Напоминание

Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.


Автор: Данилова Ксения Сабирзяновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГУСО ЦПППН "Доверие" Забайкальского края
Населённый пункт: Забайкальский край, г.Чита
Наименование материала: статья
Тема: Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

у несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества.
«Оставьте меня в покое, но не оставляйте меня одного» Эрик Берн Проблема конфликтов является одной из самых актуальных в современном обществе. Избежать конфликтов очень сложно, поскольку каждый человек уникален, каждый имеет свои собственные интересы, свои положительные и отрицательные черты, свои достоинства и недостатки. Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней[3]. Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Кризисные явления в обществе оказывают влияние на подростковую среду, способствуют развитию конфликтной социальной позиции современных подростков, обусловливают проявление деструктивных форм поведения и искаженного ценностного отношения к себе и к окружающему миру. Подростки в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в конфликтной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер[1]. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности у подростков, разработка коррекционных мероприятий по снижению агрессивности и развитию навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях в подростковом возрасте. С целью выявления типичных форм поведения подростков в конфликтных ситуациях, агрессивности как свойства личности, были обследованы 94 подростка отделения реабилитации и коррекции поведения несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества в возрасте от 12 до 16 лет. Для диагностики были использованы такие методики: тест К. Томаса «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению», опросник Басса-Дарки «Методика диагностики показателей и форм агрессии». Результаты обследования по методике К.Томаса отражены в гистограмме № 1. Представленная гистограмма свидетельствует о том, что: - 42,5% подростков предпочитают стратегию соперничества, т.е. они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку; - 15% подростков готовы к сотрудничеству, то есть они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
- 31% подростков выбирают избегание или уход, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; - 27% подростков могут пойти на компромисс, выражающийся в соглашении между участниками конфликта, которое достигается путем взаимных уступок; - 34% подростков предпочитают стратегию приспособления – принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. Таким образом, проведенное исследование показало, что у подростков наиболее часто представлены стратегии соперничества и приспособления, и реже встречаются стратегии избегания, сотрудничества и компромисса. Наличие противоположных тенденций в поведении говорит о том, что подростки, скорее всего, не владеют конструктивными способами поведения и не умеют выражать собственные негативные чувства социально приемлемым способом, что и приводит к возникновению конфликтов. Гистограмма №1 0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 43% 15% 27% 31% 34%
Результаты диагностики по тесту К.Томаса "Предрасположенность личности к конфликтному поведению" до тренинга (обследовано 94 подростка)
Результаты диагностики показателей и форм агрессии Басса-Дарки представлены в гистограмме №2. По результатам исследования выявлено, что у 87,2% подростков наблюдается высокий уровень вербальной агрессии, т.е. выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Дети, вступая в конфликт, ругаются, скандалят, обзываются, т.е. выражают свою агрессию через слова. Еще одной ярко выраженной тенденцией у 85,1% подростков является высокий уровень негативизма, который характеризуется оппозиционной манерой в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
У 64% подростков выражена физическая агрессия, которая выражается в использовании физической силы против другого лица. У 58,5 % несовершеннолетних отмечается высокий уровень раздражения, т.е. готовность к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении. У 53% несовершеннолетних наблюдается косвенная агрессия – это агрессивное поведение, направленность которого против некоторого лица самим субъектом агрессии скрывается. У 39,3% несовершеннолетних отмечается подозрительность, которая выражается в недоверии и осторожности по отношению к людям, вплоть до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. У 33% подростков выражена обида, которая проявляется в зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия. Следует отметить, что подростковый возраст является сензитивным для развития эмпатии и рефлексии – способности понимать и осознавать собственное состояние, чувства, эмоции.[4] Поэтому проявляемая агрессия часто вызывает чувство вины, которое является выраженным у 71,2% подростков. Таким образом, по результатам исследования выявлено, что у подростков наблюдается достаточно высокий уровень агрессивности, который и служит причиной возникновения конфликтов. Наиболее часто конфликты возникают вследствие того, что дети подросткового возраста раздражительны и часто проявляют вербальную агрессию, что приводит к неконтролируемым вспышкам гнева и может доходить до физической агрессии. Физическая агрессия Раздражение Обида Вербальная агрессия 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%
64%

