Автор: Болтунова Варвара Ивановна Должность: учитель изо,черчения Учебное заведение: МБОУ "Хайырская средняя общеобразовательная школа им.В.И.Барабанского" Населённый пункт: РС(Я) Усть -Янский р-н, с.Хайыр Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа по черчению 8 класс Раздел: среднее образование
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МБУ Управление образования Усть-Янского района
МБОУ «Хайырская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Барабанского».
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам. Директора по УВР Директор школы
протокол № _____(К.В. Махатырова ) ______(А.И.Иванова)
_____(А.В. Прядезникова)
Рабочая программа по предмету
Рабочая программа по черчению для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С.
Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
черчения, которые определены стандартом.
Программа
составлена
на
основе программы МОРФ
Москва «Просвещение»
2000.
Автор: Ботвинников
А.Д.,
Виноградов
В.Н.,
Вышнепольский В.С. и учебника Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. М:АСТ, Астрель, 2012,
Программа
содержит
перечень
объёма
обязательных
теоретических
знаний
по
предмету,
тематическое
планирование,
список
методических материалов для учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и практических работ. Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами
учебного
предмета
в
соответствии
с
целями
изучения
черчения,
которые
определены
и
соответствуют
федеральному
компоненту
государственных образовательных стандартов основного общего образования (2004г.)
Структура документа
Рабочая программа по черчению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения,
календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и
графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего
мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-
технических
знаний
в
области
техники
и
технологии
современного
производства;
содействует
развитию
технического
мышления,
познавательных
способностей
учащихся.
Кроме
того,
занятия
черчением
оказывают
большое
влияние
на
воспитание
у
школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;
благоприятно
воздействуют
на
формирование
эстетического
вкуса
учащихся,
что
способствует
разрешению
задач
их
эстетического
воспитания.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине
совокупность
методов
обучения
черчению
отличается
от
методов
обучения
других
предметов.
Однако
отдельные
методы
обучения,
применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы :
Рассказ,
объяснение,
беседа,
лекции,
наблюдение,
моделирование
и
конструирование,
выполнение
графических
работ,
работа
с
учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа ставит целью:
научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при
решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах, обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их
форму, расчленять на его составные элементы;
Развить пространственные представления и воображения, пространственное и логическое мышление, творческие способности
учащихся, сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости
проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
Обучить основным правилами приёмам построения графических изображений, ознакомить учащихся с правилами выполнения
чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
Содействовать привитию школьникам графической культуры, развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
Научить
пользоваться
учебниками
и
справочными
пособиями;
сформировать
познавательный
интерес
и
потребность
к
самообразованию и творчеству обучить самостоятельно
Изучение курса черчения в 8 классе рассчитано на 35 часов, 1 час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс черчения 8 класса
Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
простейшие геометрические построения;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о шрифте;
правила выполнения чертежей;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
принципы построения наглядных изображений.
Учащиеся должны уметь:
анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
анализировать графический состав изображений;
выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Количество
часов
Количество
контрольных,
графических,
практических
работ
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их
оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и
принадлежности.
1
2
Правила оформления чертежей.
1
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
1
1
4
Шрифты чертёжные.
1
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
1
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
1
1
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
1
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные
плоскости.
1
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные
плоскости проекций.
1
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
1
11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1
12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по
чертежу».
1
1
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4
часа)
13
Построение аксонометрических проекций.
1
14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная
проекции.
1
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
поверхности.
1
16
Технический рисунок.
1
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
1
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
1
19
Решение занимательных задач.
1
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и
аксонометрические проекции предметов».
1
1
21
Порядок построения изображений на чертежах.
1
22
Построение вырезов на геометрических телах.
1
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
1
24
Графическая работа № 5по теме «Построение
третьей проекции по двум данным».
1
1
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
1
26
Геометрические построения, необходимые при
выполнении чертежей.
1
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж
детали (с использованием геометрических
построений, в том числе и сопряжений)»
1
1
28
Чертежи развёрток поверхностей
геометрических тел.
1
29
Порядок чтения чертежей деталей.
1
30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
1
1
31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех
видах с преобразованием его формы».
1
1
5. Эскизы (4 часа).
1
32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и
технического рисунка детали».
1
1
33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с
включением элементов конструирования».
1
1
34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа
предмета».
1
1
35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
1
Итого:
35
11
Содержание курса
№
п/п
Тема урока
1. Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 часов).
1
Введение. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
2
Правила оформления чертежей.
3
Графическая работа № 1по теме « Линии чертежа».
4
Шрифты чертёжные.
5
Основные сведения о нанесении размеров. Масштабы.
6
Графическая работа № 2 по теме «Чертеж «плоской» детали».
2.Чертежи в системе прямоугольных проекций (6 часов).
7
Проецирование общие сведения.
8
Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.
9
Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.
10
Составление чертежей по разрозненным изображениям.
11
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
12
Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».
3.Аксонометрические проекции. Технический рисунок. (4 часа)
13
Построение аксонометрических проекций.
14
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.
15
Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.
16
Технический рисунок.
4. Чтение и выполнение чертежей (15 часов).
17
Анализ геометрической формы предмета.
18
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.
19
Решение занимательных задач.
20
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».
21
Порядок построения изображений на чертежах.
22
Построение вырезов на геометрических телах.
23
Построение третьего вида по двум данным видам.
24
Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум
данным».
25
Нанесение размеров с учётом формы предмета.
26
Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.
27
Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием
геометрических построений, в том числе и сопряжений)»
28
Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.
29
Порядок чтения чертежей деталей.
30
Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей».
31
Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».
5. Эскизы (4 часа).
32
Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».
33
Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».
34
Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».
35
Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.
Календарно - тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Количе
ство
часов
Тип урока
Оборудование
Ключевые понятия
Повторение
Литерат
ура
Дата
проведе
ния
план
фактически
1. Введение. Техника
выполнения
чертежей и правила
их оформления (6
часов).
1
Введение. Чертёжные
инструменты,
материалы и
принадлежности.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Рассмотрение и
сравнение графических
изображений (чертежей,
эскизов, схем,
технических рисунков и
т.д.), данных в учебнике.
Проведение
вертикальных,
наклонных,
горизонтальных линий
и окружностей при
помощи линейки,
угольника и циркуля.
1,2,3
2
Правила оформления
чертежей.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
Выполнение рамки и
основной надписи
чертежа на листе
У№1
1,2,3
чертежи
формата А4.
вычерчивание линий
чертежа с указанием их
названий (над линиями)
и назначение (под
линиями) обычным
почерком
3
Графическая работа
№ 1по теме « Линии
чертежа».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа на
листе чертежной бумаги
формата А4. провести
линии, как показано на
рис. 24
У№2
1,2,3
4
Шрифты чертёжные.
1
Комбинированный
Карандаши,
бумага
Выполнение на листе
формата А4 алфавита.
У№3
1,2,3
5
Основные сведения о
нанесении размеров.
Масштабы.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
«плоской » детали на
листе формата А4 с
нанесение размеров и
преобразованием
масштаба.
У№4
1,2,3
6
Графическая работа
№ 2 по теме «Чертеж
«плоской» детали».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
«плоской » детали на
листе формата А4 с
нанесение размеров и
преобразованием
масштаба по
индивидуальным
заданиям.
У№5
1,2,3
2.Чертежи в системе
прямоугольных
проекций (6 часов).
7
Проецирование общие
сведения.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
Выполнение
изображения предмета
У№6
1,2,3
инструменты,
чертежи
на одной плоскости по
наглядному
изображению (с
указанием толщины)
8
Проецирование
предмета на две
взаимно
перпендикулярные
плоскости.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
предмета в двух видах.
У№7
1,2,3
9
Проецирование
предмета на три
взаимно
перпендикулярные
плоскости проекций.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа в
трех видах.
У№8
1,2,3
10
Составление чертежей
по разрозненным
изображениям.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа и
решение задач на
составление чертежа из
разрозненных видов.
У№9
1,2,3
11
Расположение видов
на чертеже. Местные
виды.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
предмета в
необходимом кол-ве
видов с использованием
местного вида,
расположенного в
проекционной связи.
У№10
1,2,3
12
Практическая работа
№ 3 по теме
«Моделирование по
чертежу».
1
Графическая работа
Проволока,
картон,
учебник,
тетрадь
Изготовление по
чертежу моделей из
проволоки, бумаги,
картона, пластических и
других материалов.
У№11
1,2,3
3.Аксонометрические
проекции.
Технический
рисунок. (4 часа)
13
Построение
аксонометрических
проекций.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Построение осей
фронтальной
диметрической и
изометрических
проекций на стр. 49
рис.61
У№12
1,2,3
14
Косоугольная
фронтальная
диметрическая и
прямоугольная
проекции.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Построение
изометрической
проекции призмы на
стр..63
У№13
1,2,3
15
Аксонометрические
проекции предметов,
имеющих круглые
поверхности.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Построение
изометрической
проекции детали с
цилиндрическим
отверстием.
