Автор: Воробьёва Елена Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Подлопатинская СОШ" Населённый пункт: Мухоршибирский р-н, с. Подлопатки Наименование материала: конспект Тема: Главные члены предложения. Подлежащие. Раздел: среднее образование
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер.
Учитель : Воробьёва Е.С
Цели урока:
Задачи:
Планируемые результаты:
образовательные:
-
повторить
сведения
о
сказуемом, известные уч-
ся из начальной школы; -
п о в т о р и т ь
с п о с о б ы
выражения подлежащего,
развивающие:
- развитие познавательной
активности учащихся;
-
развитие,
критического
мышления;
-
р а з в и т и е
у м е н и я
самостоятельно
работать
с
и н ф о р м а ц и о н н ы м
т е к с т о м
( в ы б и р а т ь
информацию,
обосновывать свой выбор,
систематизировать
материал
и
графически
его представить);
- развитие речи учащихся;
воспитывающие:
-
воспитание
интереса
к
предмету;
-воспитание
ценностного
отношения к слову
- обучающие : обеспечить
понимание содержания
учебного материала;
расширение понятийной
базы за счёт включение в
неё новых элементов;
- развивающие : развивать
внимание, логику
рассуждения
- воспитательные :
прививать интерес к
русскому языку,
формировать нравственные
качества.
личностные: формирование
устойчивой мотивации к
самостоятельной и коллективной
аналитической и творческой
деятельности.
метапредметные: развивать
операции логического мышления:
анализ, навыки самоконтроля,
взаимоконтроля; уметь работать
индивидуально и в группе, находить
общие решения; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения;
определять цели предстоящей учебной
деятельности, оценивать достигнутые
результаты.
предметные: знать, что такое
подлежащее, уметь находить главные
члены предложения, определять
способы их выражения
Ход урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
2
I.
Орг. момент
II.
Вызов
– Откройте тетради, запишите число.
Прием «Верите ли вы, что…»
– Итак, первое задание «Верите ли вы…».
1)Предложения
по
цели
высказывания
бывают повествовательные, вопросительные
и восклицательные.
2)Подлежащее
и
сказуемое
составляют
основу предложения.
3)Дополнение, определение, обстоятельство
– главные члены предложения.
4)Подлежащее
стоит
в
именительном
падеже.
5)Подлежащее обозначает действие.
6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать?
что сделать?
– Проверим ответы и поставим плюсы, если
ответы совпадают.
–
На
полях
поставьте
себе
баллы
по
количеству плюсов.
- Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения
неправильные?
Формулирование темы.
– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с
вами будем говорить сегодня на уроке?
Сформулируйте тему урока.
– Запишем тему в тетрадь. «Главные члены
предложения. Подлежащее».
- Исходя из темы, попробуйте
сформулировать цель нашего занятия.
Таблица З – Х – У
Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)
– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы
знаем о подлежащем.
– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и
заполните 1-й столбик.
– Можно совещаться с товарищами.
Проверка записей. (по группам, по
очереди)
– Мы вспомнили все, что знали о
подлежащем. Теперь нужно заполнить
колонку «Хочу знать». Что мы туда
напишем?
Исследование ( разбор предложений )
- Спишите предложения, записанные на
доске, вставьте пропущенные буквы,
подчеркните грамматические основы.
Сделайте вывод о способах выражения
подлежащего и его положении в
предложении.
1 . Три мудр..ца в одном т..зу пустились по
морю в гр..зу.
Приветствие.
Обучающиеся
открывают
т е т р а д и ,
з а п и с ы в а ю т
ч и с л о .
Пишут ответы и ставят
п л ю с ы ,
е с л и
утверждение верное.
Обучающиеся
ф о р м ул и р у ю т
ц е л ь
у р о к а
( н а у ч и т ь с я
находить
грамматическую
основу
предложения,
узнать
спо собы
в ы р а же н и я
подлежащего)
З а п о л н я ю т
п е р в ы й
столбик таблицы.
З а п о л н я ю т
в т о р у ю
колонку таблицы З-Х-У
Ученики
с п и с ыва ют
предложения, объясняют
о р ф о г р а м м ы
и
подчеркивают
грамматические основы.
3
4
III РЕФЛЕКСИЯ
IV
Д о м а ш н е е
задание
2. В любую п..году Ч..рное море пр..красно.
3.Прол..тело два дня.
Вывод. Подлежащее может быть
выражено словосочетанием. Положение
подлежащего в предложении свободно. Оно
может стоять в начале, в середине, в конце
предложения.
– Поменяйтесь работами и проверьте по
слайду. Если правильно подчеркнули
подлежащее – 1 балл, если правильно
определили часть речи – еще 1 балл.
– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами
выяснили, разобрав эти предложения?
4. Дополнить таблицу З – Х – У новой
информацией.
– А теперь, чтобы закрепить наши новые
знания, выполним упражнение 157 из
учебника.
1. Упражнение 157
2. Проверка по слайду.
– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу
по слайду и поставьте баллы.
– Давайте подведем итог и скажем, что
нового узнали сегодня на уроке?
Прием «Синквейн»
Схема синквейна:
1) Ключевое слово (существительное) – тема
стихотворения.
2)
Два
прилагательных,
характеризующих
тему.
3)
Три
глагола,
показывающих
действие
темы.
4)
Короткое
предложение
(не
больше
четырех слов) – отношение автора к теме.
5 )
С и н о н и м
к
к л ю ч е в о м у
с л о в у,
повторяющий суть темы на эмоционально-
образном
или
философско-обобщенном
уровне.
Пример синквейна
Подлежащее.
Основное, главное.
Н а з ы в а е т ,
о б о з н а ч а е т ,
отвечает.
Подлежащее – ключевое слово в
предложении.
Предмет речи.
– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы
набрали и поставьте себе оценку.
Выучить правило; выполнить упражнение
158; составить предложения и сделать
разбор этих предложений.
Обучающиеся
вместе
ч и т а ю т
п р а в и л о
и
выполняют упражнение.
Составляют синквейн.
Подсчитывают
баллы,
ставят оценки.
Записывают в дневниках
домашнее задание.