Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений
«Детский сад №87» городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан
Научно-методическое сопровождение
экспериментальной деятельности
(выступление на методическом совете старших воспитателей 29.11.2016г)
подготовила:
Яушева Р.Ф.,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №87» экспериментальное внедрение программы «Миры
детства» началось с одной группой детьми с 3 до 4 лет с 2015-2016 учебного
года.
Позитивный опыт педагогического коллектива
Имеется опыт работы по экспериментальной работе по теме «Социальное
партнёрство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности
ребёнка» период 2012-2015 гг
Разработана и откорректирована образовательная программа Учреждения
Факторы, обеспечивающие внедрение эксперимента
Наличие нормативно-правовых основ экспериментальной работы
Мотивированность
педагогического
коллектива
на
осуществление
экспериментальной деятельности
Наличие
оптимальных
организационно-методических
условий
для
внедрения эксперимента
Соответствующая материально-техническая база
Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной работы
Задачи методической службы Учреждения
Создать
организационные,
кадровые,
материально-технические,
финансовые
и
другие
условия
для
ведения
экспериментальной
деятельности в Учреждении
Условия
Организационные:
создание
рабочей
группы
по
организации
образовательной
деятельности в условиях экспериментальной площадки
р а з р а б о т к а
о р г а н и з а ц и о н н о - у п р а в л е н ч е с к о й
м о д е л и
экспериментальной
деятельности
в
детском
саду,
обеспечивающей
механизм
координации
деятельности
педагогического
коллектива,
работающего в экспериментальном
режиме
изучение
нормативно-правовых
документов
по
организации
экспериментальной деятельности
Кадровые:
обеспечение обучения педагогов на курсах повышения квалификации в
ФГАУ «ФИРО»
проведение
диагностики
мотивационной
готовности
педагогов
к
экспериментальной деятельности;
определение состава коллектива педагогов-экспериментаторов
2
Материально-технические:
проведение
экспертизы
развивающей
предметно-пространственной
среды
экспериментальной группы;
формирование
заявки
на
приобретение
дидактического
пособия
«Детский календарь»
презентация развивающей предметно-пространственной среды группы
для коллег детского сада.
Финансовые:
использование бюджетных средств для приведения развивающей
предметно-пространственной среды в соответствие с рекомендациями
(по результатам экспертизы);
привлечение дополнительных средств из внебюджетных источников.
Предварительная
работа
в
педагогическом
коллективе
вызвала
интерес
к
экспериментальной
деятельности
и
обеспечила
предпосылки
формирования
единой команды педагогов-экспериментаторов.
В соответствии со статусом экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по
МАДОУ
«Детский
сад
№87»
издан
приказ
в
целях
качественного
ведения
экспериментальной деятельности.
Данным локальным нормативным актом
●
определен
механизм
координации
деятельности
на
экспериментальной
площадке федерального уровня «Проектирование социальной ситуации развития
детей
3-7
лет
в
Примерной
основной
образовательной
программе
«Миры
детства»: конструирование возможностей»;
●
утверждены
организационно-управленческая
структура
экспериментальной
площадки на базе МАДОУ, формы организации экспериментальной деятельности
и состав коллектива педагогов-исследователей на I этапе (с 2015-2016 учебного
года).
Направления деятельности
на первом этапе эксперимента
•
Изменение форм взаимодействия взрослого и ребёнка
3
•
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды
•
Обеспечение эффективного взаимодействия детского сада и семьи
•
Формирование
единой
команды
методического
сопровождения
инновационного процесса в МАДОУ «Детский сад №87»
В соответствии с приказом по учреждению «Об экспериментальной площадке»
разработаны и утверждены
Положение экспериментальной работы
положение рабочей группы по ОЭР
положение психолого-педагогической группы
План мероприятий I этапа экспериментальной работы
План мероприятий 2 этапа экспериментальной работы.
