина Светлана Михайловна Должность: учителя истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "СШ№31", МАОУ "Гимназия№4" Населённый пункт: г.Норильск Наименование материала: методическая разработка социально-образовательного проекта Тема: Культура здоровья Раздел: среднее образование
«Культура здоровья»
Социально-образовательный проект
Руководители проекта: учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ
№ 31» Астанина С.М., МАОУ «Гимназия №4» Преображенская О.В.
Актуальность: В РФ огромное влияние на здоровье населения продолжают
оказывать
экологические
проблемы.
Низкий
уровень
экологической
культуры
и
культуры
сохранения
индивидуального
здоровья
являются
угрозой, как для нынешнего, так и будущего поколения.
В
связи
с
этим
важнейшим
направлением
является
формирование
экологической
культуры
здорового
образа
у
граждан
России.
Сегодня
высшим
руководством
страны
уделяется
большое
внимание
системным
преобразованиям в социальной сфере и здравоохранении.
Проблема:
возрастание
негативных
тенденций
в
здоровье
молодого
поколения,
противоречия
между
потребностями
детей
и
применяемыми
способами их воспитания (образования).
Цель: через музейную педагогику сформировать у учащихся экологическую
культуру,
культуру
здоровья,
мотивацию
к
здоровому
образу
жизни,
приобщить к духовно-нравственным традициям.
Задачи:
- создание у подрастающего поколения комплекса возможностей становления
экологической культуры и культуры здоровья.
- развитие мотивации к здоровому образу жизни, укреплению института
семьи, сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений;
- использование межпредметных связей при формировании экологической
культуры и культуры здоровья;
- воспитание гражданской позиции школьников в процессе практической
деятельности, по изучению и ценностного отношения к жизни, к людям и
самому себе.
Основной замысел (гипотеза)
Современные
учебники
мало
говорят
об
обычаях
и
образе
жизни
наших предков, и бытовая сторона нашего народа в своём прошлом для нас
почти потеряна. Между тем исследования указывают на множество обычаев,
обрядов и воссоздают здоровый образ жизни народа.
В
сказках,
былинах,
поверьях,
мифах
встречается
очень
много
интересного о вековых традициях сохранения здоровья. Образ домашней
жизни, народная медицина, игры, состязания яркий пример физического и
духовного здоровья наших предков.
Показатели
духовного
здоровья
–
наличие
цели
и
смысла
жизни,
надежды человека, его желание жить, его убеждения.
Грамотная
забота
о
здоровье
является
обязательным
условием
образовательного процесса, что определяет последовательное формирование
в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором
все
педагоги,
специалисты,
учащиеся,
их
родители
согласовано
решают
общие
задачи,
связанные
с
заботой
о
здоровье,
и
принимают
на
себя
солидарную ответственность за достигаемые результаты.
Школа, выбирающая приоритет здоровьесбережения – это место проб,
развития здоровых потребностей в безопасных условиях; ее предназначение
–
предоставление
комплекса
возможностей
для
становления
культуры
здоровья
посредством
формирования
соответствующих
знаний,
способов
мышления и деятельности.
Норильский
промышленный
район
расположен
на
Таймырском
полуострове и относится к зоне вечной мерзлоты. Суровые климатические
условия
не
позволяют
жителям
Таймыра
совершать
ежедневные
и
даже
еженедельные прогулки на природе.
В результате длительного ультрафиолетового голодания у школьников
возникают
расстройства
биоритмов
–
ритмов
физиологических
функций,
снижаются
иммунологические
свойства
организма,
понижается
сопротивляемость
к
заболеваниям,
снижается
интенсивность
обменных
процессов,
повышаются
утомляемость
и
сонливость,
склонность
к
аллергическим состояниям, авитаминозу.
Именно эта проблема привела нас к пониманию того, что школьная
среда
может
открыть
свой
потенциал,
способствующий
социализации
и
адаптации детей.
Поэтому, мы предлагаем проект «Культура здоровья».
Тип проекта: долгосрочный.
Реализация
проекта
рассчитана
на
учащихся
5-11
классов,
время
реализации: 2015-2016 учебный год
Проект состоит из трёх модулей:
1. Образовательно-просветительский
2. Практический: «Живые шахматы», «Зимний сад»
Этапы реализации с содержанием деятельности:
Этап I Проблемно-поисковый
Знакомство с опытом решения проблемы формирования экологической
культуры и культуры
здорового образа жизни у школьников. Организация
творческой и проектно-исследовательской деятельности.
Методы
осуществление информационного поиска;
разработка и создание базы данных;
разработка графика проведения консультаций;
подготовка и проведение конференций;
подготовка и проведение двух городских семинаров;
сбор, анализ и подготовка информации для печати в школьной газете и
на городском школьном канале «Переменка».
Этап II Конструктивно-проектировочный
Первый модуль
«Образовательно-просветительский»
Разработка
синхронизированного
курса «Культура
здоровья»,
построенного по принципу поэтапного развития.
Структура курса состоит из трёх частей:
Теоретическая часть направлена на формирования системы знаний о
взаимодействии природы, общества и человека.
Практическая часть включает в себя выполнение практических работ
во
время
проведения
экскурсий,
а
также
самостоятельную
работу
учащихся с различными источниками информации.