У№14
1,2,3
16
Технический рисунок.
1
Практическая
работа
Детали,
учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение
технического рисунка с
натуры.
У№15
1,2,3
4. Чтение и
выполнение
чертежей (18 часов).
17
Анализ
геометрической
формы предмета.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Рассмотрение
изображений
геометрических тел по
учебнику. Мысленное
распределение
предметов на
геометрические тела.
Определение
У№16
1,2,3
графических операций
(последовательности
построений) при
выполнении чертежа.
18
Чертежи и
аксонометрические
проекции
геометрических тел.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Чтение и выполнение
чертежа группы
геометрических тел.
Построение развертки
геометрического тела по
выбору.
У№17
1,2,3
19
Решение
занимательных задач.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Решение занимательных
задач.
У№18
1,2,3
20
Проекции вершин,
ребер и граней
предмета.
Графическая работа
№ 4 по теме «Чертежи
и аксонометрические
проекции предметов».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа и
аксонометрической
проекции предмета с
выделением проекции
точек, отрезков, граней,
ребер, вершин на листе
формата А4.
У№19
1,2,3
21
Порядок построения
изображений на
чертежах.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
детали в трех видах
(фронтально) с
выбором рациональной
последовательности
действий, из которых
складывается процесс
построения видов
предмета.
У№20
1,2,3
22
Построение вырезов
на геометрических
телах.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
Выполнение чертежа
геометрического тела с
удалением его части (с
У№21
1,2,3
чертежи
вырезом или со срезом)
по разметке.
23
Построение третьего
вида по двум данным
видам.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
детали в трех видах по
двум данным видам
(спереди и сверху,
спереди и слева, сверху
и слева).
У№22
1,2,3
24
Графическая
работа № 5по
теме
«Построение
третьей
проекции по
двум данным».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Построение третьего
вида учебной модели
детали по двум данным
на листе формата А4.
с. 91
У№23
1,2,3
25
Нанесение
размеров с
учётом формы
предмета.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Нанесение размеров с
учётом формы
предмета.
У№24
1,2,3
26
Геометрические
построений, в
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
«плоской» детали с
использованием
геометрических
построений (в том числе
сопряжений) на листе
формата А4.
У№26
1,2,3
том числе и
сопряжений)»
с. 106
28
Чертежи
развёрток
поверхностей
геометрических
тел.
1
Комбинированный
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи,
бумага, клей
Выполнение развёрток
поверхностей
геометрических тел.
У№27
1,2,3
29
Порядок чтения
чертежей деталей.
1
Комбинированный
Задачи,
учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Устное чтение
чертежей. Решение
занимательных задач (в
том числе с элементами
конструирования).
У№28
1,2,3
30
Практическая работа
№ 7 по теме «Устное
чтение чертежей».
1
Практическая
работа
Учебник,
тетрадь.
Устное чтение
чертежей. Решение
занимательных задач с
творческим
содержанием (с
элементами
конструирования).
У№29
1,2,3
31
Графическая работа
№ 8 по теме «Чертеж
предмета в трех видах
с преобразованием его
формы».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
предмета в трех видах с
преобразованием его
формы (путем удаления
части предмета).
У№30
1,2,3
5. Эскизы (4 часа).
32
Графическая работа
№ 9 по теме
«Выполнение эскиза и
технического рисунка
детали».
1
Графическая работа
Детали,
учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение эскиза
детали с натуры или по
наглядному
изображению в
необходимом
количестве видов и
технического рисунка
той же детали.
У№31
1,2,3
33
Графическая работа
№ 10 по теме «Эскизы
деталей с включением
элементов
конструирования».
1
Графическая работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение эскизов
детали в необходимом
количестве видов с
включением элементов
конструирования (с
преобразованием
формы предмета).
с. 122-124
У№32
1,2,3
34
Графическая работа
№ 11 по теме
«Выполнение чертежа
предмета».
1
Контрольная
работа
Учебник,
тетрадь,
инструменты,
чертежи
Выполнение чертежа
предмета по
аксонометрической
проекции или с натуры
в необходимом
количестве видов
(изображений).
с. 123-124
У№33
1,2,3
35
Обобщение
графических знаний,
сформированных у
учащихся.
1
Повторение
Учебник,
тетрадь
Знания за курс 8 класса
У№34
1,2,3
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
1.
Ботвинников А.Д., Виноградов В.И., Вышнепольский И.С. Черчение АСТ Астрель. Москва 2012.
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Б-Банк разработок Черчение.
Графические и контрольные работы учащихся.
Пособия к уроку (модели, таблицы)