53%

59%

85%

83%

39%

87%

71%

Результаты обследования по тесту Басса-Дарки "Диагностика показателей и форм агрессии" до тренинга (обследовано 94 подростка)
В целом полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что несовершеннолетние обладают высокими показателями агрессивности, негативизма и враждебности, основными формами поведения подростков в конфликте являются избегание и соперничество. Что свидетельствует о том, что подростки не имеют
необходимых знаний и умений для построения конструктивного взаимодействия, стремятся избегать принятия самостоятельных решений, не владеют продуктивными формами разрешения конфликта. На основании полученных данных, была разработана и реализована программа тренинга «Тайна замка Конфликтус», которая ориентирована на несовершеннолетних подростков, употребляющих ПАВ в возрасте от 12 до 16 лет, проходящих реабилитацию в центре психолого-педагогической помощи населению «Доверие». Тренинг проводится в форме игры-путешествия и состоит из специально подобранной системы упражнений и групповых занятий. Целью тренинга является - повышение коммуникативной компетентности подростков, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов, ознакомление несовершеннолетних с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба. В ходе тренинга использовались такие формы работы как: групповая дискуссия, игротерапия, кинотерапия, ролевые игры, релаксация, мозговой штурм, арт-терапия. Тренинговые занятия проводились 1 раз в неделю, длительность каждого занятия составляла 1час 30минут. Всего было проведено 3 занятия. Занятие 1 «Водопад ассоциаций»: формирование сплоченности участников тренинга и доверительных отношений между ними; ознакомление подростков с понятием «конфликт», стадиях его развития и последствиях; информирование несовершеннолетних по правовой ответственности за причинение вреда здоровью.
Занятие 2 «Вулкан гнева»: обсуждение конфликтов, возникающих у подростков в процессе общения с людьми; развитие умения распознавать и контролировать свои негативные эмоции в общении; обучение приемлемым способам выражения гнева и агрессии; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Занятие 3 «Горы Поиска»: ознакомление подростков со стратегиями поведения в конфликте; развитие навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций; отработка полученных навыков и умений; обратная связь.
После реализации программы тренинга «Тайна замка Конфликтус» с целью установления изменений, произошедших в овладении подростками навыков и приемов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики по тесту К.Томаса «Предрасположенность личности к конфликтному поведению» свидетельствуют о положительной динамике поведения подростков в межличностных конфликтах: наиболее предпочитаемой стратегией поведения в конфликтных ситуациях у подростков после проведенных мероприятий стала стратегия сотрудничества и компромисс, расширился репертуар стратегий поведения в конфликтах. В гистограмме №3 видно, что после тренинга показатели соперничества снизились, а показатели сотрудничества повысились. Гистограмма№3 0,00% 5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% 30,00% 35,00% 40,00% 45,00% 42,50% 15,00%
26,50%
31,00% 34,00% 29,00% 30,00%
45,00%
21,20% 35,10%
Сравнительные результаты по тесту К.Томаса "Предрасположенность личности к конфликтному поведению" до и после проведения тренинга "Тайна замка Конфликтус" (обследовано 94 подростка)
до тренинга после тренинга
Результаты повторной диагностики по методике Басса-Дарки «Диагностика показателей и форм агрессии» представлены в гистограмме №4, они свидетельствуют о положительной динамике, у подростков отмечается снижение уровня агрессивности и враждебности во взаимодействии с окружающими людьми. Гистограмма №4 Физическая агрессия Раздражение Обида Вербальная агрессия 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%
64%
53% 59% 85%
33%
39% 87% 71% 51% 45% 50% 73% 29% 32% 64% 64%
Сравнительные результаты по методике Басса-Дарки "Диагностика показателей и форм агрессии"

до и после проведения тренинга "Тайна замка Конфликтус" (обследовано 94 подростка)
До тренинга После тре- нинга Таким образом, на основе результатов контрольной диагностики тренинг «Тайна замка Конфликтус» можно признать эффективным. В результате тренинговых занятий подростки научились выражать свои негативные эмоции безопасным, социально приемлемым способом, у них сформировались навыки конструктивного поведения, расширился спектр эффективных поведенческих реакций в конфликтной ситуации, минимизировались деструктивные элементы в поведении (физическая и вербальная агрессия, раздражение и негативизм). Подростки осознали, что сотрудничество и умение идти на компромисс являются более эффективными способами выхода из конфликтной ситуации, чем приспособление, избегание и соперничество. Жизнь часто сравнивают с рекой. Вода в реке все время меняется, так и события в жизни сменяют одно другое: то веселье, то грусть, то счастье, то конфликт. Жизни без конфликтов не бывает, благодаря конфликтам мы движемся вперед и меняемся. Надо лишь уметь правильно с ними справляться[2, с.38]. Список литературы: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,2001; 2. Буленкова Н., Суханова Л. Тайна замка Конфликтус. Сценарий встречи дискуссионно-психологического клуба – Журнал «Школьный психолог» №4, 2016. – С.36-38;
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: “Сфера - Юрайт”, 2003. – 464с.; 4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 154с.


В раздел образования