Напоминание

Рабочая программа по черчению 8 класс


Автор: Болтунова Варвара Ивановна
Должность: учитель изо,черчения
Учебное заведение: МБОУ "Хайырская средняя общеобразовательная школа им.В.И.Барабанского"
Населённый пункт: РС(Я) Усть -Янский р-н, с.Хайыр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по черчению 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования Республики Саха (Якутия) МБУ Управление образования Усть-Янского района МБОУ «Хайырская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Барабанского».

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» на заседании МО Зам. Директора по УВР Директор школы протокол № _____(К.В. Махатырова ) ______(А.И.Иванова) _____(А.В. Прядезникова)
Рабочая программа по предмету

«черчение»

8 класс

Составила учитель черчения

Болтунова Варвара Ивановна

Количество часов: 34

в неделю: 1 час

Авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский

Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000. Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2012, Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по предмету, тематическое планирование, список методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены и соответствуют федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной
целью
школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно- технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения. В изучении курса черчения используются следующие
методы
: Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит
целью:
 научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В процессе обучения черчению ставятся
задачи:
 Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;  Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;  Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;  Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;  Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями; сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству обучить самостоятельно Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса

Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами; простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений; основные сведения о шрифте; правила выполнения чертежей; основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов; анализировать графический состав изображений; выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета; читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски; проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ; приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план



п/п

Тема урока

Количество

часов

Количество

контрольных,

графических,

практических

работ

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их

оформления (6 часов).
1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. 1 2 Правила оформления чертежей. 1 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 1 1 4 Шрифты чертёжные. 1 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 1
6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 1 1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7 Проецирование общие сведения. 1 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 1 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 1 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 1 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 1 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 1 1
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4

часа)
13 Построение аксонометрических проекций. 1 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 1 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 1 16 Технический рисунок. 1
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17 Анализ геометрической формы предмета. 1 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 1 19 Решение занимательных задач. 1 20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 1 1 21 Порядок построения изображений на чертежах. 1 22 Построение вырезов на геометрических телах. 1 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 1 24
Графическая работа № 5по теме «Построение

третьей проекции по двум данным».
1 1 25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
26
Геометрические построения, необходимые при

выполнении чертежей.
1 27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж

детали (с использованием геометрических

построений, в том числе и сопряжений)»
1 1 28
Чертежи развёрток поверхностей

геометрических тел.
1 29 Порядок чтения чертежей деталей. 1 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 1 1 31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». 1 1
5. Эскизы (4 часа).
1 32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». 1 1 33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 1 1 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 1 1 35 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. 1
Итого:

35

11

Содержание курса



п/п

Тема урока

1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. 2 Правила оформления чертежей. 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 4 Шрифты чертёжные. 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».

2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7 Проецирование общие сведения. 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
13 Построение аксонометрических проекций. 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 16 Технический рисунок.
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17 Анализ геометрической формы предмета. 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 19 Решение занимательных задач. 20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 21 Порядок построения изображений на чертежах. 22 Построение вырезов на геометрических телах. 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум

данным».
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием

геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
29 Порядок чтения чертежей деталей. 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

5. Эскизы (4 часа).
32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». 33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 35 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
Календарно - тематическое планирование



п/п

Тема урока

Количе

ство

часов

Тип урока

Оборудование

Ключевые понятия

Повторение

Литерат

ура

Дата

проведе

ния

план

фактически

1. Введение. Техника

выполнения

чертежей и правила

их оформления (6

часов).
1 Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля. 1,2,3 2 Правила оформления чертежей. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе У№1 1,2,3
чертежи формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком 3 Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа». 1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24 У№2 1,2,3 4 Шрифты чертёжные. 1 Комбинированный Карандаши, бумага Выполнение на листе формата А4 алфавита. У№3 1,2,3 5 Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба. У№4 1,2,3 6 Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали». 1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. У№5 1,2,3
2.Чертежи в системе

прямоугольных

проекций (6 часов).
7 Проецирование общие сведения. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, Выполнение изображения предмета У№6 1,2,3
инструменты, чертежи на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины) 8 Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа предмета в двух видах. У№7 1,2,3 9 Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа в трех видах. У№8 1,2,3 10 Составление чертежей по разрозненным изображениям. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов. У№9 1,2,3 11 Расположение видов на чертеже. Местные виды. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи. У№10 1,2,3 12 Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу». 1 Графическая работа Проволока, картон, учебник, тетрадь Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов. У№11 1,2,3
3.Аксонометрические

проекции.

Технический


рисунок. (4 часа)
13 Построение аксонометрических проекций. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Построение осей фронтальной диметрической и изометрических проекций на стр. 49 рис.61 У№12 1,2,3 14 Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Построение изометрической проекции призмы на стр..63 У№13 1,2,3 15 Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. У№14 1,2,3 16 Технический рисунок. 1 Практическая работа Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение технического рисунка с натуры. У№15 1,2,3
4. Чтение и

выполнение

чертежей (18 часов).
17 Анализ геометрической формы предмета. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Рассмотрение изображений геометрических тел по учебнику. Мысленное распределение предметов на геометрические тела. Определение У№16 1,2,3
графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа. 18 Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору. У№17 1,2,3 19 Решение занимательных задач. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Решение занимательных задач. У№18 1,2,3 20 Проекции вершин, ребер и граней предмета. Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». 1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4. У№19 1,2,3 21 Порядок построения изображений на чертежах. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. У№20 1,2,3 22 Построение вырезов на геометрических телах. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, Выполнение чертежа геометрического тела с удалением его части (с У№21 1,2,3
чертежи вырезом или со срезом) по разметке. 23 Построение третьего вида по двум данным видам. 1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева). У№22 1,2,3 24
Графическая

работа № 5по

теме

«Построение

третьей

проекции по

двум данным».
1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4. с. 91 У№23 1,2,3 25
Нанесение

размеров с

учётом формы

предмета.
1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Нанесение размеров с учётом формы предмета. У№24 1,2,3 26
Геометрические

построения,

необходимые при

выполнении

чертежей.
1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений. У№25 1,2,3 27
Графическая

работа № 6 по

теме «Чертеж

детали (с

использованием

геометрических

построений, в
1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4. У№26 1,2,3

том числе и

сопряжений)»
с. 106 28
Чертежи

развёрток

поверхностей

геометрических

тел.
1 Комбинированный Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи, бумага, клей Выполнение развёрток поверхностей геометрических тел. У№27 1,2,3 29 Порядок чтения чертежей деталей. 1 Комбинированный Задачи, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач (в том числе с элементами конструирования). У№28 1,2,3 30 Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей». 1 Практическая работа Учебник, тетрадь. Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования). У№29 1,2,3 31 Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы». 1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета). У№30 1,2,3
5. Эскизы (4 часа).
32 Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». 1 Графическая работа Детали, учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали. У№31 1,2,3
33 Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования». 1 Графическая работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета). с. 122-124 У№32 1,2,3 34 Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета». 1 Контрольная работа Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с натуры в необходимом количестве видов (изображений). с. 123-124 У№33 1,2,3 35 Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся. 1 Повторение Учебник, тетрадь Знания за курс 8 класса У№34 1,2,3
Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы (основной)
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2012.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
 Б-Банк разработок Черчение.  Графические и контрольные работы учащихся.  Пособия к уроку (модели, таблицы)


В раздел образования