Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках математики на основе компетентностного подхода в обучении
Автор: Шагаева Татьяна Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: Губкинский горно-политехнический колледж Населённый пункт: город Губкин Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках математики на основе компетентностного подхода в обучении Раздел: среднее профессиональное
Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках
математики на основе компетентностного подхода в обучении.
Шагаева Т.Н.
Каков идеальный тип человека современности и ближайшего
будущего?
Это
самостоятельный
предприимчивый
ответственный,
коммуникабельный,
толерантный
человек,
способный
видеть
и
решать
проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно
учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи
других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д.
Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям)
является
ответом
образования
на
вызовы
современного
общества,
которое
характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом.
Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а
освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять
свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных
ситуациях.
В настоящее время одной из главных задач образования является
развитие
компетенций
обучающихся.
Главной
проблемой
преподавателя
является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций
учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы».
По мнению А.В. Хуторского, образовательные компетенции –
совокупность
взаимосвязанных
смысловых
ориентаций,
знаний,
умений,
навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу
объектов
реальной
действительности,
необходимых
для
осуществления
личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Среди образовательных (учебно-познавательных) компетенций одной
из главных является деятельностная компетенция, которая включает элементы
логической,
методологической
учебной
деятельности,
целеполагание,
планирование,
анализ,
рефлексию,
самооценку,
приемы
решения
учебно-
познавательных проблем, функциональную грамотность.
Целеполагание – установление обучающимся и преподавателем целей
и
задач
обучения
на
определенном
этапе.
Рефлексия
включает
осознание
осуществленной или осуществляемой деятельности, ее типов и способов. На
мой
взгляд,
главной
целью
деятельности
преподавателя
на
уроке
является
создание условий (подбор средств и методов) для развития деятельностной
компетенции обучающихся. Для осуществления этой цели была разработана
«карта-схема»,
которая
позволяет
каждому
обучающемуся
быть
активным
участником урока.
Первым и важным этапом является целеполагание. Обучащейся сам
формулирует
цель
изучения
темы
и
записывает
ее
в
«карту-схему».
Следующим
этапом
деятельности
обучающегося
является
составление
программы
изучения
данной
темы.
Обучающемуся
предоставляется
право
выбора
упражнений,
предложенных
автором
учебника,
и
дополнительных
материалов,
предложенных
преподавателем.
Среди
данных
упражнений
обучающейся имеет право выбрать задания разного уровня. Составив свою
программу, он приступает к ее осуществлению. Обучающейся имеет право
корректировать
программу
в
силу
каких-либо
причин.
Например,
если
он
выполнил все задания уровня «А», то дополняет их заданиями уровня «В».
Если при выполнении заданной программы он допустил много ошибок по теме,
ранее
изученной,
то
дополняет
данную
программу
дополнительными
заданиями. Таким образом, не задумываясь над этим, обучающейся включает
себя
в
рефлексию
своей
деятельности
(осмысление
цели,
корректирование
программы). Обучающейся систематически подводит итоги работы на уроке,
дома и заносит количество выполненных заданий в «карту-схему», выделяет
задания, которые вызвали затруднения, с целью получения консультации по
решению
задачи
у
преподавателя,
соседа
по
парте,
просто
одногруппника.
Основная задача каждого ученика – приобрести опыт работы с материалами по
данной теме до контрольной проверки знаний. Результаты письменных работ
заносятся в оценочную карту. В работе преподаватель выделяет ошибки и темы
(иногда это делает обучающейся), по которым допущены ошибки (с целью
составления подпрограммы деятельности обучающегося).
После завершения изучения темы обучающейся отвечает на
следующие вопросы: Достиг ли ты поставленной цели? Что помешало, если
результаты
слабые?
Над
чем
необходимо
работать,
чтобы
исправить
свои
ошибки? Какая и чья помощь требуется?
Обучающегося самостоятельно подводит итоги деятельности,
анализируя полученный результат работы (качество обучения). Таким образом,
каждый обучающейся совместно с преподавателем двигается по своей учебной
траектории, что позволяет первому, независимо от изучаемой области, включать
себя
в
целеполагание
(учиться
формулировать
цель
любой
деятельности),
организовывать и планировать свою деятельность, деятельность подчиненных,
регулярно проводить анализ деятельности, корректировать ее, подводить итоги,
делать выводы. Данный подход позволяет преподавателю организовать работу
каждого
обучающегося
на
уроке
и
дома,
обеспечить
сотрудничество
обучающегося
с
одногруппником
и
преподавателем,
скорректировать
его
деятельность,
целенаправленно
работать
с
целью
достижения
успешного
результата.
Литература
1. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. – М.,
2006.
2.
Хуторской
А.В.
Ключевые
компетенции
как
компонент
личностно-
ориентированной парадигмы образования // Народное образование.2003.№ 2.
3.
Якиманская
И.С.
Технология
лично стно-ориентированного
образования. – М., 2000.