Напоминание

Сравнение обыкновенных дробей


Автор: Толстокора Светлана Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Куйбышевская СОШ им. А.А. Гречко
Населённый пункт: с. Куйбышево, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сравнение обыкновенных дробей
Раздел: среднее образование





Назад





Тема урока: Сравнение обыкновенных дробей.

Цель урока:
1. Открытие универсального способа сравнения обыкновенных дробей. 2. Повторить и закрепить: основное свойство дроби; приведение дробей к наименьшему общему знаменателю, общему числителю; сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями, правильных и неправильных, сравнение с половиной, дополнением до целого, сравнение смешанных чисел.
Тип урока:
«Открытие» нового знания.
Форма урока:
Урок - сказка.
Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.
В 3/4 царства, в 3/8 государства жили-были... - Что я стала вам рассказывать? - Вы любите сказки? - Что необычного в этой сказке? - Сегодня мы отправимся в сказку, но не простую, а математическую! - С множеством, каких чисел мы с вами работаем? - Какие операции с дробями мы уже научились делать? - А какие операции над дробями нам надо научиться делать? - Где это может понадобиться? - Сегодня мы остановимся на сравнении дробей. Запишите тему урока. Мы с вами уже учились сравнивать дроби в 5 классе? - Уточним правила сравнения дробей.
1. Актуализация знаний.
- Итак, жил да был царь и у него был сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве обыкновенных дробей живет
Елена Прекрасная. Чудо, как хороша. И отправил царь Ивана-царевича сватать Елену Прекрасную. Пригож гость, да умен ли? - Пойду - говорит Елена Прекрасная за тебя замуж. Только должен ты сначала как водится пройти испытания и достать со дна моря синего колечко, что я обронила. - Ребята, поможем Иван-царевичу справиться с этим заданием? - Для этого вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
Задание 1.
На доске записаны дроби 3/8, 5/12, 9/8, 3/4, 15/7, 7/8, 4/3, 8/9, 7/15. Разбейте дроби па классы, указав признак разбиения. 1. Правильные: 3/8, 5/12, 3/4, 7/8, 8/9, 7/15. Неправильные: 9/8, 15/7, 4/3. 2. С одинаковыми знаменателями: 3/8, 9/8, 7/8. С разными знаменателями: 5/12, 3/4, 15/7, 4/3, 8/9, 7/15. 3. С одинаковыми числителями: 3/8 и 3/4; 7/8 и 7/15. С разными числителями: 5/12, 9/8, 15/7, 4/3, 8/9.
На магнитную доску крепится первый кораблик.

Задание 2.
Выполнить письменно. Приведите дроби 7/15 и 5/12 к наименьшему общему знаменателю.
Крепится второй кораблик.

Задание 3.
Приведите дроби 7/15 и 5/12 к наименьшему общему числителю.

Крепится третий кораблик.
- Построил Иван-царевич три корабля за три ночи. «Ну что ж, Иван-царевич», - молвила Елена, - «справился ты с первым испытанием. Вот второе - доплыть за три дня до того места, где кольцо утеряно». - Волны на море разыгрались, не дают Иван - царевичу в путь отправиться. И тут падает к его ногам письмо: «Ежели ты сумеешь на каждой волне из двух дробей большую выбрать, то из букв, к которым те большие дроби привязаны словцо сложится. Заветное словцо-то! Оно место укажет, где кольцо Елены искать». На каждой волне подсказка-задание написана. Про то подсказка, как дроби сравнивать требуется. 1. 3 3/8 и 7/8 О. 2. С 3/4 и 3/8 3. 3. С 3/4 и 4/3 Т. 4. Л 9/8 и 15/7 Р. 5. А 5/12 и 7/8 О. 6. С 3/4 и 8/9 В.
Крепятся

на

магнитную

доску:

волны

(на

каждой

волне

-

правило) и большая дробь с буквой.
- Какое же слово получилось?
ОСТРОВ
. -Волны успокоились, и отправился Иван дальше, остров тот искать. День прошел, другой заканчивается.
3. Постановка учебной задачи.

Задание 5.
Иван - царевич проплыл 7/15 всего пути. До острова, где кольцо
спрятано, осталось проплыть 5/12 всего пути. Какая часть пути больше, та которую Иван проплыл или которую ему осталось проплыть? Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сравнить дроби 5/12 и 7/15. Сравните. - Чем этот случай отличается от предыдущих? Это правильные дроби, меньшие половины, числители и знаменатели которых разные. - Значит, что нам нужно научиться делать? Надо научиться сравнивать дроби, у которых разные знаменатели и разные числители. - Вы определили цель нашего урока. - А для этого, что нам нужно сформулировать? Правило сравнения дробей с разными знаменателями. - Уточните тему урока.
Сравнение дробей с разными знаменателями и разными числителями.

4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Совсем мало времени осталось, а острова не видно. И решил Иван- царевич направить корабли в разные стороны.
Учащиеся работают по группам.

Задания группам.
Сравнить: 5/12 и 7/15. Требование: Выдвинуть гипотезу и ее проверить; результатом должно стать утверждение.
Подводящий диалог.
- Какие дроби мы уже умеем сравнивать? - Как свести новый случай к известным? - Выполните преобразование.

Предлагаются и защищаются различные гипотезы.

Вывод.
Чтобы сравнить две дроби с разными знаменателями (числителями) можно: 1 привести дроби к наименьшему общему знаменателю (числителю); 2 Сравнить дроби с одинаковыми знаменателями (числителями). - Давайте, сравним полученный вывод с текстом в учебнике стр. 46. - Совпадает ли, построенный нами способ сравнения со способом, который приведен в учебнике? - Можно ли, используя этот способ, выполнить задания на волнах? - Этот способ является универсальным способом сравнения дробей.
5. Первичное закрепление.
- Встретились корабли с разных сторон у острова Буяна. Крепится остров. 5.1 Учащиеся решают у доски с комментированием № 292 ( б, г,). - Послал Иван-царевич в разведку на остров двух слуг своих верных. 5.2 Самостоятельная работа с самопроверкой (на закрытых досках). 1-е. №293(а),294(б). 2-е. №293(6),294(а).
5.3 Включение в систему знаний.

Учащиеся,

Допустившие

ошибки

в

самостоятельной

работе,

выполняют №292(а, в).
После проверки задания с помощью консультантов с положительным результатом, они включаются в решение следующих заданий. - Верные слуги, исследуя остров, нашли большой камень, а на нем
надпись: «Кольцо твое лежит на дне морском, под этим камнем. Выполни последнее задание,
Учащиеся работают в парах.

Задание 6.
Расположи числа 7/8, 3/4, 4/3,15/7, 8/9, 7/15 в порядке возрастания. - Мы расположили числа в порядке возрастания и освободили проход на дно морское. Достал Иван кольцо – и в обратный путь. Вернулся к Елене Прекрасной, да и закатили они пир на весь мир! Стали жить-поживать и добра наживать.
6.

Домашнее задание.
Обязательный уровень. П.11,№346(а, б, д., е), 295. Продвинутый уровень. П. 11, №346(в, г, ж, з), 349, 390. Творческое задание. Реклама универсального способа сравнения дробей.
7.

Рефлексия деятельности.
- Что нового и полезного вы узнали на уроке? - Сформулируйте правило. - Оцените с помощью отрезка свою работу на уроке.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники