Напоминание

Олимпиада по биологии 10-11 кл. Школьный тур


Автор: Трофимова Галина Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ: Потаповская СОШ
Населённый пункт: х. Потапов, Ростовская область, Волгодонской район
Наименование материала: олимпиада
Тема: Олимпиада по биологии 10-11 кл. Школьный тур
Раздел: полное образование





Назад





Школьный этап всероссийской олимпиады

школьников по биологии

2016-2017 учебный год

10-11 класс (120 минут)

Часть I.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Какой из углеводов относится к моносахаридам?
а. крахмал; в. глюкоза; б. гликоген; г. целлюлоза.
2. Как называется тонкий внешний покров клетки, состоящий из молекул белков и липидов?
а. мембрана; в. эктодерма; б. оболочка; г. энтодерма.
3. Органоид, который связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт

веществ,

участвует в синтезе белков?
а. комплекс Гольджи; в. наружная клеточная мембрана; б. митохондрии; г. эндоплазматическая сеть.
4. Лизосомы имеют следующее строение:
а. это мембранные пузырьки, содержащие полисахариды; б. это мембранные пузырьки, содержащие ферменты; в. это мембранные пузырьки, содержащие гликоген; г. это мембранные пузырьки, содержащие кристаллы.
5. Рибосомы образуются в:
а. лизосомах; в. ядрышке; б. митохондриях; г. полисомах.
6. С появлением какой структуры ядро обособилось от цитоплазмы?
а. нуклеоплазмы; в. хромосом; б. ядрышка; г. ядерной мембраны.
7. Какую функцию выполняют в клетке лизосомы?
а. расщепляют биополимеры до мономеров; б. окисляют глюкозу до углекислого газа и воды; в. осуществляют синтез органических веществ; г. осуществляют синтез полисахаридов из глюкозы.
8. Каково строение клеточной мембраны?
а. двойной слой липидов, покрытый с двух сторон молекулами белков; б. чередующиеся молекулы липидов, углеводов и белков; в. слой липидов, покрытый снаружи тонким слоем углеводов; г. белки «плавают» в двойном слое липидов, находясь и на поверхности, и внутри.
9. Рибосомы в клетке находятся:
а. внутри каналов ЭПС; в. на мембранах лизосом; б. в комплексе Гольджи; г. на наружной стороне мембран ЭПС и цитоплазме.
10. Функция клеточного центра в делящейся клетке:
а. разрушает ядрышко; в. формирует веретено деления; б. разрушает ядро; г. разрушает ядерную оболочку.
11. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:
а. пластид; в. оболочки из клетчатки б. ядра; г. вакуолей с клеточным соком.
12. Соматические клетки в отличие от половых содержат:

а. диплоидный набор хромосом; в. цитоплазму; б. гаплоидный набор хромосом; г. плазматическую мембрану.
13. Сколько молекул АТФ образуется при полном кислородном расщеплени
и? а. 2; б. 4; в. 36; г. 38.
14. На каком из этапов энергетического обмена синтезируются 2 молекулы АТФ?
а. подготовительном этапе; в. кислородное расщепление; б. бескислородное расщепление; г. поступление веществ в клетку.
15. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:
а. любого организма; в. содержащих хлоропласты; б. содержащих лизосомы; г. содержащих митохондрии.
16. Главные изменения в процессе митоза претерпевают:
а. хромосомы; в. митохондрии; б. хлоропласты; г. рибосомы.
17. Хлоропласты в растительной клетке выполняют функцию:
а. хранение и передача наследственной информации дочерним клеткам; б. образование органических веществ из неорганических с использованием энергии света; в. транспорта органических и неорганических веществ в клетке; г. окисления органических веществ до неорганических с освобождением энергии.
18. Какая формулировка соответствует положению клеточной теории?
а. клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу; б. клетки растений имеют оболочку, состоящую из клетчатки; в. клетки прокариот и эукариот сходны по строению; г. клетки всех тканей выполняют сходные функции.
19. Кто из учёных ввёл бинарное название живым организмам?
а. Жан-Батист Ламарк; в. Жорж Бюффон; б. Карл Линней; г. Чарльз Дарвин.
20. Заложил основы античной эмбриологии:
а. Чарльз Дарвин; в. Аристотель; б. Жан-Батист Ламарк; г. Гиппократ.
21. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
а. размножение организмов; в. изоляция организмов; б. мутационный процесс; г. образование новых видов в природе.
22. Аналогичными органами у растений являются:
а. корень и корневище; в. лист и чашелистик; б. тычинки и пестик; г. лист и стебель.
23. Гомологичными органами у животных являются:
а. конечности кита и крота; в. крыло птицы и мухи; б. конечности крота и улитки; г. крыло птицы и бабочки.
24. Сходство всех процессов жизнедеятельности лежит в основе:
а. морфологического критерия вида; в. физиологического критерия вида; б. исторического критерия вида; г. экологического критерия вида.
25. Укажите неверное утверждение: «Результат действия естественного отбора – это …»


а. наследственная изменчивость; в. приспособленность организмов к среде обитания б. образование новых видов; г. многообразие органического мира.
26. Наследственная изменчивость играет большую роль в эволюции, так как способствует:
а. уменьшению генетической неоднородности особей в популяции; б. увеличению генетической неоднородности особей в популяции; в. снижению эффективности естественного отбора; г. снижению эффективности искусственного отбора.
27. Какой из примеров свидетельствует о межвидовой борьбе за существования?
а. растения гибнут от морозов и засухи;
б. семена погибают в пустынях и Антарктиде; в. сами одуванчики вытесняют друг друга; г. растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.
28. Подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму

другого вида – это:
а. мимикрия; в. покровительственная окраска; б. маскировка; г. угрожающая окраска.
29. Какое из приспособлений можно считать идиоадаптацией?
а. превращение листьев кактуса в колючки; б. утрата органов пищеварения у плоских червей; в. возникновение теплокровности; г. появление цветка.
30. Сходство признаков строения и жизнедеятельности родителей и потомства

свидетельствует о проявлении:
а. изменчивости; в. наследственности; б. приспособленности; г. закона единообразия.
31. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:
а. скрещивают чистые линии; в. кратно увеличивают набор хромосом; б. скрещивают родителей и потомков; г. уменьшают набор хромосом.
32. Наркотические вещества относят к мутагенам, так как при их употреблении:
а. ухудшается самочувствие; б. возникают изменения в хромосомах или генах; б. нарушается работа нервной системы; г. возникает зависимость от наркотиков.
33. Явления, при котором жизненные процессы снижены и нет проявления жизни:
а. гомеостаз; б. анабиоз; в. регенерация; г. стресс.
34. Бластула – это стадия развития зародыша:
а. однослойного; б. двухслойного; в. трёхслойного; г. многослойного.
35. В результате овогенеза образуются:
а. 2 яйцеклетка и 2 направленных тельца; в. 3 яйцеклетка и 1 направленное тельце; б. 1 яйцеклетка и 3 направленных тельца; г. 4 яйцеклетки.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.

Хорда сохраняется в течении всей жизни у:
1. окуня; 2. осетра; 3. акулы; 4. миноги; 5. ланцетника. а. 1,2,3,4; б. 3,4,5; в. 2,3,5; г. 2,4,5.
2. Из названных полимеров к неразветвленным относятся
1. хитин; 2. амилаза; 3. гликоген; 4. целлюлоза; 5. амилопектин. а. 1,2,4; б. 1,2,3,4; в. 2,4,5; г. 3,4,5.
3. В организме человека гормональные функции выполняют соединения:
1. белки и пептиды; 2. производные нуклеотидов; 3. производные холестерина; 4. производные аминокислот; 5. производные жирных кислот. а. 3,4,5; б. 1,3,4,5; в. 3,5; г. 2.
4. Поверхностный комплекс клетки включает:
1. плазмолемму;
2. матрикс; 3. гликокалакс; 4. кортикальный слой цитоплазмы; 5. цитозоль. а. 1,2; б. 1,2,4; в. 2,3,5; г. 1,2,3.
5. Какие из перечисленных признаков, возникших в ходе эволюции, являются примером

идиодаптаций:
1. теплокровность; 2. волосистый покров млекопитающих; 3. наружный скелет беспозвоночных; 4. наружные жабры головастика; 5. роговой клюв у птицы. а. 1,3; б. 1,2,3; в. 3,4,5; г. 2,3,5.
6. Нуклеиновые кислоты в живых организмах могут выполнять следующие функции:
1. структурную; 2. запасающую; 3. хранение информации; 4. активный транспорт через мембрану; 5. каталитическую. а. 1,3,5; б. 1,2,5; в. 2,3,4; г. 3,4,5.
7. Синтез АТФ происходит в:
1. цитоплазме; 2. лизосомах; 3. хлоропластах; 4. ядре; 5. митохондриях. а. 1,3,5; б. 2,3,4; в. 1,2,3,4,5; г. 3,4.
8. Прямыми потомками риниофитов могут считаться:
1. хвощевидные; 2. плауновидные; 3. папоротниковидные; 4. голосеменные; 5. покрытосеменные. а. 4,5; б. 1,2,3; в. 2,3,4; г. 1,2,4,5.
9. Аллантоис (задний отдел кишечника эмбриона позвоночных животных) выполняет

