Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
у несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.
«Оставьте меня в покое, но не оставляйте меня одного»
Эрик Берн
Проблема конфликтов является одной из самых актуальных в современном
обществе. Избежать конфликтов очень сложно, поскольку каждый человек уникален,
каждый имеет свои собственные интересы, свои положительные и отрицательные
черты,
свои
достоинства
и
недостатки. Способность
строить
конструктивные
отношения
с
окружающими
и
эффективно
решать
спорные
проблемы
является
важным показателем развития личности.
Характерные
для
каждого
человека
способы
поведения
в
конфликтных
ситуациях
начинают
складываться
на
ранних
этапах
становления
личности,
в
процессе
активного
освоения
ребенком
окружающей
действительности,
его
включения в систему социальных отношений, осознания себя и своего места в
ней[3].
Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как
наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Кризисные
явления
в
обществе
оказывают
влияние
на
подростковую
среду,
способствуют
развитию
конфликтной
социальной
позиции
современных
подростков,
обусловливают
проявление
деструктивных
форм
поведения
и
искаженного
ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подростки в силу своих
характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором
поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в конфликтной
ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки
зрения, носят оборонительный характер[1].
В
связи
с
этим
актуальным
является
изучение
существующего
уровня
конфликтности у подростков, разработка коррекционных мероприятий по снижению
агрессивности
и
развитию
навыков
конструктивного
поведения
в
конфликтных
ситуациях в подростковом возрасте.
С целью выявления типичных форм поведения подростков в конфликтных
ситуациях, агрессивности как свойства личности, были обследованы 94 подростка
отделения
реабилитации
и
коррекции
поведения
несовершеннолетних,
употребляющих психоактивные вещества в возрасте от 12 до 16 лет.
Для
диагностики
были
использованы
такие
методики:
тест
К.
Томаса
«Диагностика
предрасположенности
личности
к
конфликтному
поведению»,
опросник Басса-Дарки «Методика диагностики показателей и форм агрессии».
Результаты обследования по методике К.Томаса
отражены в гистограмме № 1.
Представленная гистограмма свидетельствует о том, что:
- 42,5% подростков предпочитают стратегию соперничества, т.е. они стремятся
добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку;
-
15%
подростков
готовы
к
сотрудничеству,
то
есть
они
приходят
к
альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
- 31% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как
отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению
собственных целей;
- 27% подростков могут пойти на компромисс, выражающийся в соглашении
между участниками конфликта, которое достигается путем взаимных уступок;
-
34% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в
жертву собственных интересов ради другого человека.
Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков наиболее
часто представлены стратегии соперничества и приспособления, и реже встречаются
стратегии
избегания,
сотрудничества
и
компромисса.
Наличие
противоположных
тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют
конструктивными
способами
поведения
и
не
умеют
выражать
собственные
негативные
чувства
социально
приемлемым
способом,
что
и
приводит
к
возникновению конфликтов.
Гистограмма №1
0,00%
5,00%
10,00%
15,00%
20,00%
25,00%
30,00%
35,00%
40,00%
45,00%
43%
15%
27%
31%
34%
Результаты диагностики по тесту К.Томаса "Предрасположенность личности к конфликтному поведению" до тренинга (обследовано 94 подростка)
Результаты
диагностики
показателей
и
форм
агрессии
Басса-Дарки
представлены в гистограмме №2.
По результатам исследования выявлено, что у 87,2% подростков наблюдается
высокий уровень вербальной агрессии, т.е. выражение негативных чувств, как через
форму,
так
и
через
содержание
словесных
ответов.
Дети,
вступая
в
конфликт,
ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова.
Еще одной ярко выраженной тенденцией у 85,1% подростков является высокий
уровень негативизма, который характеризуется оппозиционной манерой в поведении
от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов.
У
64%
подростков
выражена
физическая
агрессия,
которая
выражается
в
использовании физической силы против другого лица.
У 58,5 % несовершеннолетних отмечается
высокий
уровень
раздражения,
т.е.
готовность
к
проявлению
вспыльчивости,
резкости,
грубости
при
малейшем
возбуждении.
У 53% несовершеннолетних наблюдается косвенная агрессия – это агрессивное
поведение,
направленность
которого
против
некоторого
лица
самим
субъектом
агрессии скрывается.
У
39,3%
несовершеннолетних
отмечается
подозрительность,
которая
выражается
в
недоверии
и
осторожности
по
отношению
к
людям,
вплоть
до
убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
У 33% подростков выражена обида, которая проявляется в зависти и ненависти
к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Следует
отметить,
что
подростковый
возраст
является
сензитивным
для
развития эмпатии и рефлексии – способности понимать и осознавать собственное
состояние,
чувства,
эмоции.[4]
Поэтому
проявляемая
агрессия
часто
вызывает
чувство вины, которое является выраженным у 71,2% подростков.
Таким
образом,
по
результатам
исследования
выявлено,
что
у
подростков
наблюдается
достаточно
высокий
уровень
агрессивности,
который
и
служит
причиной
возникновения
конфликтов.
Наиболее
часто
конфликты
возникают
вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют
вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может
доходить до физической агрессии.
Физическая агрессия
Раздражение
Обида
Вербальная агрессия
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
64%
53%
59%
85%
83%
39%
87%
71%
Результаты обследования по тесту Басса-Дарки "Диагностика показателей и форм агрессии" до тренинга (обследовано 94 подростка)
В
целом
полученные
результаты
позволяют
сделать
вывод
о
том,
что
несовершеннолетние обладают высокими показателями агрессивности, негативизма
и враждебности, основными формами поведения подростков в конфликте являются
избегание и соперничество. Что свидетельствует о том, что подростки не имеют
необходимых знаний и умений для построения конструктивного взаимодействия,
стремятся избегать принятия самостоятельных решений, не владеют продуктивными
формами разрешения конфликта.
На основании полученных данных, была разработана и реализована программа
тренинга «Тайна замка Конфликтус», которая ориентирована на несовершеннолетних
подростков,
употребляющих
ПАВ
в
возрасте
от
12
до
16
лет,
проходящих
реабилитацию в центре психолого-педагогической помощи населению «Доверие».
Тренинг проводится в форме игры-путешествия и
состоит из специально
подобранной системы упражнений и групповых занятий.
Целью
тренинга
является
-
повышение
коммуникативной
компетентности
подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях
и
конструктивного
разрешения
конфликтов, ознакомление несовершеннолетних
с
правовыми
нормами в отношении ответственности за причинение морального и
физического ущерба.
В ходе тренинга использовались такие формы работы как: групповая дискуссия,
игротерапия, кинотерапия, ролевые игры, релаксация, мозговой штурм, арт-терапия.
Тренинговые занятия проводились 1 раз в неделю, длительность каждого занятия
составляла 1час 30минут. Всего было проведено 3 занятия.
Занятие
1
«Водопад
ассоциаций»:
формирование
сплоченности
участников
тренинга
и
доверительных
отношений
между
ними; ознакомление
подростков
с
понятием
«конфликт»,
стадиях
его
развития
и
последствиях;
информирование
несовершеннолетних по правовой ответственности за причинение вреда здоровью.
Занятие 2 «Вулкан гнева»: обсуждение конфликтов, возникающих у подростков
в процессе общения с людьми; развитие умения распознавать и контролировать свои
негативные эмоции в общении; обучение приемлемым способам выражения гнева и
агрессии; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
Занятие 3 «Горы Поиска»: ознакомление подростков со стратегиями поведения
в
конфликте; развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций;
отработка полученных навыков и умений; обратная связь.
После реализации программы тренинга «Тайна замка Конфликтус»
с целью
установления
изменений,
произошедших
в
овладении
подростками
навыков
и
приемов
конструктивного
поведения
в
конфликтных
ситуациях,
была
проведена
повторная диагностика.
Результаты повторной диагностики по тесту К.Томаса «Предрасположенность
личности к конфликтному поведению» свидетельствуют о положительной динамике
поведения
подростков
в
межличностных
конфликтах:
наиболее
предпочитаемой
стратегией поведения в конфликтных ситуациях у подростков после проведенных
мероприятий стала стратегия сотрудничества и компромисс, расширился репертуар
стратегий поведения в конфликтах. В гистограмме №3 видно, что после тренинга
показатели соперничества снизились, а показатели сотрудничества повысились.
Гистограмма№3
0,00%
5,00%
10,00%
15,00%
20,00%
25,00%
30,00%
35,00%
40,00%
45,00%
42,50%
15,00%
26,50%
31,00%
34,00%
29,00%
30,00%
45,00%
21,20%
35,10%
Сравнительные результаты по тесту К.Томаса "Предрасположенность личности к конфликтному поведению" до и после проведения тренинга "Тайна замка Конфликтус" (обследовано 94 подростка)
до тренинга
после тренинга
Результаты
повторной
диагностики
по
методике
Басса-Дарки
«Диагностика
показателей
и
форм
агрессии»
представлены
в
гистограмме
№4,
они
свидетельствуют
о
положительной
динамике,
у
подростков
отмечается
снижение
уровня агрессивности и враждебности во взаимодействии с окружающими людьми.
Гистограмма №4
Физическая агрессия
Раздражение
Обида
Вербальная агрессия
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
64%
53%
59%
85%
33%
39%
87%
71%
51%
45%
50%
73%
29%
32%
64%
64%
Сравнительные результаты по методике Басса-Дарки "Диагностика показателей и форм агрессии"
до и после проведения тренинга "Тайна замка Конфликтус" (обследовано 94 подростка)
До тренинга
После тре-
нинга
Таким
образом,
на
основе
результатов
контрольной
диагностики
тренинг
«Тайна замка Конфликтус» можно признать эффективным. В результате тренинговых
занятий
подростки
научились
выражать
свои
негативные
эмоции
безопасным,
социально приемлемым способом,
у них сформировались навыки конструктивного
поведения, расширился спектр эффективных поведенческих реакций в конфликтной
ситуации, минимизировались деструктивные элементы в поведении (физическая и
вербальная
агрессия,
раздражение
и
негативизм).
Подростки
осознали,
что
сотрудничество
и умение
идти
на
компромисс
являются
более
эффективными
способами
выхода
из
конфликтной
ситуации,
чем
приспособление,
избегание
и
соперничество.
Жизнь часто сравнивают с рекой. Вода в реке все время меняется, так и события
в жизни сменяют одно другое: то веселье, то грусть, то счастье, то конфликт. Жизни
без конфликтов не бывает, благодаря конфликтам мы движемся вперед и меняемся.
Надо лишь уметь правильно с ними справляться[2, с.38].
Список литературы:
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001;
2.
Буленкова Н., Суханова Л. Тайна замка Конфликтус. Сценарий встречи
дискуссионно-психологического клуба – Журнал «Школьный психолог» №4, 2016. –
С.36-38;
3.
Кулагина
И.
Ю.
Возрастная
психология:
Полный
жизненный
цикл
развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: “Сфера - Юрайт”, 2003. – 464с.;
4.
Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 154с.