Рабочая группа делится на две подгруппы:
психолого-педагогическая группа (входят воспитатели экспериментальной
группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,
педагог-психолог, старший воспитатель)
научно-педагогическая группа (заведующий, старший воспитатель, учитель-
логопед)
Разработан план работы научно-методической группы
план работы психолого-педагогической группы
Разработана рабочая программа педагогов экспериментальной группы и
специалистов по ОЭР
Формы
научно-методического
сопровождения
экспериментальной
деятельности
Вебинары, семинары с использованием электронных ресурсов
Организация деятельности координатора информационного обеспечения
С о з д а н и е
н а
о ф и ц и а л ь н о м
с а й т е
У ч р е ж д е н и я
с т р а н и ч к и
экспериментальной деятельности по программе «Миры детства»
Организация работы рабочей группы по ОЭР
Плановая подготовка и проведение научно-практических конференций по
тематике эксперимента
Эта
деятельность
представляет
систему
мероприятий
соответствующего
содержания и формирование банка материалов экспериментальной площадки:
оформление
документаций,
договоров
по
доставке
методического
и
практического материалов «Детского календаря»;
проведение
апробации
трансляции
родителям
новых
форм
проведения
развивающих
занятий
взро слых
с
ребёнком,
которые
м о г у т
организовываться в семье;
4
апробация ДК с воспитанниками 3-4 лет;
мероприятия по совершенствованию предметно-пространственной среды;
мероприятия по созданию учебно-методической площадки современных
технологий дошкольного образования.
Информация о результатах работы экспериментальных площадок ФГАУ
«ФИРО» за первый год
Участники «Шестого Международного Слета учителей Сочи-2015» по
обмену профессиональным опытом и достижений высоких результатов в
разработке и внедрение новых педагогических технологий. (заведующий
Ротач С.Н.)
Выступление
на
тематическом
совещании
заведующих
дошкольных
образовательных
учреждений
по
теме
«Деятельность
дошкольного
учреждения
в
инновационном
режиме,
организация
р а б от ы
экспериментальных площадок ДОУ», январь 2016 года (заведующий Ротач
С.Н.)
Выступление из опыта работы с презентацией на Декаднике образования в
августе 2015 года по теме «Проектирование социальной ситуации развития
детей 3-7 лет» (педагог Олейник С.А.)
Выступление из опыта работы с презентацией на площадке по
экспериментальной работы Декадника образования в августе 2016 года
воспитатель Нагаева Л.Р.
Публикации в СМИ
Статья «Социальное партнерство семьи и ДОУ», журнал «Дошкольный
мир» сентябрь 2015 года.
Статья
«Лучшая
семья-2015»
газета
«Деловой
Стерлит амак»
№8(49)23.04.2015 года
Статья «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценоого развития
ребенка»
в
1
Всероссийском
форуме
работников
дошкольных
образовательных учреждений;
Статья Социальное партнерство семьи и ЖОУ как ресурс социокультурного
развития личности ребенка» в сборнике научных трудов по материалам III
международной научно-практической конференции;
Статья
«Сотрудничество
семьи
и
ДОУ
посредством
программы
«Миры
детства:
конструирование
возможностей»
в
сборнике
международной
научно-практической конференции 29 октября 2016 года.
5
Работа педагогического коллектива в условиях федеральной экспериментальной
площадки
–
это
конструирование
возможностей
развития
образовательной
организации,
корпоративной
культуры
и
совершенствование
персонала
в
личностном и профессиональном плане.
В рамках федеральной экспериментальной площадки старший воспитатель и
заведующий Учреждения прошли курсовую переподготовку, а в ноябре 2015 года
два педагога Учреждения обучались на курсах в федеральном институте развития
образования, где не только прослушали курс лекций, но и принимали активное
участие в форме защиты проекта.
Основную роль в организации образовательного процесса играет педагог группы.
Его ответственное отношение к образовательному потенциалу семьи, его личный
контакт
с
родителями
воспитанников
-
определяют
взаимодействие
семьи
и
детского сада.
Но
и
нельзя
недооценивать
роль
специалистов
ОУ:
педагога-психолога,
музыкального руководителя и инструктора по физкультуре. Период адаптации по
программе «Миры Детства» в младшей группе удлинен до 6 месяцев и помощь
педагога-психолога в этот период неоценима. Инструктор по физкультуре обучает
детей
основным
движениям
только
через
подвижные
игры,
в
том
числе
и
сюжетные.
Музыкальный
руководитель
в
экспериментальной
группе
тоже
изменил подход к занятиям. Используется много классической музыки и не только
на музыкальном занятии, но и в процессе режимных моментов.
Нормативно-правовые
и
организационно-управленческие
о снования
экспериментальной
деятельности
по
обеспечению
плановой
и
качественной
работы всех участников экспериментальной площадки, их взаимодействия по
достижению
определенных
результатов
являются,
как
показывает
практика,
мотивационно-стимулирующим фактором в жизнедеятельности педагогического
коллектива Учреждения.
Практическая значимость состоит в том, что разработанные модели для
организации
взаимодействия
семьи
и
ДОУ будут
способствовать
повышению
качества
воспитания
и
развития
детей
раннего
и
дошкольного возраста в различных формах вариативного дошкольного
образования
6