функции:
1. дыхания; 2. накопления жировых клеток; 3. накопления мочевых выделений; 4. кровообращения; 5. связи с материнским организмов. а. 1,2,3; б. 3,4,5; в. 1,2,3,4; г. 1,3.
10. Образование макроэргических соединений происходит в процессе:
1. гликолиза; 2. световой фазе фотосинтеза; 3. темновой фазе фотосинтеза; 4. цикла Кребса; 5. окислительного фосфорилирования. а. 1,2,4,5; б. 1,2; в. 1,2,3; г. 3,4,5.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). 1. Одна аминокислота кодируется несколькими кодонами (триплетами). 2. Один ген эукариот кодирует один белок. 3. Световая фаза фотосинтеза протекает только на свету. 4. Темновая фаза фотосинтеза протекает только в темноте. 5. Аэробный этап дыхания протекает в митохондриях. 6. Ассимиляция и катаболизм – синонимы. 7. Фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. 8. ЭПС – это часть комплекса Гольджи. 9. Цитоскелет выполняет защитную функцию. 10. В интерфазе митоза происходит удвоение количества ДНК в ядре. 11. Кроссинговер – это спаривание гомологических хромосом. 12. Половые клетки образуются только в результате мейоза. 13. Почкование – вид полового размножения. 14. Синдром Дауна вызывается хромосомной мутацией. 15. Генные и точечные мутации – это синонимы. 16. Н.И. Вавилов открыл центры происхождения культурных растений. 17. Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений. 18. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне. 19. Растительноядные животные являются консументами 2-го порядка. 20. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 12,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их признаками (1–5).

Признаки: Систематическая группа:
1. Гаметофит раздельнополый. А. Покрытосеменные 2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются Б. Папоротниковидные и мужские и женские гаметы. 3. Гаметофит представлен заростком. 4. Для оплодотворения необходима водная среда. 5. Для оплодотворения не нужна водная среда.
Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите половые клетки человека (А–Б) с их характеристиками (1–5):

Характеристики клетки Половые клетки
1. В строении клетки различают головку, шейку и хвост. А. Сперматозоид 2. Обладают относительно крупными размерами по сравнению Б. Яйцеклетка с половыми клетками, принадлежащими противоположному полу. 3. Клетка способна к активному передвижению. 4. Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся поверх цитоплазматической мембраны. 5. Из одной клетки-предшественницы их образуется четыре.
Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки

3. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5)

и их ролью в цепях питания (А-В)
.

Организмы: Трофические уровни:
1. Сапротрофные бактерии. А. Консументы. 2. Зеленые растения. Б. Редуценты. 3. Травоядные животные. В. Продуценты. 4. Хищные животные. 5. Плесневые грибы.
Организмы

1

2

3

4

5

Трофические уровни

4. [мах. 2,5 балла] Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может

быть получено (1–5).

Биологический материал: Вещество:
1. Клеточная стенка грибов А. Крахмал 2. Печень животных Б. Сахароза 3. Клеточный сок растений В. Целлюлоза 4. Сердцевина стебля растений Г. Хитин 5. Хлопковое волокно Д. Гликоген
Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

5. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органические вещества (А–Д) и функции, выполняемые ими в

клетке и/или организме (1–5).

Функции: Вещество:
1. Ускоряют химические реакции в клетке, являются А. ДНК биологическими катализаторами. Б. Белки 2. Входят в состав клеточных мембран, образуя двойной слой В. АТФ гидрофобных молекул. Г. Липиды 3. Являются основным компонентом клеточной стенки клетки Д. Углеводы растений. 4. Выполняет функцию аккумулятора энергии в клетке. 5. Заключает в себе генетическую информацию об организме.
Функции

1

2

3

4

5

Вещество

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

[

мах.

87,5 баллов]


Задание 1. [35 баллов]

(по 1 баллу за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10
а а г б в г а г г в
11-20
б а г б в а б а б в
21-30
г а а в а б г а а в
31-35
в б б а б
Задание 2. [20 баллов]

(по 2 балла за каждое тестовое задание)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10
г а б г г а а б г а
Задание 3. [20 баллов]

(по 1 баллу за каждое тестовое задание)



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
прав. "ДА" Х Х Х Х Х Х неправ "НЕТ" Х Х Х Х


11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
прав. "ДА" Х Х Х Х Х Х неправ "НЕТ" Х Х Х Х
Задание 4. [12,5 баллов]

1. [мах. 2,5 балла]

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа
А Б Б Б А
2. [2,5 балла]

Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки
А Б А Б Б
3. [2,5 балла]

Организмы

1

2

3

4

5

Трофические уровни
Б В А А Б
4. [2,5 балла]

Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество
Г Д Б А В
5. [2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Вещество
Б Г Д В А
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

2016-2017 учебный год


10-11 класс (120 минут)

[

мах.

87,5 баллов]

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

ФИО участника _____________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________________

Задание 1. [35 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

21-30

31-35

Задание 2. [20 баллов]

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

Задание 3. [20 баллов]



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
прав. "ДА" неправ "НЕТ"


11

12

13

14

15

16

17

18

19

20
прав. "ДА" неправ "НЕТ"
Задание 4. [12,5 баллов]

1. [мах. 2,5 балла]

Признаки

1

2

3

4

5

Систематическая группа

2. [2,5 балла]

Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки

3. [2,5 балла]

Организмы

1

2

3

4

5

Трофические уровни

4. [2,5 балла]

Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

5. [2,5 балла]

Функции

1

2

3

4

5

Вещество


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники