Напоминание

Главные члены предложения. Подлежащие.


Автор: Воробьёва Елена Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Подлопатинская СОШ"
Населённый пункт: Мухоршибирский р-н, с. Подлопатки
Наименование материала: конспект
Тема: Главные члены предложения. Подлежащие.
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока русского языка.

Класс:5

Тема:
Главные члены предложения. Подлежащее.
Тип урока:
изучение нового материала
Формы работы:
индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.
Оборудование:
учебник, презентация, компьютер.
Учитель
: Воробьёва Е.С
Цели урока:

Задачи:

Планируемые результаты:

образовательные:
- повторить сведения о сказуемом, известные уч- ся из начальной школы; - п о в т о р и т ь с п о с о б ы выражения подлежащего,
развивающие:
- развитие познавательной активности учащихся; - развитие, критического мышления; - р а з в и т и е у м е н и я самостоятельно работать с и н ф о р м а ц и о н н ы м т е к с т о м ( в ы б и р а т ь информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить); - развитие речи учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету; -воспитание ценностного отношения к слову -
обучающие
: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов; -
развивающие
: развивать внимание, логику рассуждения -
воспитательные
: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.
личностные:
формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности.
метапредметные:
развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.
предметные:
знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

I.

Орг. момент

II.

Вызов
– Откройте тетради, запишите число.
Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…». 1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. 2)Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения. 3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения. 4)Подлежащее стоит в именительном падеже. 5)Подлежащее обозначает действие. 6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать? – Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают. – На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов. - Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения неправильные?
Формулирование темы.
– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. – Запишем тему в тетрадь. «Главные члены предложения. Подлежащее». - Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.
Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем. – Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик. – Можно совещаться с товарищами.
Проверка записей.
(по группам, по очереди) – Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?
Исследование (
разбор предложений
)

-
Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении. 1
.
Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу. Приветствие. Обучающиеся открывают т е т р а д и , з а п и с ы в а ю т ч и с л о . Пишут ответы и ставят п л ю с ы , е с л и утверждение верное. Обучающиеся ф о р м ул и р у ю т ц е л ь у р о к а ( н а у ч и т ь с я находить грамматическую основу предложения, узнать спо собы в ы р а же н и я подлежащего) З а п о л н я ю т п е р в ы й столбик таблицы. З а п о л н я ю т в т о р у ю колонку таблицы З-Х-У Ученики с п и с ыва ют предложения, объясняют о р ф о г р а м м ы и подчеркивают грамматические основы.

3

4

III РЕФЛЕКСИЯ

IV

Д о м а ш н е е

задание
2. В любую п..году Ч..рное море пр..красно. 3.Прол..тело два дня.
Вывод.
Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения. – Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл. – Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения? 4. Дополнить таблицу
З – Х – У
новой информацией. – А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 157 из учебника. 1. Упражнение 157 2. Проверка по слайду. – Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы. – Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?
Прием «Синквейн»
Схема синквейна: 1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения. 2) Два прилагательных, характеризующих тему. 3) Три глагола, показывающих действие темы. 4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме. 5 ) С и н о н и м к к л ю ч е в о м у с л о в у, повторяющий суть темы на эмоционально- образном или философско-обобщенном уровне. Пример синквейна Подлежащее. Основное, главное. Н а з ы в а е т , о б о з н а ч а е т , отвечает. Подлежащее – ключевое слово в предложении. Предмет речи. – Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку. Выучить правило; выполнить упражнение 158; составить предложения и сделать разбор этих предложений. Обучающиеся вместе ч и т а ю т п р а в и л о и выполняют упражнение. Составляют синквейн. Подсчитывают баллы, ставят оценки. Записывают в дневниках домашнее задание.


В раздел образования