Коммуникативная
часть
направлена
на
развитие
навыков
общения,
выступления,
ведения
диалога,
умение
взаимодействовать
при
коллективной работе во время проведения игр, бесед…
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СИНХРОНИЗИРОВАННОГО КУРСА
«Культура здоровья»
№
п/
Содержание обучения. Разделы, темы
Кол-во час.
п
1
Тема 1. «Древняя Греция. Приоритет здоровья»
1
2
Тема 2. «Физические данные средневекового рыцаря»
1
3
Тема 3. «Русские богатыри»
1
4
Тема 4. «Русский воин»
1
5
Тема 5. «Сельский труд – физический труд»
1
6
Тема 6. «Экология русского дома»
1
7
Тема 7. «Семейные традиции»
1
8
Тема 8. «Народная медицина»
1
9
Тема 9. «Русская баня»
1
10
Тема 10. «Традиционные спортивные игры народов
Таймыра»
1
11
Тема 11. «Социальное здоровье»
1
12
Тема 12. Инсталляции «Я в природе»
1
13
Тема 13. «Спорт как образ жизни»
1
14
Тема 14. «Олимпиада один из факторов
формирования здоровой нации»
1
15
-
17
Защита проектов
3
Итого
17
Второй модуль
(Практический)
«Живые шахматы», «Зимний сад»,
«Есть в Красноярском
крае такие места!»:
«Живые
шахматы»
будет
способствовать
привлечению
учащихся
к
спорту, здоровому образу жизни.
«Зимний сад» - как специальный природно-игровой исследовательский
комплекс.
Обустройство сада направлено на то, чтобы ребенок мог в полной мере
использовать все органы чувств для игровой и познавательной деятельности.
Модуль включает различные биогруппы растений, сенсорную дорожку
для
хождения
босиком,
мини-фонтаны,
сенсорную
стенку,
специальное
освещение, мольберты для живописи, баннеры, пано.
Оформление
тематических
школьных
рекреаций
« Е с т ь
в
Красноярском крае такие места!»:
1. Плато Путорана
2. Озеро Лама
3. Красные камни
4. Государственный природный заповедник «Столбы»
5. Саяно-Шушенский биосферный государственный заповедник
6. Чинжебский водопад
Этап III Апробационный
Реализация программы модулей. Маниторинг.
Мониторинг проекта
сбор информации о ходе реализации проекта;
формирование отчетности по проекту;
формирование аналитических материалов по проекту:
формирование прогнозов по проекту;
выявление причин возможных будущих отклонений и выработка
вариантов их предотвращения;
разработку решений по проекту, в части внесения изменений в проект, с
целью снижения рисков и сокращения сроков реализации проекта;
администрирование необходимого программного обеспечения: систем
календарного планирования и других приложений;
оказание консультационно-методологической поддержки участникам
проекта.
Анализ его результатов даст информацию об эффективности курса,
позволит разработать прогнозы развития и дальнейшего использования.
Результаты:
Проект
получил
поддержку
образовательным
учреждением
МБОУ
«СОШ № 31». Синхронизированный курс «Культура здоровья» введен как
модуль в программу школьного музея « Колесо памяти».
•
Проект
будет
способствовать
развитию
экологического
образования
школьников, формированию активной гражданской позиции.
•
Участвуя в эколого-творческой, учебно-исследовательской и поисково-
краеведческой работе, учащиеся учатся понимать важность решения
региональных
эколого-краеведческих
проблем,
ставить
научно
обоснованные задачи, применять достоверные методы исследования.
•
Получат
практические
навыки
по
изучению
и
сохранению
ценных
природных территорий.
•
П р о е кт
п р и вл еч ё т
н о в ы е
г ру п п ы
а кт и в и с то в
в
о б щ у ю
природоохранную работу;
•
Обобщение
полученного
опыта
для
использования
в
дальнейшей
работе,
размещение
информации
на
школьном
сайте,
страницах
школьной и городских газет, ТВ.
Реализованные проекты
Экологические программы мониторинга питьевой воды, состояния
радиационного фона и воздушной среды в микрорайоне (по заказу
управы района)
«Живые шахматы»
Дневник путешествия (видеомонтаж с собственным комментарием).
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовые ресурсы
Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Устав МБОУ «СОШ №
31", Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются учителя истории, географии,
литературы, информатики, библиотекарь, МХК.
Информационные ресурсы
• Ресурсы сети Интернет
• Библиотека МБОУ «СОШ № 31", городская библиотека
• Норильский городской архив
• Музей развития НПР города Норильска
• Школьный музей «Колесо памяти»
Материально-технические ресурсы:
методического обеспечения программ
литература
подписка на СМИ
ресурсы сети Интернет
строительные и отделочные материалы.
Возможные риски и способы их преодоления
Особенности
определённых
социально-психологических
качеств
подростков
(отсутствие
доверия,
неумение
выходить
из
конфликта,
отсутствие длительных целей, внутренняя противоречивость), существование
специфической молодёжной субкультуры может повлиять на формирование
представлений у школьников о здоровом образе жизни.
Способы
преодоления:
освоение
новых
социальных
ценностей,
активный
поиск
своего
места
в
жизни,
благоприятные
перспективы
в
профессиональном и карьерном плане.
Ожидаемые результаты
Выполнение поставленных задач даст возможность:
располагать новой информацией по вопросам;
развивать
экологическое
образование
школьников,
формировать
активную гражданскую позицию.
знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;
знать и соблюдать правила личной гигиены, обихода, физической
культуры человека;
привлечь новые группы активистов в общую природоохранную
работу.